Дарья Назарова: «"Международник" – это история длиною в жизнь»
Почему ты приняла решение присоединиться к команде «Международника»?
На первом курсе я стала частью пресс-службы Студенческого союза МГИМО, которой руководил Глеб Зуев. Ближе к концу осени он рассказал про подготовку нового номера «Международника». Я написала текст о родном Нижнем Новгороде – это было вступительное эссе на первой странице журнала. Когда я взяла печатный выпуск со своей статьей в руки, меня переполняла гордость. Моя эволюция как журналиста происходила вместе с эволюцией нашего издания. Тот стиль, к которому я пришла, те статьи, которые стала писать, – все это благодаря «Международнику».
Что именно дала тебе работа в журнале?
Я нашла себя как журналиста. У меня была возможность попробовать себя в разных видах деятельности и понять, что у меня получается лучше. Теперь я знаю, что могу брать интервью, писать репортажи. Я была на Сахалине, Кольском полуострове, в Киргизии – и привезла из путешествий больше, чем просто воспоминания. Много общалась, искала интересные детали, смотрела на все глазами не просто путешественника, а журналиста.
Я стала увереннее в себе.
Иногда, когда я работаю над статьей, мне кажется, что это будет провал, у меня ничего не получится. Но когда редактор пишет мне, что читал мой текст, не отрываясь, моя самооценка сразу летит вверх. И в этот момент я чувствую, что мне действительно нравится то, чем я занимаюсь.
Моя мечта – делать то же, что в «Международнике», но на более профессиональном уровне. Наше издание очень выросло с тех пор, как я написала первую статью, но это все же студенческое СМИ. Мне бы хотелось писать не только для студентов МГИМО, но и для более широкой аудитории.
Как ты поняла, что репортажи – это твой жанр?
Каждый год я создавала материал, который выводил меня на новую ступень профессионального развития. Сначала я написала про Кондровский детский дом, затем про русский язык в странах Балтии. Первый полноценный репортаж я привезла из путешествия в Киргизию по программе «Послы русского языка в мире». Я жила в маленьком поселке Кочкор в горах и учила детей русскому языку. Мне хотелось уехать в максимально недоступное место, куда сложно попасть простому путешественнику. Я вела Telegram-канал, где выкладывала диалоги с местными жителями, рассказывала о традициях и кухне тех мест. После поездки написала репортаж в формате сборника путевых заметок. С этого момента я поняла, как классно привозить из путешествий истории, прочитав которые человек сможет почувствовать, что он сам словно побывал где-либо вместе со мной. И когда он поедет туда, то будет смотреть на все другим взглядом, чуть глубже, более заинтересованно. Открывать читателям новые места и новых людей – это здорово.
Почему репортажи, а не интервью?
В интервью нужно полностью сосредоточиться на другом человеке. А в репортаже я создаю новый мир. Он показывает то, как я вижу окружающую реальность. Репортаж наполнен событиями, людьми и их историями. Я всегда даю голос другим людям, потому что им есть о чем рассказать, чем поделиться. Очень важно идти рядом и просто слушать, записывать в заметки и не задавать много вопросов. Люди сами расскажут то, что нужно. Для меня репортаж – это вершина журналистских жанров. Он находится на стыке литературы и журналистки. Он дает больше свободы, но требует и больше ответственности, потому что нельзя искажать реальный мир.
Какие моменты необходимо учитывать, чтобы привезти классный текст из путешествия?
Когда ты едешь куда-либо для создания репортажа – это большая работа. Ты не можешь позволить себе расслабиться ни на секунду. Я начинаю впитывать все с самого первого момента.
Например, когда я прилетела на Кольский, первое, что я запомнила, было приземление самолета. Все вокруг белым-бело, а мой попутчик говорит, что из-за облачности северное сияние я не увижу и на Кольском мне делать нечего.
