Поиск себя: бизнес

ТЕКСТ  Алина Шевченко
Просмотров 1271    / Ноябрь 2021 /
Судьбоносные карьерные ярмарки, разочарования, мириады этапов отбора, полный грант на обучение в «Сколково» и невозможность убежать от карьерного консалтинга: сегодня Андрей Бородкин, студент 4 курса ФУП, расскажет о тернистом пути от мечты стать дипломатом до запуска собственного бизнеса.

Андрей, ты приехал в Москву из Владивостока. Трудно ли было адаптироваться после переезда?

Сложности были до переезда, когда я решил поступать в МГИМО. В девятом классе я прочитал книгу «Битва железных канцлеров», воодушевился и решил стать дипломатом. Я сообщил об этом родителям, и в ответ последовало несколько минут неловкого молчания. Все вокруг слабо верили, что у меня получится поступить. Тем не менее, я провел 10 и 11 класс за подготовкой, и, как видишь, все получилось. Переезд же я воспринял спокойно, шок был только у родителей. 

Что произошло с мечтой стать дипломатом?

Я отказался от нее после первого курса. Честно говоря, целью было не столько стать дипломатом, сколько поступить в МГИМО на международные отношения. В 2018 году я поступил – ура, цель достигнута! А что дальше? Весь год я пытался найти себя и думал, куда мне двигаться. На первом курсе у нас был предмет под названием «Введение в специальность: международные отношения и мировая политика», и на каждой лекции выступали спикеры, которые уже достигли высот в нашей сфере. В рассказах про МИД, с одной стороны, все было радужно, а с другой – оказалось, что в дипломатической службе существует множество жестких правил. Дипломатический работник ограничен во всем, начиная от свободы действий и заканчивая возможностью высказать собственное мнение, в то время как свобода очень важна для меня при выборе сферы деятельности. Мне хотелось чего-то другого.

А чего тебе хотелось?

Ответственности за самостоятельное принятие решений. Международные отношения – это множество разных мнений и бесконечные переговоры. На это уходит много времени, а в итоге часто мы получаем документ, который вполне можно было бы составить за один день. Я этого не понимаю. Мне больше нравится концепция «нормально делай – нормально будет», которая подходит, скорее, для сферы бизнеса, нежели для международных отношений.

Итак, на первом курсе ты понял, что дипломатия – это не твое. Как быть дальше?

Я начал рассматривать другие варианты. В детстве я мечтал заниматься бизнесом, но особой ставки на этот вариант не делал – не знал, с какой стороны подступиться. В конце первого курса я пошел на карьерную ярмарку МГИМО за бесплатным соком. Взял два вместо одного положенного, а потом увидел стенд консалтингового агентства. Так все и началось. Я пообщался с представителем компании, и для меня провели бесплатную консультацию. Тогда понял, что ничего в этом не смыслю, и мне нужно как следует разобраться в теме. В начале второго курса я попал на семинар Boston Consulting Group, который проходил в МГИМО. Вот он действительно оказался судьбоносным. Я сразу же решил, что хочу пройти в одну из компаний Большой тройки (McKinsey, BCG, Bain&Company), где самые интересные проекты и самые большие зарплаты – в два раза выше рыночных.

Чем занимаются консультанты?

Консультант – это человек, который помогает бизнесу решать целый спектр задач: от оптимизации бизнес-процессов до внедрения новых методов организации бизнеса. Мне всегда нравилось, что первые три года работы в консалтинге проекты постоянно сменяют друг друга, и можно попробовать себя в металлургии, медицине, финансах, любой другой сфере. Только потом у консультанта появляется постоянная специализация.

Какую стратегию ты избрал, чтобы туда попасть?

Я стал следить за страницами консалтинговых компаний в социальных сетях, где публикуется множество анонсов мероприятий и семинаров по решению кейсов, посещал огромное количество вебинаров по отдельным областям (металлургия, золотодобыча, банковский сектор, энергетика и т.д.). Кейсы – это подготовительный этап прохождения отбора в Большую тройку.

