«IT-продукты создаются не только айтишниками»: интервью со старшим вице-президентом по IT «Ростелекома» Кириллом Меньшовым
О НАВЫКАХ
Есть ли IT-навыки, которыми должен обладать каждый? Чему нужно учиться сегодня?
Есть общие IT-навыки, которые обычно называют «digital skills». Но сегодня уже недостаточно просто знать, как пишутся тексты в Word или создаются презентации в PowerPoint. Мир движется дальше – в сторону всевозможных облачных средств и совместной работы в интернете. Например, если профессия предполагает создание креативного контента, то нужно уметь использовать приложение Figma и организовывать там работу над графическим продуктом в режиме реального времени. Другим профессиям обычно важен GoogleDocs, чтобы здесь и сейчас видеть правки коллег. Проще говоря, нужно уметь, находясь в разных точках мира, вместе создавать продукт и чувствовать плечо своего партнёра, который сейчас не рядом. Это отлично прокачивается через совместные проекты и презентации, которые студенты делают к парам в университете. Современные продукты достаточно сложны и создаются не одиночками, а командами.
Сегодня словосочетание «командная работа» стало шаблонным, но оно гораздо глубже. Это ведь про то, как вы работаете в каждую конкретную минуту, способны ли вы работать вместе, а не просто писать письмо Дяди Фёдора: кто-то говорит про дом, кто-то про хвост, кто-то про шерсть. Раньше совместная работа предполагала, что вы разделите задачу на части, каждый выполнит свой кусочек, а затем попытается его склеить с остальными. Сейчас она выстраивается иначе: вы создаёте и меняете продукт одновременно и видите, как это делают ваши соседи.
Если я хочу научиться IT-навыкам, можно пройти курсы по программированию, которые обещают всему обучить за 30 дней?
Истории успеха после таких программ, конечно, есть, но это можно сравнить с планом тренировки в журнале «Стать спортсменом за 2 месяца». Есть ли истории, когда люди с нуля становились спортсменами? Есть, так бывает. Но редко. Так что за месяц настоящим программистом никто не станет, но для некоторых это отправная точка, возможность попробовать и понять, его ли это.
Я бы не советовал изучать сферу программирования именно из-за её популярности.
IT-продукты создаются не только айтишниками. Есть много других профессий, которые важны для этого. Например, управление продуктом, маркетинг и продвижение.
Другой вопрос, что, работая в IT-компаниях, придётся обучаться цифровым навыкам, чтобы понимать суть бизнеса. Так везде: прежде чем идти в компанию, нужно разобраться с тем, что она производит и как она устроена.
А важен ли при командной онлайн-работе эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект это важный soft-skill, который трудно «прокачать» – его можно в себе только открыть. Лучшие в эмоциональном интеллекте – дети. Они открытые, чуткие и хорошо воспринимают эмоции. Интересно, что мы всю жизнь скорее ограничиваем эмоциональный интеллект: «Не плачь!», «Терпи!». Родители думают, что такое воспитание учит контролировать эмоции, но на самом деле оно лишь их подавляет. Поэтому все курсы эмоционального интеллекта просто открывают то, что было закрыто во время воспитания, пытаясь вернуть нас в детство. При работе онлайн это необходимо даже больше: коллег нужно чувствовать даже через экран ноутбука.
А какие навыки больше ценятся при собеседованиях на работу? На что Вы обращаете внимание?
В первую очередь мы смотрим, насколько работник подходит под нашу культуру, а это очень внутреннее и глубокое чувство. Цель собеседования – через вопросы не столько услышать ответы, сколько прочувствовать с помощью эмпатии, что стоит за словами человека. Например, когда мы обсуждаем автомобиль, мы можем обсуждать его по-разному: покупатель на своём уровне будет представлять красивую картинку и образ машины на дороге, а для компании будут иметь значение мелкие составляющие, винтики, гайки и шурупы. Для нас важно, чтобы будущий работник был с нами на одном уровне.
У всех студентов МГИМО хороший уровень владения иностранным языком. Это ценится у работодателей?
Я думаю, язык – это как физкультура для мозга, и в любом случае изучать его будет полезно всем. С точки зрения языкового общения все организации очень разные. Например, в мире IT не нужно знать много языков, но обязательно нужен английский. В то же время сейчас развиваются китайские технологии, поэтому программисты со знанием китайского ценятся больше, ведь нужно разбираться в китайских продуктах и документации. Поэтому, зная язык, вы с большей вероятностью будете лучшим в любой профессии.
О КАРЬЕРЕ
Очень многие студенты либо погружены в учёбу, либо работают и участвуют в студенческих активностях. Какой путь вы считаете более продуктивным?
Оба пути однозначно имеют право на успех. Чаще всего выбор первого или второго определяется внутренним психотипом человека и его отношением к жизни в целом. Некоторые лучше концентрируются и могут углубляться в тему, а другие легче переключаются между задачами и быстро устают от монотонных действий. Хорошая новость в том, что эти типы личности можно в себе менять: например, для тех, кто не может усидеть на месте, есть медитация.
Чаще всего эта полярность психотипов уже может предсказать будущую работу, которая бывает обоих видов. Например, если ты аналитик или архитектор, то будет важна глубокая вдумчивая работа – здесь нужно погружаться, собирать в голове сложные конструкции, а потом описывать процессы в многостраничных документах. Это сложно, поэтому очень ценится. С другой стороны, для целого ряда профессий важно переключение, быстрота и мобильность, и как раз поэтому оба трека имеют право на успех.
