Деловой этикет в пандемию: новая страница учебников по дипломатии

ТЕКСТ  Елизавета Дерябина
Просмотров 3080
2020 год вряд ли когда-нибудь сотрется из нашей памяти. Повсеместный карантин, закрытие государственных границ, переход культурной и социальной жизни в онлайн-пространство – все это изменило наш привычный уклад жизни. И если к мерам индивидуальной защиты мы привыкли, то особенности делового общения в условиях пандемии до сих пор вызывают массу вопросов. Как складывался дипломатический этикет и как следует вести переговоры на высшем и высоком уровнях в соответствии с рекомендациями ВОЗ – об этом мы поговорили с кандидатом экономических наук, доцентом кафедры дипломатии Романом Райнхардтом.

Поясните, пожалуйста, какие принципы лежат в основе норм ведения переговоров на высшем уровне?

Правила ведения деловых переговоров нигде не прописаны. Общепринятые нормы поведения складывались в нашем обществе веками. Поэтому в их основе лежит преемственность обычаев и традиций: лидеры мировых держав, соблюдая установившиеся в деловом мире нормы, ориентируются на имеющиеся прецеденты.

Существует ли единый дипломатический этикет, который соблюдается представителями различных государств? Или культурные особенности той или иной страны влияют на ход ведения деловых переговоров?

Да, единообразный дипломатический этикет, безусловно, существует. При этом на то, как осуществляется деловое общение, в значительной мере также влияют национальные и культурные особенности той или иной страны, так как во многих государствах в современном мире роль традиций по-прежнему достаточно велика. Именно традиции в этих странах устанавливают рамки дозволенного как на межличностном, так и на государственном уровнях. Кроме того, важно не забывать, что за столом переговоров сидят живые люди, у которых, как известно, есть индивидуальные привычки. Например, говоря о самобытном, выходящем за рамки делового общения поведении, можно вспомнить приветствие Генерального секретаря СССР Леонида Ильича Брежнева («братский социалистический поцелуй»).

Можно ли говорить о том, что дипломатический этикет одинаков для представителей обоих полов?

Главная заповедь делового общения – наличие подобающего уважения к своему оппоненту. Соблюдать эту норму необходимо представителям обоих полов. Однако гендерные различия все же продолжают влиять на деловое общение мужчин и женщин. Так, воспитанный и образованный мужчина никогда не станет первым протягивать даме руку.

Каким образом осуществляется деловое общение при благоприятной эпидемиологической ситуации?

Представители различных государств в общении на высшем и высоком уровнях придерживаются характерных для формального общения норм делового этикета. Для мужчин общепринятой нормой является рукопожатие, для женщин – легкий кивок головы или же, по их инициативе, допустимо касание рук. Рассадка представителей обоих полов осуществляется по протокольному старшинству.

В условиях отсутствия эпидемиологической угрозы важное место отводится подготовке к визиту. Заблаговременно (за несколько недель и даже месяцев до грядущей встречи) представители протокольных служб различных стран связываются друг с другом. На первом этапе подготовки в страну переговоров прибывает контактная группа, роль которой сводится к согласованию нюансов грядущей встречи. Непосредственно перед прибытием политического лидера, в рамках второго этапа подготовки, на встречу с представителями протокольной службы принимающей страны приезжают их коллеги (облетная группа) из страны прибывающего политика. Облетная группа совместно с протокольной службой принимающей страны вместе проводят генеральную репетицию предстоящих переговоров, выверяют все детали.

Допускается ли отхождение от норм делового этикета?

Отхождение от установленных норм деловой этики на практике встречается довольно часто. Все мы люди. Зачастую человеческий фактор против нашей воли проникает в деловой формат общения. При близком знакомстве участников переговоров вполне уместными могут быть их крепкие, неформальные рукопожатия или даже объятия. Основополагающим звеном этих жестов, в свою очередь, является не физиологический, а психологический контакт.

Как Covid-2019 повлиял на нормы деловой этики?