А из каких этапов состоит отбор?

Скрининг резюме, тестирование по типу GMAT или компьютерная игра и кейс-интервью.

Компьютерная игра?

Да! Ты играешь около часа, компьютер анализирует все движения мышки и выдает вердикт – подходящее у тебя мышление для консалтинга или нет. Игра может быть, например, такой: ты попадаешь на остров, на котором есть разные экосистемы и ресурсы. Для каждого пользователя вводные разные, повторений быть не может. На острове существует проблема, к примеру, эпидемия, ураган или наводнение. Твоя задача – минимизировать ущерб или сделать так, чтобы экосистема заработала. Игра пошаговая и ограниченная по времени, каждый шаг анализируется. За отборочную сессию ты проходишь две или три игры. На основе их результатов выявляются аналитические способности, которые требуются консультантам в дальнейшей работе.

Возможно ли подготовиться к этому этапу отбора?

Да, участникам отбора заранее высылают на почту ссылку на игру, дается неделя на то, чтобы разобраться с интерфейсом при помощи приложенных к письму скриншотов и пройти ее. Все на английском языке, естественно.

Следующий этап – кейс-интервью. Как он проходит?

Кейс-интервью тоже состоит из нескольких частей. Первые 15 минут консультант спрашивает тебя о прошлых проектах, о твоих навыках и компетенциях. Затем – основная часть. Кандидату дается кейс, который необходимо решить. Например, приходит представитель РЖД и говорит, что у компании упала прибыль. Тебе нужно выяснить причины и дать рекомендации по устранению проблемы. Ты запрашиваешь у клиента дополнительные данные, строишь гипотезы о причинах произошедшего и готовишь «дерево решений». Это занимает 40 минут. Последние пять минут выделены на вопросы консультанту о работе в компании.

На этом отбор в консалтинговую компанию можно считать завершенным?

Если бы! Кандидату в стажеры необходимо пройти четыре кейс-интервью, а кандидату в консультанты – шесть. За один день можно пройти два-три интервью.

Итак, ты начал готовиться к многоуровневому отбору в консалтинговую компанию. Сколько времени ушло на подготовку?

Полтора года. Я проходил курсы по финансовому моделированию и постоянно посещал семинары по решению кейсов. К сожалению, во всех этапах отбора поучаствовать не получилось, так как консалтинговые компании не рассматривают студентов первых и вторых курсов. Кроме того, если кандидат провалил один из этапов отбора, он получает бан от компании и год не может подавать заявку на рассмотрение. В компании Oliver Wyman меня даже не допустили до тестирования, я провалился на этапе скрининга (анализа и отбора резюме – прим. ред.), так как оканчивал второй курс, а они принимают только с третьего. Позднее я прошел тестирование на стажировку в McKinsey, но провалил Еxcel-тест, так как не знал одну очень важную формулу, которая требовалась для решения большинства задач в тесте.

Выходит, полтора года подготовки прошли напрасно?

Нет, конечно. Я решил использовать полученный опыт в другом русле – создать клуб в МГИМО, чтобы решать кейсы вместе. Мы с командой из шести человек организовали площадку для постоянных практических воркшопов по решению кейсов. Мы успешно провели первое и ряд последующих мероприятий и строили грандиозные планы на будущее, но спустя некоторое время у основателей клуба появились собственные проекты, поэтому мы перестали собираться.

В отборе участвовать нельзя, клуб прекратил деятельность... Чем ты решил заниматься дальше?