Я сразу же записала это в заметки, и мне захотелось проверить, действительно ли так будет? Вот эти маленькие интересные детали улетучиваются в момент, если их не записать. Очень люблю слушать экскурсоводов. Они знают город, как никто другой, их истории настоящие, живые. Сначала экскурсоводы рассказывают по бумажке, а потом проскользнет какая-нибудь маленькая красивая деталь. Это обычно очень хорошо вписывается в репортажи про путешествия.
Эмоциональное состояние может очень сильно повлиять на работу. Я отвечаю головой за все, что пишу, и не могу себе позволить привезти что-то неудачное. Но может случиться так, что история не сложится. Тогда надо попытаться съездить еще раз, узнать что-то новое. Когда я писала репортаж про Гагарина, я себе неделю внушала, что у меня ничего не получится. Сидела весь вечер, крутила одну и ту же фразу на протяжении нескольких часов, но ничего не выходило. У меня есть правило: когда я пишу какой-то текст для «Международника», я обязательно должна прогулять пары. Мне надо сесть и сказать себе: «Я пишу текст – это важнее, чем занятия. Сегодня не иду в МГИМО». Так и сделала. Меня отпустило, я села и стала писать.
Какой репортаж был наиболее интересным?
Все репортажи – мои дети, мои любимчики. Я очень люблю репортаж с Кольского, потому что это путешествие было многогранным и наполненным эмоциями. Я от него отходила еще целый месяц. Там было все – и хаски, и северное сияние, и слезы счастья, и купание в Северном Ледовитом океане, и истории про подлодку «Курск», и рассказы про жизнь военных моряков. Это один из самых цельных и ярких моих репортажей.
Ржев – это мой самый серьезный и сложный текст. Это не про путешествия, не про то, какой классной, интересной и красивой может быть наша страна. Это страшная история более миллиона людей, которые погибли, и тысяч людей, которые сейчас вынуждены помнить об этом в одиночку.
Это про войну, которую намеренно забыли, чтобы умолчать об огромных потерях, ошибках руководства. Однако город помнит все. Меня прошибало током, когда жители рассказывали свои истории. Они смотрели с такой надеждой, как будто я могу об этом рассказать всей стране. Но надо жить дальше, а для этого историю необходимо проработать. И мой текст – это попытка отпустить ее в мир, чтобы об этом узнали и другие люди. Про войну очень важно, но всегда очень сложно писать. Я боялась, что не слажу с такой большой и тяжелой историей. Но когда я начала, параллели стали проводиться сами. И я поняла, что текст живет без меня, а я просто проводник.
Чем тебе больше всего запомнилась работа в журнале?
Мы с ребятами стали командой, и я всегда буду помнить тусовки «Международника». Это семья, члены которой периодически уходят и приходят. Но есть те ребята, которые навсегда остаются товарищами по профессии. Никогда не забуду наши поездки. Командой мы ездили на журналистский форум в Екатеринбург. Тогда мы открыли друг в друге те черты, которых не видели раньше. Особой традицией стали наши поездки на форум «Медиасмыслы» в Тверь.
В этом году ты снова выступала на «Медиасмыслах». В чем заключается концепция форума?
Это форум для школьников и студентов про журналистику, про то, как искать новые смыслы в медиа. Классные журналистские мероприятия можно организовывать не только в Москве, но и в родном регионе, как это делает Глеб. Ведь журналистика есть не только в столице. Можно делать что-то важное, но не на глобальную аудиторию.
С каждым годом форум растет. Это сообщество ребят из разных городов: Санкт-Петербурга, Москвы, Твери. Каждый раз, когда мы встречаемся, мы сверяем часы, смотрим, насколько мы выросли в профессиональном плане. Поездка на «Медиасмыслы» – это всегда целый ритуал: «Ласточка» в Тверь, прогулки по центру города, тверские кафешки, встречи с друзьями, огромный заряд энергии.