Но есть вещь, которая важна для обоих путей – понять, что подходит именно вам. Важно ведь не то, что вы прошли собеседование и вас взяли, а то, что вам подходит это место. Если работа не подойдёт, то не будет никакой мотивации ей заниматься, а значит, не будет прогресса: люди сразу ищут хобби, чтобы переключаться на что-то приятное, а это неизбежно смещает фокус внимания и мешает продвижению.
Пусть работа на начальном этапе будет менее оплачиваемая, зато она будет подходить вам и одновременно станет хобби, которым вы будете гореть. Это и определит карьерный успех.
А как понять, что мне подходит?
Здесь хорошо работают постоянные эксперименты, поэтому нужно больше пробовать и стажироваться. Для профилирования проводите небольшие эксперименты: хакатоны, стартапы, стажировки. Но важно соблюдать баланс: в погоне за опытом можно отвлечься на вещи, которые в моменте интересны, но стратегически не важны. Это, например, подработка там, где точно не планируешь оставаться.
Очень важно понять, что даёт энергию именно вам. Чувствуете ли вы прилив сил в течение трёх дней после того, как помогли одному котёнку? Очень многие чувствуют, и тогда выходит, что нужно спасать по два котёнка в неделю, чтобы всегда была энергия. Волонтёрство тоже помогает двигаться в карьере и даёт сил.
У вас очень большое резюме. Как понять, когда нужно сменить работу и не пожалеть об этом?
Результат покажет только время. Это как в навигаторе: есть два маршрута, которые одинаковы по времени. Но вы не поедете двумя путями одновременно, поэтому не сможете узнать, как мог бы пройти второй возможный. Он мог быть быстрее, мог быть короче, вы могли бы опоздать ещё больше, а могли бы приехать сильно заранее. В жизни невозможно принимать рациональные решения, потому что у нас никогда нет информации о будущем. Нужно взвешивать ту информацию, которая есть, и принимать решение из исходной точки. Если завтра окажется, что ваше решение оказалось не самым выгодным и вы ушли с работы зря, ничего страшного нет: вы же не знали об этом в моменте. Задним умом умны все. Быть умным в будущем – очень сложно.
О БУДУЩЕМ
Как работать так, чтобы в будущем не потерять работу из-за её автоматизации?
На эту тему есть очень хорошая книга – «Устойчивы к будущему» Кевина Руза. Если обобщить, то под риском всё то, что рутинно и не требует креатива при создании. Будут цениться те навыки, которые не автоматизированы компьютером: коллаборативная работа, эмоциональный интеллект, межличностное взаимодействие. Интересно, что под риск попадают ещё и так называемые «транзитные профессии», где сотрудник – просто звено коммуникации. Например, сотрудники ресепшна в отеле принимают заявки от гостей и передают их во внутренние службы, но гостю ведь нужен не сотрудник, а чистый и комфортный номер. Поэтому уже сейчас в современных отелях есть онлайн чек-ин и ключ от номера в мобильном приложении.
Чтобы быть востребованным в будущем, лучше изучать одну сферу или хорошо разбираться во всём?
Обе стратегии могут сработать. Так, например, любой компании нужны глубоко погружённые в тему люди, но и комбинации навыков тоже очень ценятся. Подобрать нужный путь на этапе обучения в университете трудно.
Я бы предложил выбрать что-то одно, и быть в этом глубоким и продвинутым. При этом, если мы говорим о продвижении и амбициях, то просто учиться недостаточно.
Многие не понимают важного момента в продвижении по карьерной лестнице: продвигается всегда кто-то один. Это значит, что он чем-то выделяется среди остальных, потому что нельзя повысить всех сразу – иначе это не будет продвижением.
А за счёт чего можно выделяться?
Интересно, что высоким интеллектом выделяются редко. Чаще всего внимание привлекает дополнительная работа, большая вовлечённость, активность и любознательность. Эти навыки можно развить уже в студенчестве, воспитывая правильные привычки: учиться на дополнительных курсах, делать что-то помимо учёбы, осознанно подходить к действиям в течение дня. Вряд ли можно ожидать карьерного роста, если студент бездельничал весь семестр, а за ночь до сессии попытался всё выучить. Вы делаете домашнее задание в полном объёме? Или всегда делаете чуть больше? Нужно чаще задавать себе эти вопросы, потому что личность человека формируется уже во время учёбы.
3 ПРИНЦИПА ОТ НАШЕГО ЭКСПЕРТА, КОТОРЫМ НУЖНО СЛЕДОВАТЬ ДЛЯ КАРЬЕРНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ
Есть три принципа в карьере, которые точно работают.
Первый принцип – выбрать работу, которая одновременно является хобби. Потому что если уже на начальном этапе есть и работа, и хобби, неизбежно будет распыляться внимание.
Второй – «to run extra mile»: всегда необходимо работать больше. Так и в учёбе: если не просто учиться по базовым учебным материалам, а заниматься на один час больше остальных, через 5 лет результат будет совершенно разным. Трудно ожидать продвижения, исполняя обязанности, как остальные.
Третий принцип – непрерывное обучение. Образование не должно заканчиваться в вузе, оно продолжается в профессии, а затем, когда человек становится профессионалом, переходит в смежные области. Поэтому маркетологи учат IT, чтобы понимать айтишников, а айтишники учат маркетинг, чтобы понимать маркетологов. Это бесконечное обучение всегда даёт результат.