Поехать в Париж и увидеть Статую Свободы
Как зарождалась мечта
Летом 1886 года француз, профессор и эксперт по американской политике Эдуард Рене де Лабуле пригласил друзей отметить окончание Гражданской войны в США. Среди приглашенных был и известный скульптор Фредерик Огюст Бартольди, мечтавший построить что-то похожее на античный колосс. За праздничным ужином профессор предложил сделать подарок американцам в честь наступления мира, а скульптор поделился давней мечтой.
Вскоре после этого разговора Бартольди получил новый проект: создание статуи арабской крестьянки у южного входа в Суэцкий канал. Монумент должен был стать символом дружбы между Египтом и Французской республикой. Но всё пошло не по плану: египетские власти отказались от воплощения столь затратного проекта.
От Египта до Америки
На этом, возможно, всё могло бы и закончиться, если бы не война Франции с Пруссией, разразившаяся в 1870 году. Из-за активных военных действий, проходивших недалеко от родного города Бартольди, Кальмара, скульптор был вынужден бежать сначала в Париж, а потом и к американским берегам. В дальний путь архитектор взял старые эскизы статуи возле Суэца. Вновь вернувшись к своим мечтам о постройке статуи небывалых размеров, французский архитектор за время плавания превратил арабскую девушку-крестьянку в классическую греко-римскую женщину.
Уже в Нью-Йорке наброски того, что в будущем должно было стать Статуей Свободы, были почти закончены. И вот совпадение: французский архитектор сразу нашел идеальное место для своего изваяния – остров Бедлоу напротив Манхэттена.
Однако на пути к мечте Бартольди ожидало новое испытание: француз не мог говорить по-английски. Что и стало причиной, по которой он не смог убедить американских коллег одобрить его проект и получить финансирование. Вернувшись во Францию, скульптор обратился за пожертвованиями в местные фонды.
К 1876 году Бартольди собрал достаточную сумму для постройки руки и факела. И тут ему улыбнулась удача: как раз в это время в Филадельфии проходила Всемирная выставка, приуроченная к столетию провозглашения независимости Америки. Чем не возможность представить свой шедевр широкой публике?
Работа Бартольди стала самой популярной и часто фотографируемой на выставке. Внимание публики привлекла не столько рука, держащая факел, сколько возможность забраться внутрь скульптуры и полюбоваться видом с вершины факела. Уже на следующий день первые полосы ведущих американских газет пестрели фотографиями факела и головы статуи, а также завершёнными эскизами архитектора. Необыкновенная популярность проекта заставила американских инвесторов присмотреться к проекту упрямого француза.
Приключения продолжаются
Выбор материалов для постройки корпуса статуи стал следующим испытанием. Из-за того что Бартольди задумывал статую небывалых размеров, использовать изначальные материалы, камень и бронзу, оказалось невозможным. Изваяние было бы слишком тяжёлым. Тогда архитектор решил прибегнуть к куда более лёгкому материалу – меди.
Чтобы медные листы прочно держались и могли противостоять ветрам Нью–Йорка, нужно было разработать специальный каркас. С этим архитектору помог Гюстав Эйфель. Юный и малоизвестный тогда ещё инженер выбрал в качестве материалов каркаса металл: четыре пилона из кованого железа, соединенные перекрестком балок на каменном и цементном основании.
Из Парижа в Нью-Йорк
В мае 1885 года части Статуя Свободы были помещены в более чем 200 ящиков и перевезены в Америку. 17 июня корабль причалил к острову Бедлоу и начал разгружать драгоценный груз. Примерно в это же время был закончен и постамент для статуи. Уже в октябре того же года строительство было триумфально закончено.
Так и завершилась история двадцатилетней мечты нескольких влюблённых в Америку французов.
Так что же там с Парижем?
Дело в том, что Бартольди и Эйфель до последнего не были уверены в том, что эти 200 ящиков доплывут до места назначения. Именно поэтому скульптор создал две копии меньшего размера, первая из которых составляла всего четверть от размера оригинала и которую впоследствии поставили в Люксембургском саду.
Вторую же, чуть большего размера, расположили в конце Аллеи Синь. Если приехать в Париж и подобрать выгодный ракурс, у вас может получиться фотография сразу с двумя достопримечательностями: Эйфелевой башней и Статуей Свободы.
Статуя политики и дипломатии
Мало кто знает, что Статуя Свободы – это олицетворение протеста против режима. Истоки Статуи во многом связаны с внутренней политикой Франции. Вторая империя строилась на авторитарном режиме, с которым не могли согласиться ярые либералы, Лабуле и Бартольди. Прямо критиковать власть в тот период было невозможно. Подарок Франции Соединенным Штатам – косвенный способ сделать это: «Уважая Америку, мы также чтим ее режим, желая Франции такой же политической судьбы».
Кроме всего прочего, такой жест французов носил и дипломатический характер. Он должен был стать ярким напоминанием о помощи, которую французская сторона оказала повстанцам в войне за независимость от британской короны. Статуя Свободы должна была сблизить Францию и Америку, отношения между которыми охладели после того, как Наполеон Третий поддержал южан в Гражданской войне. С наступлением Третьей республики в 1870 году французы наконец смогли признать, что Франция и США являются братскими государствами, которые должны объединиться на фоне усиливавшейся Германии. Эта идея помогла убедить многих американцев в необходимости установки статуи.