Весной этого года, в период усугубления эпидемиологической ситуации, деловые переговоры перешли в онлайн-режим. После того, как ситуация начала, по мнению некоторых, стабилизироваться, взаимодействие между представителями различных государств стало возобновляться в привычном для всех формате. Но, несмотря на это, эпидемиологическая угроза никуда не исчезла. В связи с этим вопрос о том, как следует осуществлять деловое общение в нынешних условиях, во многом остается открытым.

Обращая свой взгляд в прошлое, проведем аналогию между эпидемией «испанки», охватившей мир в начале XX столетия, и современной эпидемией коронавируса. Изменились ли нормы деловой этики в период эпидемии «испанки»?

Столетие назад контактов на высшем уровне было гораздо меньше, чем сейчас. Из-за этого неблагоприятная эпидемиологическая ситуация приостановила на время взаимодействие лидеров различных государств практически без каких-то особых последствий. В XXI веке, учитывая стремительный темп жизни, подобная «постановка на паузу» делового общения попросту немыслима.

Мы живём в мире, в котором содержание превалирует над над формой. Если в прошлом веке визит представителя той или иной страны был «изысканным блюдом», которое долгое время готовили по старинным рецептам, уделяя особое внимание его подаче, то в нынешний век высоких технологий визит политического лидера всё больше напоминает «фаст-фуд», отличительной чертой которого является калорийность, то есть результативность.

Современный деловой протокол выступает техническим и административным инструментом, а о самих переговорах стоит говорить как о вещах фундаментальных, определяющих направления внешнеполитической коммуникации.

Прокомментируйте, пожалуйста, произошедший в сентябре в Белом доме инцидент (во время встречи президента США Дональда Трампа с его сербским коллегой Александром Вучичем). Почему это стало возможным и как его можно было бы избежать?

Как я уже упомянул, в нормальных условиях перед приездом делегации договоренности о нюансах технической стороны переговоров принимаются на уровне глав протокольных служб. Заблаговременная подготовка необходима во избежание непредвиденных казусов во время предстоящих переговоров. В текущих же условиях, на мой взгляд, времени и возможности на должную подготовку не было. Все решения о предстоящей встрече принимались в рабочем порядке, из-за чего нюансы не были согласованы должным образом. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. А все детали предусмотреть в онлайн-формате, видимо, не представилось возможным. В результате, чтобы устранить последствия недочетов при подготовке, шефы протокольных служб должны были ориентироваться на ходу. Важно было бы надеть маски, а также изменить положение стула президента Сербии Александра Вучича. Но судить кого бы то ни было в данной ситуации, по моему мнению, попросту бессмысленно. Для того, чтобы протокольные службы научились эффективно работать в условиях пандемии и адаптироваться к ним, должно пройти время.

В таком случае как следует осуществлять деловое общение, чтобы соблюдать предписания ВОЗ и при этом не нарушать общепринятые нормы делового этикета?

Как вы верно заметили, соблюдать предписания ВОЗ крайне важно. Иначе поступать просто нельзя. В нынешней обстановке никто из нас не может быть уверен, что в данный конкретный момент не является переносчиком коронавирусной инфекции.

Однако, на мой взгляд, к предписаниям ВОЗ можно и даже нужно подходить креативно. В соответствии с дресс-кодом того или иного мероприятия вполне уместно дополнить свой образ маской и перчатками соответствующей цветовой гаммы. Скажем, для мероприятия «black tie» можно подобрать перчатки и маски чёрного цвета, а на приём «white tie» – белого цвета. Для участия в бизнес встречах с менее строгим дресс-кодом уместно будет дополнить свой образ маской с логотипом компании.

В нынешней неблагоприятной эпидемиологической ситуации предписания ВОЗ становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Но только от нас самих зависит наше отношение к происходящему. Возможно, капля юмора и креатива станет той самой «волшебной пилюлей», которая в совокупности с вакциной и другими мерами поможет всем нам справиться с пандемией и ее последствиями.

октябрь 2020