Зимбабве: «банановая республика» или чайная страна?
О романтическом образе дипломата и цене протокольной ошибки в Африке
С чего начался ваш дипломатический путь?
В 2018 году я окончила магистратуру, и уже следующей зимой отправилась в командировку в Зимбабве. Там я провела чуть больше двух с половиной лет. О стремлении работать на дипслужбе ты заявляешь в магистратуре. У меня она была профильная, так и называлась — «Дипломатия и консульская служба».
Оправдались ли ожидания?
Несмотря на учебу в ведомственном вузе и неоднократную практику в центральном аппарате МИД, дипломатическая служба именно в загранучреждении для меня была овеяна неким романтическим флером. На деле же все оказалось гораздо прозаичнее. Как отметил Сергей Викторович, комментируя сериал «Оптимисты», в реальности дипломаты «...либо пишут какие-то бумаги, либо говорят на непонятном нормальному человеку языке». Конечно, бывают и официальные мероприятия, и важные визиты, но большую часть времени — рутинная работа.
Что входило в ваши обязанности во время работы в посольстве?
Молодой дипломат в Африке — универсальный солдат. Штат небольшой (в отличие от крупных посольств, где есть целые группы по политическим, экономическим и другим вопросам), здесь каждый сотрудник дипсостава занимается самыми разнообразными задачами.
На мой взгляд, это отличная школа для начала карьеры, в которой можно попробовать все. За время командировки я успела поработать и с прессой, и в консульском отделе, и на протокольном направлении.
Есть ли особенности у дипломатического протокола в Зимбабве?
В Зимбабве довольно демократичный дипломатический протокол — нет строгих традиций, характерных для монархий. Там республиканская форма правления, и протокольная практика в целом соответствует общемировой. Отчасти благодаря этому я много раз была на мероприятиях с участием Эммерсона Мнангагвы (президент Зимбабве — прим. ред.), находилась с ним буквально на расстоянии вытянутой руки.
Вероятность неловких ситуаций, которые могли бы возникнуть у меня по неопытности, будь я атташе по протокольным вопросам в какой-нибудь европейской стране, была очень мала. Потому что африканцы проще — они посмеются и не будут сидеть с недовольными лицами.
Здесь особая атмосфера: постучалась не в тот кабинет, а там — советник министра; начнешь извиняться, так он встанет и с радостной улыбкой проводит до нужной двери.
«God bless you, sister!» О культуре, кухне и доброте местных жителей
С чего началось ваше знакомство со страной?
Когда я пришла получать дипломатический паспорт, мне сказали: «Вам повезло! Вы едете в африканскую Швейцарию!» Конечно, уровень экономического развития Зимбабве далек от этой европейской страны, но с точки зрения климата эти слова были относительно правдивы.
Там довольно сложно переохладиться или перегреться. Воздух сухой, средняя температура — 25-30°С, 90% времени — солнечно. Мои коллеги-аллергики, ежегодно страдающие от цветения различных растений в России, в Хараре (столица Зимбабве — прим.ред.) чувствовали себя комфортно, а я за два с половиной года ни разу не заболела никакими простудными заболеваниями, хотя это неизменно случалось со мной два раза год в Москве в осенне-весенний период.
Кроме того, в разных частях страны климат различается. Когда мне хотелось переключиться с пейзажа Африки на более родной и понятный, я приезжала в Национальный парк Ньянга и называла это моим местом силы — «кусочком Европы в Африке». Там растут хвойные растения, в озерах плавает форель, гуляют холодные ветра. Вечерами там становится гораздо холоднее, чем в столице — мне приходилось укутываться пледом.
А есть ли в Зимбабве достопримечательности? Это же не туристическое место.
Это очень туристическое место! И не только благодаря водопаду Виктория. Многие приезжают сюда ради сафари, заповедников, редких животных.
В районе гор Вумба, например, есть большие чайные плантации, там же находится и чайная фабрика. Туристам показывают все этапы производства и дают попробовать чай — он очень крепкий и насыщенный. Удивительно: очертания Зимбабве напоминают чайничек! В супермаркетах Хараре можно найти баночки с чаем местной компании, которая использует эту фишку для упаковки, но я считаю, было бы круто сделать это национальным брендом.
Очертания Зимбабве на карте
А какие еще интересные блюда местной кухни стоит попробовать в Зимбабве, помимо национального чая?
Специалисты опровергнут, но мне показалось, что в Зимбабве нет особой кулинарной традиции. Здесь в большинстве ресторанов очень глобализированное меню: бургеры, сэндвичи, пицца, паста. Из аутентичного зимбабвийского — только домашняя еда.
Вы пробовали ее?
Да! Обычный рацион составляет садза (каша из кукурузной муки) и мясо с каким-нибудь острым соусом. На гарнир — баттернат, это такая тыква грушевидной формы.
А вообще, опытные коллеги часто говорили мне о том, что за границей всегда начинает хотеться того, что в России мы едим не так уж и часто: икры, селедки, солений. Так и произошло! Не то чтобы я каждый день ела в Зимбабве маринованные грибы, но, когда мне присылали посылки, я вдыхала аромат бородинского хлеба и вспоминала родину. Как это объяснить? Какая-то метафизическая тоска по березкам!
