Светский раут: как не уснуть на первом акте балета

ТЕКСТ  Валерия Рыбалкина
Просмотров 3222
Театральный зал. Зрители входят в поисках своего места. Они тихо переговариваются, обсуждая, почему прима-балерина сегодня не выйдет и как тяжело было достать билеты. Наступает пауза – все наконец-то расселись по местам. Свет гаснет. Занавес поднимается. Оркестр играет первый аккорд. Один из лучших вариантов показать окружающим, что ты настоящая светская львица или продвинутый денди, – это ненароком сказать: «Я недавно был на… (название постановки)!». Увы, цена такого красивого изречения – один, два или три акта классической музыки, мужчин в трико и полного непонимания. Давайте разбираться, как блеснуть перед высшим обществом знаниями классического танца и понять, какую балетную школу вы имеете честь лицезреть.

Базовых школ балета не так уж и много: итальянская, французская и их производные – датская и российская. Сегодня разберёмся с основными.

Драма, динамика и родина балета

Классический танец начинается не с балов. Балет – это театр, родина ему – Италия, а родители – драма и комедия.

Динамизм, быстрые темпы, экспрессия, активная мимика и высокие прыжки – это Италия. Несмотря на периоды экспериментов и сближения с французской школой, до сих пор «широкий итальянский жест» сохранился в качестве традиционной манеры танцовщиков с юга.

Что до знаменитых постановок: итальянская хореография не сравнится сейчас по распространённости с российскими постановками Мариуса Петипа «Спящей красавицей» или «Эсмеральдой», однако это не значит, что нам совсем не на что обратить своё внимание.

Сегодня посмотреть можно большое количество постановок Луиджи Манцотти на музыку Ромуальдо Маренко. Например, балет Amor или Excelsior, с которым итальянская школа «Ла Скала» иногда приезжает в Большой театр. Обе постановки отличаются грандиозным масштабом: в «Эксцельсиор» в первоначальной версии было занято около 500 артистов, а в балете «Любовь» – более 600! 

Романтика, символы и город любви

Французская школа хоть и вышла из итальянской, но ушла от неё очень далеко. Привычные российскому зрителю танцевальные постановки гораздо ближе к французской лёгкости и грации, нежели итальянской динамике.

С начала 1820-х годов школа начала оформляться и становится самобытной – она приняла в себя и сделала характерными чертами романтизм и символизм. В эти годы резко изменилась техника танца: преобладающими стали не плавные, грациозные, а виртуозные вращательные и прыжковые движения, движения на полупальцах.

Подобно современному тренду обязательной «изюминки» в моделях вышагивающих по подиуму, постановщики из Франции в период расцвета обращали внимание на индивидуальность танцора. Хороший тому пример – Христиан Иогансон, преподаватель танца Анны Павловой, который считал её достоинством отсутствие выворотности, говоря, что это делает танцовщицу единственной среди тысяч.

В отличие от коллег из Италии французские хореографы могут похвастаться большим количеством популярных балетов.

Филиппо Тальони: именно с него начинается эпоха романтического балета – французские постановки приобретают современную форму – балерины встают на пуанты и надевают балетные пачки. Балет «Сильфида», который поставил Тальони для жены, можно посмотреть в московском Большом театре или же с чашкой чая на любимом диване, не выходя из квартиры. 

Ещё большей популярностью пользуется балет «Жизель» в постановке Жана Коралли и Жюля Перро. Если вы увидите «Жизель» вслед за «Сельфидой», идея вам покажется смутно знакомой, а средства выразительности ещё более символическими и возвышенными. На постановку можно попасть в театре Станиславского и Немировича-Данченко, Москонцерт Холле и Большом театре. 

Италия, Франция и Россия

XIX век. Окно в Европу уже давно прорублено. В России начинается культурный подъём. Итальянские и французские мастера балета начинают всё чаще и чаще приезжать работать с российскими артистами.

Множество балетов, поставленных в России, появились благодаря французскому хореографу Мариусу Петипа. Работать в то время с российскими артистами было удовольствием. Трудолюбивые и пластичные – они становились настоящими конкурентами европейским коллегам.

«Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно, падает», –говорил Мариус Петипа про танцоров в родной Франции

Его балеты: «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Баядерка», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» – классика, знакомая с детства. Их можно увидеть в постановке практически каждого российского и зарубежного театров. 

Всего несколько имён и базовые положения классических школ – и вы почти балетный критик. А небольшой опыт и знание основных постановок сделают из вас практически знатока истории искусств.

май 2021