«Проигравших не было, победителями были все»: об итогах и уроках Карибского кризиса

ТЕКСТ  Матвей Ушаков
Просмотров 10534    / Октябрь 2021 /
59 лет назад, 28 октября 1962 года, завершился Карибский кризис, запомнившийся всему миру как пик противостояния СССР и США в Холодной войне. Казалось, всего один шаг отделяет мир от начала ядерного конфликта. Советские ракеты были размещены на Кубе – ближе, чем когда-либо, к американской границе. В тот раз катастрофы удалось избежать, но было ли это началом советско-американского сближения или очередным витком противостояния, следы которого отчетливо заметны и сегодня? Наш автор Матвей Ушаков постарался найти ответ на этот вопрос самостоятельно, а также обратился к эксперту – профессору МГИМО Юрию Кобаладзе.

К предпосылкам Карибского кризиса стоит отнести наращивание вооружения в СССР и США. Обе соперничающие страны не только совершенствовали имеющееся ядерное оружие, но и размещали его в дружественных государствах: чем меньше расстояние до противника, тем выигрышнее положение. Так, советские ракеты, нацеленные на США, уже были размещены в ГДР, однако не угрожали напрямую главным американским городам. Ракеты же противника располагались в Турции, граничащей с Советским Союзом по морю, и имели радиус действия, достигавший Москвы. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев писал в мемуарах, что мысль об американских ракетах, находящихся на противоположном берегу Черного моря, не давала ему покоя во время поездки в Болгарию в 1962 году.

Еще одной предпосылкой кризиса можно считать революцию, произошедшую в 1959 году на Кубе. К власти на острове пришел Фидель Кастро – левый лидер, занявший просоветскую позицию и неоднократно призывавший СССР к увеличению военного присутствия в стране. Это позволило Хрущеву построить планы о размещении на Кубе советских ядерных ракет средней дальности, которые напрямую угрожали Вашингтону и могли долететь до Канады.

 

Для доставки ракет на Кубу советское руководство в обстановке строжайшей секретности начало операцию «Анадырь» – такое «северное» название было дано специально, чтобы запутать возможных западных агентов. Об истинном назначении перевозимого груза не знали даже советские военнослужащие, изначально направлявшиеся с ним на Чукотку и только потом вынужденные повернуть в сторону Кубы.

 

Информацию о том, что на острове размещено советское ядерное оружие, президент США Джон Кеннеди получил 16 октября, почти сразу после прибытия груза. Один из американских разведывательных самолетов заметил ракеты с воздуха. В Штатах забили тревогу, начали военную блокаду Кубы. А поскольку и США, и СССР действовали не сами по себе, а в составе массивных военных блоков, буквально за несколько дней весь мир оказывается на грани войны: привели в боеготовность войска НАТО и ОВД, в Советском Союзе остановили осеннюю демобилизацию.

 

Что же двигало руководством СССР и чем была вызвана необходимость идти ва-банк, размещая ракеты прямо возле США? К октябрю 1962 года Советский Союз, несмотря на активную демонстрацию собственной военной силы, отставал от Америки в гонке вооружений. Штаты имели преимущество как по качеству имевшегося оружия, так и в стратегическом плане – их ракеты находились ближе к границе противника. Ясно понимая, что баланс ядерных сил нарушен, Хрущев пришел к выводу о том, что только решительными действиями можно заставить США посмотреть на Советский Союз как на равного соперника. Однако об истинном положении дел уже было известно Вашингтону – задолго до начала кризиса американский агент в СССР Олег Пеньковский на основе находившихся в его распоряжении документов докладывал, что паритета с США у Советского Союза нет, а демонстрируемая во время парадов техника – отчасти бутафорская.

 

Чем же тогда можно объяснить столь бурную реакцию со стороны Штатов? По всей видимости, вопрос близости советских ракет касался самих основ существования США как государства. Так, известный российский журналист Владимир Познер в одном из интервью утверждает, что размещение советских ракет на Кубе было для Америки экзистенциальной угрозой. Иными словами, США, претендовавшие на мировое господство, не могли допустить факта размещения даже небольшого количества ядерных ракет у себя под боком, что и вынудило их пойти на нарушение международных правовых норм. Важно понимать, что объявление блокады Кубе фактически было актом войны, в то время как сама война объявлена не была, и объявлять ее было не за что – СССР не нарушил никаких международных норм и соглашений тем, что разместил свои ракеты возле США. Наоборот, Москва лишь повторила действия американцев. Тем не менее, именно эта ситуация показала неприемлемость подобных актов в отношении любой страны, что и является одним из главных итогов Карибского кризиса.

Кеннеди и Хрущев во время Карибского кризиса, карикатура из западной прессы.

Карибский кризис удалось разрешить мирным путем. В результате тяжелых переговоров США вывели ракеты из Турции, а СССР – с Кубы. И хотя до начала знаменитой «разрядки» было еще далеко, окончание конфликта ознаменовало постепенное движение к примирению двух противоборствующих сторон.

Современные отношения между Россией и США чем-то похожи на те, что были в 60-е годы, а чем-то отличаются от них. С одной стороны, наши страны уже много лет находятся в непрерывной конфронтации. США позволяют себе предпринимать агрессивные меры, вводя санкции или высылая российских дипломатов, наша же страна отвечает симметрично.

С другой стороны, нельзя говорить, что в отношениях двух государств нет позитивных сдвигов – в июне этого года в Женеве состоялся саммит, в котором участвовали президенты Владимир Путин и Джозеф Байден. На нем было подготовлено совместное заявление президентов России и США по стратегической стабильности, что вселило в мировое сообщество надежду на новое «потепление» между странами.