Удалось ли вам прочувствовать атмосферу этой страны?
Посещая страну в роли туриста, ты видишь ее как почтовую открытку. А у меня, помимо осмотра достопримечательностей, были и поездки по работе. Как-то раз нас пригласили посетить приют в пригороде Хараре, куда приходят дети, которых не могут прокормить родители. Попечители приюта пригласили представителей нашего посольства поддержать одного талантливого выпускника, прошедшего конкурсный отбор и получившего стипендию на обучение в России по квоте для иностранных студентов из Зимбабве.
Наверное, очень тяжело видеть такую жизнь со стороны?
Конечно. В Африке людям нужно прикладывать большие усилия, чтобы заработать на еду и устроить свое жилище. Но при всем этом люди в Зимбабве очень оптимистичные и добрые. У них сильно развито понятие христианской любви к ближнему (в африканском контексте, конечно). Я испытала это, когда уезжала из командировки в Россию и прощалась с коллегами, приятелями и знакомыми. «God bless you, sister!», — говорили мне зимбабвийцы. В России такого всеобщего искреннего дружелюбия не хватает.
Рекордная гиперинфляция и открытость для бизнеса
Что можно сказать про нынешнюю экономическую и политическую ситуацию в стране?
Зимбабве получила независимость в 1980 году, а в конце 90-х началась ужасная инфляция (сейчас, кстати, купюры в миллионы и триллионы долларов продаются в качестве сувениров). Грубо говоря, чтобы купить буханку хлеба, нужно было прикатить целую тележку денег.
Финансовая система по-прежнему нестабильна. Она менялась даже пока мы были в командировке: когда я приехала, доллары США имели свободное хождение в стране, а потом в одно прекрасное утро ты приезжаешь на заправку, идешь за кофе в любимом кафе, а тебе говорят, что американский доллар больше не принимается — только зимбабвийский.
Так как все наши сотрудники получали зарплату в американской валюте, в какой-то момент все посольство оказалось неспособно банально купить продукты. Пришлось экстренно решать вопросы с местным банком. Но мне было интересно! Мы далеки от таких проблем: все-таки в России в этом плане валюта стабильна, а тут я вдруг оказалась в противоположной ситуации. В итоге мы открыли счета в банке, разобрались с системой электронных платежей — выкрутились!
Электронные платежи… В Зимбабве есть мобильный интернет?
Есть, но очень дорогой. Домашний интернет тоже стоит дорого: 150 долларов в месяц, не каждый может его себе позволить. Wi-Fi тоже не особо развит, основной провайдер всех услуг и коммуникаций — мобильный оператор.
А насколько сложно в таких условиях развивать производство и бизнес в Зимбабве?
Зимбабве open for business: приходите, иностранные инвесторы, и вкладывайте деньги! Мы в посольстве как могли со своей стороны работали над привлечением российского бизнеса в эту страну. Очень кстати была создана организация АЭССА (ассоциация экономического сотрудничества со странам Африки — прим. ред.), помогающая свести российский и зимбабвийский бизнес для совместных проектов.
А какие сегодня существуют знаковые проекты в рамках сотрудничества России и Зимбабве?
У нас есть два флагманских проекта делового партнерства — совместные предприятия Great Dyke Investments по разработке месторождения металлов платиновой группы «Дарвендейл», а также «АЛРОСА (Зимбабве)» по добыче алмазов.
Не несчастная страна
В прошлом году Илья Варламов выпустил ролик под названием «Худший город мира! Африканская нищета в Зимбабве». Вы его смотрели?
Да, смотрела. Я уважаю Илью как специалиста в сфере урбанистики, с удовольствием смотрю его ролики, посвященные развитию городской среды. Однако в случае с Зимбабве, на мой взгляд, он презентовал страну довольно поверхностно. Да, Хараре не представляет собой пример гениальных урбанистических решений и комфортной городской жизни, но уж «худшим городом мира» его никак не назовешь. Что касается страны в целом, то, чтобы выносить какие-то суждения, стоит выехать за пределы столицы, увидеть природные красоты Зимбабве: акации, животных, разнообразные пейзажи. Настоящая страна — в этом.
Он ведь показывал страну с социальной точки зрения: безработица около 80%...
Вокзалы, находящиеся в упадке, и хаотичное дорожное движение — это лишь одна сторона медали. Я не отрицаю, что все это есть, но взгляд на страну в его видео получился однобоким.
Зимбабве не пнул только ленивый: и Илья Варламов, и Сергей Собянин, и даже светская дива Алена Водонаева в одном из своих интервью. Страну чаще всего упоминают в уничижительном контексте, как будто это некая обобщенная африканская «банановая республика».
Поэтому все и думают, что Зимбабве — это самая отсталая и несчастная страна. Но это совсем не так, и я очень хочу развеять стереотипы об этом замечательном, гостеприимном и красивом месте на карте мира.