«Наша миссия – вложить в умы студентов, что БРИКС существует»: Анастасия Илюшина о проектной лаборатории БРИКС

ТЕКСТ  Александр Клинген
Просмотров 970    / Апрель 2022 /
БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР – объединение, созданное в 2006 году на Петербургском экономическом форуме. Вдохновившись им, наши студенты создали собственную проектную лабораторию по тематике объединения. Анастасия Илюшина, главный организатор проекта, рассказала «Международнику», что это за лаборатория, как она возникла, чего добивается и какой вообще потенциал есть у молодежных проектов.

Как возникла идея создать проектную лабораторию?

БРИКС – это не полноценная организация, это скорее форум, который объединяет пять стран.

Мне стало обидно, что о нем мало говорят и никто всерьез не воспринимает. Я решила, что надо активно продвигать эту повестку среди студентов.

К тому же это мой последний год в МГИМО, мне очень хотелось оставить какой-то след после себя в университете. Вот так и родилась лаборатория.

Расскажи основную концепцию проекта.

Мероприятие делится на несколько блоков: открытие, пленарное заседание, разработка проектов по одному из шести треков и культурная программа. Сначала у нас выступят представители госвласти и эксперты, занимающиеся тематикой БРИКС. Среди них – Национальный комитет по исследованию БРИКС, Проектный офис международно-молодежного сотрудничества «Россия-БРИКС» и «БРИКС. Мир традиций», организация от гражданского общества по вопросам объединения. Затем участники в командах в течение 2,5 дней будут разрабатывать проекты, которые носят практико-ориентированный характер. В каждом треке есть более узкое направление для работы. Например, в рамках трека «Экономика» планируется разработка инфраструктурного проекта для Нового банка развития БРИКС в Бангладеше. Студенты будут защищать свои проекты на английском языке с презентациями перед экспертной комиссией, затем некоторые из этих проектов будут отправлены в профильные организации, где их продолжат развивать.

Помимо собственно проектной лаборатории, в рамках мероприятия у нас будет TED Talk: в течение 5 минутного выступления участники смогут рассказать что-то о БРИКС или стране, которую они изучают. Будет и культурная программа. Мы планируем позвать девушку-путешественницу, которая расскажет о поездках по России. Еще надеюсь, что удастся договориться с одним студентом, который проведет для участников экскурсию в центре Москвы.

В каких видах могут быть представлены проекты участников?

В зависимости от трека у участников есть возможность выбирать разные форматы: это может быть дорожная карта, декларация, резолюция или что-то более практичное.

Чем ваша лаборатория отличается от модели ООН?

Несмотря на то, что истоки нашего проекта в модели ООН, разница кардинальная. Прежде всего модели БРИКС не существует. Было несколько попыток проведения чего-то подобного в прошлом: во ВШЭ и в РАНХИГС, – но это были очень локальные проекты. Когда я советовалась с Национальным комитетом по исследованиям БРИКС, мне сказали, что наше мероприятие надо сделать как можно более известным и масштабным. Есть и механические отличия. У нас не комитеты, а треки, у нас нет такого процедурно-логического механизма, как в модели ООН. Да и мы не моделируем работу организации, мы прежде всего проектная лаборатория, нацеленная на создание чего-то действительно нового.

Насколько сложно организовать мероприятие подобных масштабов?

Очень много сил уходит на это, чего я совсем не ожидала. Бывают дни, когда просыпаешься с мыслью: «А не бросить ли всё это?». В такие моменты ловишь себя на мысли, что участники все-таки ждут от нас должного уровня организации, что есть эксперты, которые согласились нам помочь. Очень важна и поддержка МИДа, на который я нашла выход с помощью вашего журнала: увидела интервью с Владимиром Полуэктовым и связалась с ним. Теперь МИД занимается и нашей проектной лабораторией.

Еще недавно в МГИМО выступал Сергей Алексеевич Рябков, шерпа БРИКС в России. На его лекции я подняла руку и среди прочего упомянула, что у нас планируется такая лаборатория. Сергей Алексеевич сказал, что это замечательная инициатива, поэтому есть маленькая надежда, что он выступит у нас.  Вот такая поддержка очень подстегивает!

Часто ли происходит так, что молодежные проекты выходят на более высокий уровень?

Я думаю, что сегодня молодежная политика набирает обороты и на молодежные инициативы обращают всё больше внимания.

С нашей стороны очень важно не только добиться того, чтобы нас услышали, но еще и представить проекты в такой детальной проработке, чтобы получилось что-то действительно реализуемое.

Всё возможно, нужно только постараться!

Какие перспективы у проектной лаборатории? 

Сложно сказать. Прежде всего, я очень волнуюсь, как у нас всё пройдет сейчас, какое впечатление оставит, какие проекты будут выработаны – это своеобразный шаг в неизвестность. К тому же я в этом году выпускаюсь. Если я поступлю в аспирантуру, это будет один вариант развития событий. Но если не поступлю – подхватит ли кто-то мою идею или нет?

Если всё пройдет успешно, хочется, чтобы в МГИМО было больше экспертов по БРИКС. Сейчас у нас нет практически ни одного преподавателя, который может в этом помочь. Свою курсовую на первом курсе я писала с Хенкеном Сергеем Марковичем, преподавателем Кафедры сравнительной политологии, он по роду деятельности связан с проблематикой БРИКС. Еще темой занимается Кузнецов Денис Андреевич, его область ─ трансрегионализм и развивающиеся страны Латинской Америки. Но нет специалистов, связанных напрямую по БРИКС. Очень хотелось бы, чтобы эта тема больше развивалась в стенах нашего университета.

Может быть, наши идеи будут полезны МИДу и организациям, которые занимаются БРИКС со стороны России. Хорошим результатом деятельности лаборатории я вижу выполнение своей миссии – вложить в умы студентов, что БРИКС существует и играет не последнюю роль. Я очень надеюсь, что кто-то эту тему подхватит и будет развивать. Вот таким распространением мы точно чего-нибудь добьемся!

Блиц!

Модель ООН или проектная лаборатория БРИКС?

Проектная лаборатория БРИКС!

Организовывать или участвовать?

Организовывать. Иногда хочется участвовать, иногда хочется организовывать в зависимости от жизненного периода. Когда я поучаствовала в модели ООН два раза, то поняла, что хочу попробовать себя организатором.

Здравоохранение, образование, экономика, информационная безопасность и наука, технологии, инновации. Что тебе ближе?

Экономика. Поработать в Новом банке развития – моя мечта. Мне кажется, что за таким форматом – будущее.

Вот у нас есть 5 стран и 5 блюд. Индийский карри, бразильский орех, билтонг (вяленое южноафриканское мясо), утка по-пекински и холодец. Что бы ты выбрала?

Будучи патриотом, я бы выбрала холодец. Но я ненавижу холодец…А можно это будет всё в одном?

В какой стране-участнице БРИКС ты бы хотела организовать следующую площадку для проектной лаборатории?

Южная Африка. Мне очень интересна Африка, я мечтаю там когда-нибудь поработать. Лаборатория была бы хорошим предлогом.

Что можешь пожелать участникам?

Мы правда очень стараемся!Я хочу, чтобы участники прониклись объединением, повесткой, страной, которую они будут представлять. Это очень важное и полезное, как мне кажется, погружение. Хотелось бы, чтобы нас не слишком критиковали (смеется) и чтобы участники завели новых друзей. Это ведь и нетворкинг, и интеллектуально-образовательный штурм, и очень полезная встряска мозгов. Я желаю нашим участникам продуктивности, конструктива и максимального удовольствия от происходящего!

апрель 2022