Чтобы лучше разобраться в том, какой характер носят современные отношения России и США, а также как они соотносятся с происходившим в 1962 году, мы обратились к генерал-майору Службы внешней разведки в отставке, заместителю декана факультета Международной журналистики МГИМО Юрию Кобаладзе:

Насколько велика была вероятность начала реальной войны в 1962 году? Хотели ли этого лидеры СССР и США?

Вероятность была очень и очень велика. На вопрос, хотел ли кто-то тогда войны, однозначно отвечу: никто не хотел.

Это и было основной причиной, по которой война так и не состоялась: лидеры обеих стран осознали, что они слишком далеко зашли и надо из этой ситуации выходить. Кеннеди сделал все, чтобы предотвратить войну, и появилась Красная линия (линия прямой связи между руководителями США и СССР, созданная в 1963 году для быстрого урегулирования ситуаций, подобных Карибскому кризису, – прим. ред.), так как война не была нужна ни ему, ни Хрущеву. Но то, что опасность была ощутимой, я понял уже потом, в зрелые годы, когда работал в Англии. Я узнал, что Западная Европа в это время готовилась к настоящей войне: люди запасались продуктами и водой, рыли траншеи у себя во дворах.

А в СССР готовились к войне?

У нас про это ничего и не знали. Если в США регулярно оповещали население о складывающейся ситуации, о том, что размещены ракеты и для их нейтрализации намечено предпринять определенные шаги, то в Советском союзе степень информированности населения была другой. Даже из высшего руководства мало кто знал. Есть замечательный американский фильм «13 дней», где показан реальный эпизод из истории, когда в ООН привели нашего постпреда Зорина (постоянный представитель СССР в ООН, выступавший от лица руководства страны, – прим. ред.), который даже не был в курсе, что где-то на Кубе размещены ракеты. В воздухе что-то «висело» – например, у нас остановили отпуска у военных, но о степени накала никто не знал. Советские люди были в неведении. Меня про это спрашивали в Англии – я во времена Карибского кризиса был еще мальчиком, жил в Тбилиси и близко не мог себе представить, что на Кубе происходит такое. Только когда ситуация разрядилась, появились статьи и публикации об этом, мы стали примерно понимать, что происходило.

Что тогда помогло прийти к консенсусу? Насколько это было сложно?

Брат Кеннеди Роберт, который тогда был министром юстиции, добился секретной встречи лично с Добрыниным (советский посол в США с 1962 по 1986 год – прим. ред.), и во время переговоров предложил ему следующий вариант: Америка убирает свои ракеты из Турции при условии, что СССР выведет ракеты с Кубы. При этом Советский Союз не должен был публично объявлять, что ракет США в Турции больше не будет, поскольку это было бы ударом по их имиджу и люди сочли это провалом.

Удаление ракет с Кубы – это поражение СССР? В этом конфликте вообще были победители и проигравшие? 

Проигравших не было, победителями были все. Победа заключалась в том, что лидеры обеих стран поняли:в их руках – мир во всем мире, и только благодаря мудрости двух лидеров – и Хрущева, и Кеннеди – удалось достигнуть компромисса.

Раньше Хрущева обвиняли во всех смертных грехах. Но если трезво оценивать, то в его поведении была логика, и он даже добился своей цели: американцы все-так убрали ракеты из Турции.

Как окончание Карибского кризиса повлияло на последующие отношения СССР и США?

Мирное окончание Карибского кризиса послужило своеобразным толчком к последующей «разрядке». Понимание того, что ключ к миру лежит в руках двух лидеров и нужно постоянно поддерживать связь, искать точки соприкосновения, – это абсолютно точно результат Карибского кризиса. Несмотря на это, с тех пор СССР стал наращивать вооружение, что в конце концов привело к превосходству нашего ядерного арсенала по некоторым видам оружия над американским. И только в эпоху перестройки удалось наконец добиться резкого сокращения вооружения с обеих сторон. К сожалению, сейчас это сокращение остановилось. И мы, и США движемся по спирали к тому, что было раньше, а в довесок к этому появился еще Китай, также наращивающий свою военную мощь.

Можно ли сравнивать по напряженности сегодняшние отношения России и США с ситуацией в 60-е годы? Насколько они накалены сейчас?

Мы движемся семимильными шагами к такой же напряженности, какая была в начале шестидесятых годов. Этому способствуют залихватские позиции и с той, и с другой стороны. Американцы наделали много ошибок, мы же как-то очень импульсивно на них отреагировали. Ответственность за сложившееся положение, я считаю, несут обе стороны. И главное, что сама логика развития наших отношений ведет к эскалации, которую ни у кого нет сил остановить.

То есть, если сейчас между двумя странами разразится подобный конфликт, мы уже не сможем остановиться?

Я уверен, что сможем. И опыт Карибского кризиса нам тут в помощь. Почему этот кризис важен для нас сейчас? Потому что это образец того, как надо вести себя в критической ситуации, как порой нужно жертвовать своими интересами ради высшей цели – спасения человечества. Ведь если кто-то нажмет на кнопку и полетят ракеты, мы взаимно друг друга уничтожим.

Я, конечно, не могу ничего предсказывать, я не провидец, но верю в здравый смысл. Мне кажется, что нашим лидерам хватит ума, политической воли и мудрости, чтобы не довести дело до термоядерной войны. Потому что в этой войне победителей не будет. Разумеется, нельзя допустить возможности возникновения подавляющего преимущества кого-либо в военном плане, но нельзя и играть на этом. Нужно искать пути для сокращения вооружения и соблюдать договоренности. Ведь, в конце концов, к развалу Советского Союза привела именно гонка вооружений, мы просто не выдержали ее – зачем же повторять это во второй раз?

октябрь 2021