Когда я в первый раз поехала читать лекцию про репортаж, у меня были только теоретические знания. Я готовилась, прочитала книгу «Реальный репортер» Дмитрия Соколова-Митрича. Для себя выделила основополагающие маячки, которые сформировали меня как журналиста и по которым я движусь до сих пор. В этом году я стала спикером уже в пятый раз. Для меня это было очень ценно, потому что я выступала с позиции человека, который транслирует уже личный опыт, свою экспертность в массы.
Помимо нашей редакции ты входишь в состав ансамбля MGIMO Symphony. Почему ты решила участвовать в этом творческом коллективе?
Я всегда занималась музыкой, и вопрос становиться ли частью MGIMO Symphony даже не стоял. Наиболее важным для меня является наше первое выступление на новогоднем вечере в МГИМО. Это был лучший день моей студенческой жизни. Я оказалась в окружении людей, которые меня понимают и с которыми мы делаем очень классную музыку. Концерт 75-летия МГИМО был очень масштабный. Мы выступали на одной сцене с Григорием Лепсом.
Об ансамбле MGIMO Symphony и музыкальную историю Даши читайте здесь.
Для «Международника» ты пишешь уже четыре года. Что мотивирует тебя оставаться в редакции на протяжении всего этого времени?
Все было так, как должно было быть. Я нашла себя, занимаюсь тем, что мне нравится. Мне доверяют, меня ценят, и я свободная творческая единица. Но рядом со мной всегда есть человек, который знает, как меня направить, отредактировать, отправить за репортажем в нужное место и время.
Я никогда не думала уйти из «Международника». Он дает мне возможность реализовывать себя в журналистике, быть частью интересных проектов, создавать классные тексты. Это не просто какое-то студенческое увлечение, это история длиною в жизнь. Я планирую остаться в «Международнике» и не прощаюсь с командой. Возможно, когда-то мы сделаем что-то на уровень выше, но уже вне стен университета. Если бы Глеб решил создать новый проект, я была бы готова подписаться под его идеями на все 100%. Он капитан, а команда следует за капитаном.
В этом году ты оканчиваешь факультет МЖ. Уже есть планы на будущее?
Сейчас моя жизнь – это одна большая неопределенность. Но я точно знаю, что хочу быть журналистом. Конечно, есть желание попробовать что-то новое, потому что я очень люблю понятие «новая жизнь». И мне хочется, чтобы этот этап принес с собой новых людей, новое место, какие-то изменения. В этом плане я фаталистка. Думаю, что надо сделать все, что от тебя зависит, и будь что будет. Вселенная знает, как лучше, и выведет туда, где ты и должен быть.
Блиц
Три любимых журналиста
Я не люблю читать работы других авторов и не могу назвать кого-то своим кумиром. Из журналистов мне нравится Соколов-Митрич. Ценю легкость Жанны Бадоевой. Она очень живая и настоящая, ко всему относится с юмором. На мастер-классе по журналистике мы читали интервью Екатерины Гордеевой с женой Сергея Бодрова Светланой. Это одно из самых сильных интервью, которое мне встречалось.
Текст, кадр или звук?
Текст. Однако последние полгода я провела под эгидой звука, потому что проходила стажировку на «Коммерсантъ FM». А сейчас я занимаюсь подкастами в Forbes, что также связано со звуком. Кадр я тоже обожаю. Когда-нибудь я приду к тому, что смогу все это совмещать.
Если не журналистика, то…?
Лекции и преподавание. Но так, чтобы у меня была большая группа студентов и я могла бы стать для них в первую очередь наставником.
Если бы ты была журналистским жанром, то каким?
Репортаж.
«Международник» – это...
Неотделимая часть меня, это я в журналистике.
После выпуска из МГИМО, больше всего я буду скучать по...
Нашим репетициям с MGIMO Symphony и концертам. Буду скучать по бесконечным разговорам с друзьями вместо пар в трехе.