Я долго думал о том, чем же себя занять, и снова в моей жизни появляется судьбоносная карьерная ярмарка. За месяц до начала пандемии одна из основателей клуба пошла туда в поисках партнера из числа консалтинговых компаний и принесла мне визитку компании ANCOR. За этим последовали очные переговоры о партнерстве с нашим клубом, мы договорились о совместных мероприятиях, но тут началась пандемия... Тем не менее, я узнал, что у ANCOR есть недельные курсы по HR для молодых ребят. На курсе было всего пять мест, и требовалось пройти полноценный отбор: скрининг резюме, групповой ассессмент и собеседование. Один из двух кейсов, представленных на ассессменте, я завалил. На следующий день мне позвонили и сказали, что я прошел на курс, но в ANCOR бы не хотели, чтобы я занимал чье-то место на нем, потому что они готовы взять меня сразу на стажировку. Я без раздумий согласился. 

В чем состояли твои обязанности?

Я работал в отделе FinTech и делал проекты для компаний в области рекрутинга. В моем первом проекте я подбирал для Avito менеджеров по продукту всех грейдов до директора по продукту. В мои обязанности входили: анализ рынка, создание его карты, поиск подходящих специалистов, проведение с ними интервью, а также взаимодействие с клиентом.

Чем отличается обычный сотрудник HR от HR-консультанта? Почему этим занимался ты, а не внутренний HR Авито?

Внутренние HR-специалисты выполняют целый ряд задач, начиная от подбора персонала и создания образовательных программ и заканчивая адаптацией работников. У них слишком мало времени, чтобы найти хорошего специалиста. Допустим, компании требуется хороший продакт-менеджер, человек, который курирует определенный продукт компании.

К примеру, Яндекс Go – это продукт Яндекса. Максимально упрощая, у продакт-менеджера Яндекс Go есть в подчинении маркетолог, дизайнер, несколько айтишников, и вместе с этой командой он следит за тем, чтобы продукт работал и люди хотели его покупать. Каждая кнопка в приложении, вся креативная концепция, коммуникация с топ-менеджерами компании – за все это отвечает продакт-менеджер. Это важная позиция для компании, и в большинстве случаев на рынке все хорошие продакты уже заняты. HR не может тратить все свое рабочее время на кропотливый поиск хорошего специалиста, поэтому он идет к стаффинговому агентству вроде ANCOR. Наша задача – найти хорошего продуктолога, который бы отвечал требованиям компании. Мы связываемся с кандидатами, ищем тех, кого устраивают условия работы, проводим собеседования, а потом передаем их клиенту.

Ты все еще работаешь в ANCOR?

Я уволился. В общей сложности проработал там пять месяцев, а потом началась учеба. Летом я работал фулл-тайм, причем из Владивостока по московскому времени, то есть ночью. Когда началась учеба, я перевелся на парт-тайм. Совмещать было непросто, а заниматься исключительно рекрутингом – не очень интересно. Я решил поискать что-то еще. Тогда мне на почту пришло письмо о том, что «Сколково» набирает на программу ребят, которые хотят попробовать себя в сфере предпринимательства.

Та самая программа, которую ты недавно окончил! Как ты на нее попал?

Они искали студентов первого курса магистратуры и старше, а я был на третьем курсе бакалавриата. Я решил рискнуть, подал заявку и прошел семь этапов отбора. Из двух тысяч кандидатов до предпоследнего этапа – кейс-чемпионата – дошло 160 человек. Он длился восемь часов, нашей задачей было подготовить продукт для МТС с использованием голосового помощника компании. После чемпионата осталось 60 участников, включая меня, а мест было всего 40. По итогам финального собеседования я получил стопроцентный грант на обучение! Я узнал об этом и через неделю сообщил в ANCOR, что увольняюсь.

Третий курс, осень, самый разгар учебы в МГИМО, и ты начинаешь полноценное обучение в «Сколково». Как удавалось это совмещать?

Ужасно, меня едва не отчислили. В «Сколково» мы учились вечером по вторникам и четвергам, а также всю субботу, помимо учебы мы должны были вывести на рынок цифровые продукты, поэтому львиную долю свободного времени занимала работа над стартапом. Мой проект назывался Skilldrive, это HR-консалтинговая компания, в которой я был CEO.

