«Австралия тем и чудесна... здесь каждый день можно увидеть гала, какаду, магпаев и поссумов»

ТЕКСТ  Ярослава Полякова
Просмотров 869    / Ноябрь 2021 /
«Разбросаны по миру горячие сердца», – такие строчки о дипломатической службе написал Сергей Лавров. Порой выпускникам нашего института приходится работать за 14 тысяч километров от дома. Как, например, Светлане Воробьевой, атташе Посольства России в Австралии, окончившей МГИМО в 2017 году. Вместе с ней мы разобрались, какое животное считают экзотическим все австралийцы, похожи ли жители Канберры на британцев и действительно ли Австралия отрезана от всего мира.

Когда и почему вы решили стать дипломатом? 

И мама, и отец всю жизнь ездили в командировки по мидовской линии, поэтому в старшей школе меня отправили на Курсы редких языков при МГИМО в надежде, что я пойду по стопам родителей. Дипломатическая карьера меня не привлекала, пока на третьем курсе я не поехала на ознакомительную практику в Анкару. Тогда я поняла, что это как раз то, в чем я лучше всего разбираюсь. 

Что повлияло на ваше назначение в Австралию? 

Австралия появилась не сразу. До командировки я успела два года поработать в отделе Турции в центральном аппарате. Сейчас я вспоминаю то время с большой теплотой, там был классный и очень дружный коллектив. И главное, все большие профессионалы. Лучшего места для «боевого крещения» не придумаешь, но в какой-то момент я начала искать возможности для получения нового опыта. Командировка – как раз такая возможность, потому что работа в посольствах сильно отличается от работы в центральном аппарате. В этот момент  и появилась на горизонте Канберра, где нужен был человек с хорошими переводческими навыками. 

Каким было первое впечатление от страны после прилета?

До приезда в Австралию мое представление о стране было весьма среднестатистическим. Опасные животные и пара классных музыкальных исполнителей типа AC/DC и Вэнса Джоя. Помню свой первый день. За мной заходит коллега, чтобы проводить до работы. Мы идем по территории посольства, и вдруг я слышу очень странный птичий крик, поднимаю голову, а там проносятся стаи белых какаду. 

Возникает ли ощущение оторванности от остального мира?

Первое время было так много работы, что я даже не успевала задуматься, тяжело мне или нет. А вот оторванность от мира я ощутила в полной мере, когда грянула пандемия коронавируса. За два года я так ни разу и не съездила в Россию повидаться с близкими и друзьями. Меня это не очень напрягает, но, конечно, какие-то связи потихоньку теряются.

Как проходит ваш рабочий день? Какие вопросы приходится решать?

У меня есть несколько основных «рефератов», по которым нужно всегда держать руку на пульсе, анализировать, писать, вести переговоры. Бывают  запланированные проекты, подготовка к которым занимает несколько недель или даже месяцев (тематические сессии в рамках международных конференций, круглые столы, фестивали). В прошлом году на организацию серии мероприятий, посвященных 200-летию Первой русской антарктической экспедиции, понадобилось около восьми месяцев. При этом ежедневно приходится решать много технических вопросов. 

Как бы вы описали отношения России и Австралии на данный момент? 

Отношения России и Австралии переживают, мягко скажем, не  лучший период. В 2014 году Австралия присоединилась к антироссийским санкциям и продолжает ежегодно расширять списки тех, на кого они распространяются. Политические трения негативно отражаются и на торгово-экономических, и на культурных связях, хотя на человеческом уровне видим заинтересованность в развитии диалога.

Тяжело ли было привыкнуть к менталитету местных жителей? 

Меня в хорошем смысле удивила расслабленность австралийцев. Раньше я думала, что австралийцы вроде англичан: они более склонны к трудоголизму и нацелены на результат. Но нет! Они не перерабатывают, очень трепетно относятся к выходным. Работа для них далеко не в приоритете. Мне такой подход очень близок. Не понимаю тех, кто все пытается доделать в пятницу. Оставь на понедельник, mate! Возможно, поэтому мне  всегда легко и приятно взаимодействовать с австралийцами, в том числе и по рабочим вопросам.

Кенгуру на улицах городов – миф или реальность? 

Встретить кенгуру на улицах Сиднея, Мельбурна и Брисбена – большая редкость. В Канберре их можно увидеть гораздо чаще, особенно в сумерки они любят выбегать на дорогу. Австралия тем и чудесна. Если в Москве я вижу только голубей и крыс, то здесь каждый день можно увидеть гала, какаду, розелл, лорикетов, магпаев, поссумов. Тут, скорее, голубь – экзотичное животное. 

Какова основная цель ваших подкастов об Австралии? 

Начала я их записывать в разгар пандемии. Днем было не очень много работы (в основном мы отвечали на ночные звонки российских граждан, застрявших в Австралии из-за отмененных международных рейсов), поэтому появилось свободное время. Сколько я себя помню, мне всегда нравилось рассуждать вслух, да и вообще я люблю вести душевные разговоры и шутить. Подкаст дает тебе возможность «поговорить» с теми, с кем ты даже не знаком. Это как радио, только без профессиональной аппаратуры. 

Мой любимый выпуск, конечно же, про яхтинг: там я рассказываю про личный опыт чартера в Австралии. Да и вообще, «все, что рассказывает автор, является его личным мнением», так что  руководству я не сообщала о своем «проекте». 

Часто ли вы рассказываете местным жителям о России так, как нам об Австралии в  подкастах? 

У австралийцев примерно такое же представление о России, как у нас об Австралии. Очень холодное место, где у каждого жителя есть медведь, охраняющий шкуры оленей. Они вроде и сами догадываются, что тут какой-то подвох, и искренне интересуются, правдивы ли подобные стереотипы. Приходится шутить, что все так и есть. 

Какими навыками должен обладать идеальный дипломат сегодня? 

Обязательно учите иностранные языки, минимум два. И расширяйте кругозор, читайте прессу, следите за международной повесткой дня. В вузе вы получаете фундамент, все остальное оттачивается в процессе работы.

ноябрь 2021