Clubhouse: правила игры и наш опыт

ТЕКСТ  Лада Кошман
Просмотров 2652
Новая аудиосоцсеть Clubhouse однозначно стала главным трендом февраля и самым скачиваемым приложением в российском AppStore. Последние несколько недель обладатели айфонов искали инвайты, добавлялись в комнаты, говорили и слушали в новом пространстве. Так и наш автор Лада Кошман не смогла остаться в стороне. Она постаралась разобраться, почему Clubhouse стал таким популярным, а также поговорила со студентами и преподавателями МГИМО об их опыте использования приложения и его перспективах.

Правила игры

Приложение было запущено в апреле 2020 года разработчиками Alpha Exploration Co, но по-настоящему популярным во всем мире оно стало только в этом году. Своими рейтингами Clubhouse обязан знаменитым пользователям: Илону Маску и Марку Цукербергу, – которые присоединились к социальной сети одними из первых.

Войти в Clubhouse можно только по приглашению, инвайту от друга или знакомого, который уже является пользователем. Если такого знакомого нет, то не обязательно покупать за 100 тысяч инвайт на Avito. Достаточно найти беседу или telegram-канал, посвящённые доступу в эту социальную сеть, в которых участники по цепочке делятся приглашениями.

По своему устройству Clubhouse прост: в приложении возможен обмен голосовыми сообщениями в виртуальных «комнатах». В каждой из таких «комнат» проходит дискуссия: это может быть как светская беседа, так и лекция профессионалов своего дела об инвестициях, политике или саморазвитии. Обычно в одном чате вещают несколько спикеров, остальные являются слушателями. Высказаться последним тоже можно: в комнате для этого есть функция «поднять руку». Но предупреждаем сразу – места может хватить не всем: лимит одной «комнаты» – 6000 человек.

Дискуссии в «комнатах» никак не записываются, их невозможно переслушать или сохранить. Пользователь боится упустить уникальную информацию, доступную узкому кругу лиц, что приводит к формированию своеобразной зависимости от эксклюзивного контента. С точки зрения психологического воздействия, это – гениальный ход: социальная сеть и держит пользователей в напряжении, и создает ощущение конфиденциальности информации.

Ещё одна особенность Clubhouse – сервис доступен только для операционной системы IOS. Официальной версии для Android пока не существует, этим уже успели воспользоваться интернет-злоумышленники: они создают приложения-клоны для Android, чтобы получить доступ к информации пользователей.

Зачем нужен Clubhouse?

Clubhouse дает возможность почувствовать себя уникальным: слушателям доступна эксклюзивная информация от знаменитых людей, которая не подлежит коррекции и редактуре. Да и побыть в одной «комнате» с мировой звездой тоже заманчивая перспектива.

Однако Clubhouse – это не только платформа для общения «обо всем и ни о чем». Это ещё и образовательный ресурс. Здесь часто выступают и делятся секретами настоящие эксперты – финансовые аналитики, юристы, маркетологи.

В будущем Clubhouse может стать даже мощной платформой для развития международных отношений (вспомним хотя бы предложение Илона Маска связаться с Владимиром Путиным внутри Clubhouse). В этом приложении граждане разных стран могли бы наладить прочную коммуникацию: рассказывать о своих культурных особенностях и обсуждать актуальные события на международной арене.

МГИМО в Clubhouse

Мы поговорили со студентами МГИМО, которые уже опробовали новую социальную сеть, и узнали, что они думают о ней.

Даниил Морозов, 3 курс МП:

«Нельзя отставать от трендов, подумал я, и тоже зарегистрировался в Clubhouse. Новый формат общения затянул меня на весь вечер. И знаете, такое времяпрепровождение мне нравится гораздо больше, чем, например, зависание в TikTok. Живое общение с людьми, даже голосовое, намного полезнее! С появлением социальных сетей мы стали больше молчать. Поэтому я очень рад тому, что у нас появилась возможность слышать и быть услышанными, не отвлекаясь на красочные картинки, лайки и комментарии!»

Александра Широкова, 1 курс МЖ:

«Вначале Clubhouse показался мне странным приложением. Возможность общаться только с помощью аудио скорее отпугивала, чем привлекала. Да и найти подходящие "комнаты", разговоры в которых были бы интересны, было сложно. Но мне удалось! Случайно мне попался "Клабхаус батл: Журналисты vs Пиарщики". Увлекательный и информационный разговор, иногда переходящий в спор, больше всего запомнился мне обсуждением реальных кейсов. За полчаса я получила уйму советов в области PR. Надеюсь, что и дальше смогу находить в Clubhouse такие "комнаты", которые по пользе иногда будут обходить мастер-классы и курсы».

Мария Красиновская, 1 курс СО

«Чем мне нравится Clubhouse? Это очень хорошая платформа для собственного стартапа или раскрутки личного бренда, потому что здесь очень легко найти единомышленников. Например, вчера я создала комнату, ко мне подключилась девушка-эксперт, и за одну беседу на меня подписалось 200 человек. Наверное, единственная проблема Clubhouse – приложение действительно затягивает, все спикеры очень интересные и, слушая их, теряешь счёт времени!»

О том, какое будущее может ждать Clubhouse и в чем секрет его стремительной популярности, рассказал преподаватель кафедры международной журналистики Сергей Верейкин, имеющий большой опыт работы в крупных PR-агентствах России:

«В 2015 году каждый уважающий себя человек должен был пользоваться приложением Periscope. Через четыре месяца после запуска у них было 10 млн пользователей. Вот-вот в Periscope должны были перейти все пользователи других сервисов. А сейчас молодое поколение читает про Periscope – и не понимаете, о чем это я. И в конце прошлого года сказали, что в апреле 2021 года Periscope будет закрыт.

Это я к тому, что в мире больше ста разных соцмедийных платформ. И что "выстрелит " – зависит от многих факторов: сформируется ли у сервиса постоянно пользующаяся им аудитория ("хайп " с Clubhouse идет с середины января и пока в очень узком кругу маркетологов и медийщиков – это еще не показатель), будет ли там востребованный массами контент или функции (пока такого не вижу), будет ли он востребован у "андроидной " аудитории.

Лично я Clubhouse не пользуюсь, потому что, как и у 75% жителей России (и мира, кстати), у меня не iPhone, а смартфон на Android. А когда появится версия приложения для Android – я его, конечно, изучу (потому что очень интересно), но пользоваться пока не вижу повода. Поговорить со знакомыми я могу и с помощью мессенджеров, Zoom или такого полузабытого девайса, как телефон. А бродить по аудиочатам в надежде узнать вдруг инсайт какого-то эксперта или услышать голос любимого артиста – на это у меня, увы, нет времени.

Сейчас про Clubhouse больше говорят, чем им пользуются. Он "выстрелил", потому что создатели очень грамотно вложили полученные от инвесторов 12 миллионов долларов в маркетинг. Clubhouse – это (пока) про то, что "есть такая штука, где с вами вдруг может заговорить сам Маск". Посмотрим, что будет дальше».

Если и вы хотите поделиться мнением о Clubhouse, то пишите в комментариях в нашей группе ВК (за самый интересный комментарий поделимся инвайтом). Может, и мы вскоре создадим аккаунт в этой социальной сети и организуем для вас интересную беседу. Пока мы лишь хотим напомнить, что мода циклична и что разговоры в Clubhouse, по сути своей, – это обмен обычными голосовыми сообщениями, от которых в последние годы уходили все социальные сети.

февраль 2021