Итальянское ретро, велосипеды и самый криминальный район Копенгагена: Екатерина Ковбас о стажировке в Дании
Почему для прохождения стажировки ты выбрала Данию?
Следует начать издалека. Я из Петербурга, и для нас скандинавские страны – это что-то близкое. У меня самой есть шведские корни. Мне хотелось взять шведский или датский в МГИМО, но не удалось. Тогда я начала учить датский сама и вскоре поняла, что хочу поехать в Данию.
На сайте Министерства образования и науки Дании я нашла раздел, где был размещен список краткосрочных летних стажировок. Мой выбор пал на ту, что была организована Датским институтом культуры в России в сотрудничестве с Копенгагенским центром образования для взрослых. Этот центр помогает изучать датский язык не только взрослому населению Дании, но и иностранным студентам.
Что представляет собой программа и каким образом проходит отбор на нее?
Стажировка проходит в Копенгагене в июле и длится три недели. Для того, чтобы пройти летнюю стажировку, нужно быть студентом вуза, с которым сотрудничает Дания. Их перечень можно найти на сайте Министерства образования и науки. В России только студенты МГИМО, МГУ, Петербуржского университета, университета им. Герцена и МГЛУ могут подать заявки на прохождение стажировок.
Уже в январе-феврале начинается период подачи заявок. Сама заявка на участие состоит из трех главных компонентов: анкета, мотивационное письмо и рекомендация от преподавателя. Отдельное внимание уделяется тому, изучал ли студент датский язык и есть ли у него контакты с Данией, со Скандинавией в целом. Я писала и в анкете, и в мотивационном письме, что работала в Скандинавском клубе в новостной службе, что у меня был опыт организации мероприятий и что я самостоятельно изучаю язык в Скандинавской школе. В апреле мне пришло письмо о том, что я прошла на стажировку.
Какую роль в отборе, по твоему мнению, сыграл уровень владения датским языком?
Мне кажется, для отбора на эту стажировку главным было показать желание пройти отбор. Я сделала упор на личную связь со скандинавской культурой. Те ребята, которые не прошли, рассказывали мне, что они, наоборот, сделали акцент на изучении датского. Например, они указывали, что изучают датский язык в качестве основного иностранного языка, что сдавали экзамены и так далее. Видимо, это все было не так важно, как желание поехать.
Какие расходы взял на себя образовательный центр?
Стажировка покрывала расходы на обучение и культурную программу, предоставляла стипендию в размере 50 тысяч рублей и значительную скидку на оплату проживания. Самостоятельно я оплачивала только перелет и оставшуюся часть за жилье. Для участия в программе требовалась не туристическая, а учебная виза, с чем также помогли организаторы стажировки.
Как было организовано проживание? Ты сама занималась поиском и бронированием?
Нет, образовательный центр занимался и вопросами проживания. Компания самостоятельно подобрала апартаменты для всех студентов, забронировала их и предоставила нам существенную скидку. Трехнедельное проживание в Дании обошлось мне примерно в 30 тысяч рублей. Обычно апартаменты в Копенгагене стоят в полтора-два раза дороже.
Наши апартаменты представляли собой большие квартиры, разделенные на три комнаты, в каждой из которых проживало по два студента. В одном здании с нами, студентами, жили пожилые датчане, с которыми мы даже иногда пересекались на кухне. Сами апартаменты располагались в районе Норребро – это милейший район со старыми домами 19 века и деревянными лестницами, очень уютное и приятное место. Тем не менее существует мнение, что Норребро – район с самой высокой криминальной активностью во всей Дании! Однако мои опасения не оправдались: Норребро оказался спокойным и мирным местом, мы очень часто ходили гулять по ночам и в целом чувствовали себя в безопасности.
Каким образом было организовано обучение?
Всех студентов разделили на три группы. Я была определена в продолжающую. Наш день начинался примерно в 8-8:30. На занятиях у нас были различные задания, связанные с презентациями и обсуждениями. Например, сначала мы читали текст по теме «История Дании», а потом шли в какой-нибудь исторический музей.
После занятия по датскому, которое длилось где-то полтора часа, мы собирались в общем зале для песни. Датчане очень любят петь вместе. Мы пели песни датских моряков, фольклор, а иногда и итальянское ретро в переводе на датский, поскольку датчанам, как и русским, очень нравится эта музыка. После общей песни мы пили кофе и завтракали, а затем начинался второй блок занятий по датскому. Когда учеба заканчивалась, мы обычно участвовали в культурной программе.
