Учеба «для себя»: Мария Солопова о стажировке в Дании
Как ты узнала о стажировке в Дании?
Заведующая кафедрой получила письмо из Высшей народной школы Дании с предложением организовать стажировку для наших студентов с предоставлением стипендии. Я долго сомневалась, но потом все же решилась поехать.
Опиши университет, в который ты поехала.
Высшая народная школа – это место, где датчане могут учиться после окончания гимназии (это как 10 и 11 классы в России). Если они не уверены, поступать ли в университет, или не знают, что именно хотят изучать, они идут в эту школу и попробуют себя в роли, например, журналиста или IT-специалиста. У нас были разные направления. Я выбрала «Датский язык и культуру».
При школе есть общежития. В одном из них жила я. Это было небольшое здание с 30 комнатами, в котором не было никакой охраны, входные двери были стеклянными и не запирались даже на ночь.
Учеба отличалась от того, к чему мы привыкли в МГИМО?
Да, поначалу учеба там показалась несколько странной. Она была не слишком обязательной: я могла приходить на занятия, а могла и не приходить. Никто меня ни за что не ругал. Оценок тоже не было. Не было и контрольных. Это была учеба «для себя»: упор был не на зубрёжку домашних заданий, а на самостоятельную осознанную работу и на работу в коллективе. Предполагалось, что в школе мы с ребятами должны были делать все вместе: выполнять групповые задания, как можно больше общаться, помогать друг другу.
Не возникали ли сложности с языковым барьером?
К моменту, когда поехала на стажировку, я уже изучала датский полтора года. У меня были неплохие знания, но я не могла свободно общаться и почти не понимала разговоры датчан. Спустя несколько месяцев жизни в Дании я начала понимать и «чувствовать» датский язык, могла заговорить с местными. Поездка очень здорово улучшила мои языковые навыки.
Как относились к тебе датчане, с которыми ты училась?
С датчанами я контактировала постоянно. У нас были совместные дисциплины, на которых мы общались, делали групповые проекты. Кроме того, я жила в одной комнате с датчанкой, и мы вместе решали все бытовые проблемы.
Ребята были настроены очень позитивно и старались «интегрировать» меня в датскую среду: постоянно рассказывали что-то про Данию, помогали с учебой, объясняли значения слов. Мы вместе смотрели датские сериалы и фильмы, ездили в совместные поездки от школы в Эстонию и в Финляндию.
Ты быстро адаптировалась к стране и датскому ритму жизни?
Да. Я даже не могу сказать, что мне было сложно жить там по сравнению с Москвой. Все было так же: рано утром просыпаешься, идешь на занятия, потом постоянно с кем-то общаешься. Климат там примерно такой же. Просто это была другая страна с иной культурой.
Ты можешь вспомнить культурные особенности, которые тебя удивили?
Я была шокирована тем, что датчане много выпивают и преподаватели спокойно к этому относятся. В Дании в целом развита некая «алкогольная культура». Каждую пятницу и субботу у нас были вечеринки на территории школы. Даже специальный домик построили для этого.
Жизнь в Дании дороже, чем в России?
Значительно дороже. Моя стипендия покрывала обучение, проживание и питание. Если бы у меня ее не было, то, наверное, я бы не поехала в Данию из-за слишком высоких цен.
Ты бы поехала на учебу в Данию еще раз?
Да, но уже не в формате Высшей народной школы. Мне бы хотелось поучиться там в университете, но получить стипендию сейчас очень сложно. В этом году Дания давала ее только на различные технические программы, а не на гуманитарные.
Что бы ты посоветовала ребятам, которые хотят отправиться на стажировку в другую страну, но сомневаются?
Я порекомендовала бы им даже не задумываться и использовать любую возможность поехать на стажировку, потому что это очень интересный опыт общения с новыми людьми и знакомства с другой культурой. Подкреплю слова фрагментом цитаты датского писателя Х.К. Андерсена: «Путешествовать — значит жить».