Чем вы занимались?

Карьерным консультированием. Благодаря работе в ANCOR я ориентируюсь на рынке и понимаю, чем занимаются консультанты в этой области. Все говорят, что первый бизнес – провальный. Это правда. Поэтому лучше создавать его хотя бы в той сфере, которую ты понимаешь.

Почему ты все же запустил стартап в области карьерного консультирования, если тебе не нравилось этим заниматься?

HR не хочет меня отпускать. Я решил, что раз уж у меня есть опыт в этой сфере, стоит продолжать в ней развиваться. Кроме того, меня периодически приглашают выступить на вебинарах и на панельных дискуссиях в качестве эксперта в HR. 16 ноября, например, я буду организатором и ведущим карьерного мероприятия для «Сколково».

Цель программы в «Сколково» – это обучение или запуск стартапа?

Цель – предоставить каждому возможность попробовать себя в роли предпринимателя и понять, подходит ли это для него. К слову, 95% студентов по завершении программы, столкнувшись с жестокой реальностью, понимают, что не хотят заниматься бизнесом. Стартап – это эмоциональные качели. С утра ты просыпаешься с чувством, что сейчас покоришь мир, через пару часов ты в полной депрессии, в середине дня начинаешь думать, что все может получиться, а потом – ложишься спать едва ли не в слезах. Вспоминается книга под названием «Легко не будет». В бизнесе легко не будет никому, и обучение на программе дает это почувствовать.

Ты продолжаешь развивать стартап?

После выпуска у многих ребят пропала мотивация и команда распалась. Я к этому моменту выгорел физически и ментально, взял перерыв, после которого нашел партнера для другого проекта, которым сейчас занимаюсь. Skilldrivе, тем не менее, все еще жив. Правда, жизнь в нем уже не кипит, как прежде. У нас есть клиенты, которые обращаются за повторным консультированием. Кроме того, «Сколково» заинтересовано в работе с нашими карьерными консультантами.

Чем ты занимаешься сейчас?

В данный момент я создаю IT-продукт для рынка США с уклоном в необанкинг и крипто-биржи. Я также занимаюсь менторством в «Сколково» и частным карьерным консультированием. Летом я участвовал в проекте компании Job Guide, куда меня пригласили в качестве эксперта. Компания сделала программу для десяти талантливых студентов, к которым прикрепили действующих HR-ов. Нашей задачей было в течение двух месяцев найти работу для участников программы. Программу мы с подопечной даже перевыполнили – я трудоустроил ее за четыре встречи, то есть за месяц.

Чем планируешь заниматься в будущем?

В будущем я вижу себя «серийным» предпринимателем. У этого термина нет негативной окраски, просто далеко не все бизнесы успешны. Мне забавно отслеживать трек своих достижений: первый проект был полностью бесплатным, затем – проект на несколько тысяч рублей, после – HR-стартап на несколько сотен тысяч, а сейчас – стартап на несколько миллионов. Я планирую поработать в консалтинговой компании, набраться опыта и обрасти связями, потому что стабильно ощущаю нехватку нетворкинга для запуска по-настоящему большого проекта.

Если студент МГИМО понимает, что хочет заниматься бизнесом, какую стратегию ему избрать, чтобы уже во время обучения начать делать более или менее успешные шаги в этом направлении?

Есть замечательная книга с говорящим названием – «Просто делай! Делай просто!». Если хочешь заниматься бизнесом – бери и делай бизнес. Хочешь открыть ларек с шаурмой – открывай ларек с шаурмой. Ты не получишь опыт из книг или лекций, он приходит только с ошибками. Важна твоя обучаемость, готовность принимать ошибки и признавать, что ты чего-то не знаешь. Поэтому лучший совет – просто делай, и точно что-то получится.

ноябрь 2021