Что привлекло твое внимание в походе к обучению в Дании?
Можно выделить три основных момента. Во-первых, толерантность к ошибкам. Во-вторых, интерактивность. Мы начинали наши занятия с того, что просто рассказывали, как у нас дела, как вообще жизнь, что нового. В-третьих, создание условий для коммуникации на датском языке, погружение в языковую среду. Особенно мне понравилось то, что занятия у нас были полностью на датском. Еще, в отличие от России, здесь распространено многообразие форматов и заданий, что мне кажется очень важным.
Из чего состояла культурная программа? Чем она запомнилась?
Наша культурная программа была действительно необычной. Например, мы так и не сходили в основные музеи, такие как Исторический музей и Национальная галерея. Вместо этого мы посещали локальные мероприятия, которые находил наш гид. Первым был джазовый фестиваль, где мы оказались случайно. Наша группа собралась в парке, и неожиданно вышли темнокожие люди в костюмах индейцев, причем это было что-то среднее между индейцами и Филиппом Киркоровым. Они начали играть джазовую музыку, и вся толпа, которая собралась их послушать, пошла за ними. Около двух часов мы ходили по улице огромной процессией. Это был очень странный парад, но очень веселый. Датчане любят весело проводить вместе время: здесь никто никого не осуждает, все очень друг другу рады и поддерживают общий праздник.
Еще мне запомнилось наше посещение Рэффена, где мы ходили в арт-мастерскую, расположенную на старом заржавевшем корабле. Наш гид познакомил нас с одним из художников, который рассказал, что построил для себя дом на плоту и через пару месяцев с невестой отправится в морское путешествие по Европе. Я всегда чувствую себя немного странно во время общения с такими людьми: «Как же скучно я живу! Тут люди такие вещи придумывают!». И сама среда, само государство их в этом поддерживают. Никто не говорит о целесообразности проектов. Просто если люди хотят что-то сделать – пусть делают.
В Копенгагене в целом царит атмосфера неформальности, свободы творчества. В городе очень много муралов, граффити и столбов с разными надписями и рисунками. Прогуливаясь по городу, ты ощущаешь, что здесь есть жизнь, что люди сами для себя пытаются облагородить это место, что-то под себя сделать и как-то себя в нем выразить. Для меня, это, пожалуй, было одним из наиболее значимых впечатлений о городе и стране.
Как сложилось твое общение с другими студентами? Какое впечатление они произвели на тебя?
На стажировке было всего четыре человека из России, причем все из разных вузов. В нашей группе был многонациональный состав из более чем 30 человек. В нашу группу входили студенты из Германии, Швейцарии, Нидерландов, Франции, Китая, Сербии и Польши, и все они были разными Во время стажировки мы общались довольно тесно: вместе проводили время и устраивали вечеринки. Всей группой мы даже несколько раз выбирались на пляж близ жилого района.
Столкнулась ли ты со сложностями или негативными моментами во время прохождения стажировки?
Я бы не назвала это сложностями, скорее особенностями страны и культуры. Транспорт в Копенгагене значительно дороже, чем мы привыкли в России, причем нужно еще учитывать транспортные зоны. Большая проблема и в том, что датчане говорят по-английски и с ними не попрактикуешь датский язык. Часто можно столкнуться с грубостью со стороны водителей автобусов, продавцов, потому что ты пытаешься выстроить с ними коммуникацию, а они просто хотят делать свою работу.
Помогла ли стажировка улучшить уровень владения датским языком?
Я подтянула датский и переборола барьер, который мешал мне говорить на этом языке. Под конец поездки я уже могла спокойно купить билет или попросить пакет в магазине. Такие базовые навыки очень важны для меня. Вернувшись к занятиям в Скандинавской школе в России, я ощутила, что говорю гораздо свободнее: уже не подбираю слова, как раньше.
В чем ты видишь особенность краткосрочных стажировок? Удалось ли тебе за такой короткий срок погрузиться в культуру страны?
Это очень хорошая возможность почувствовать себя частью нового сообщества, когда ресурсы ограничены. Будучи участником стажировки, ты не исследуешь страну туристически, а узнаешь культуру такой, какая она есть на самом деле.
Продолжительность показалась мне достаточной. Как мне кажется, студенты в должной степени погружаются в культуру и жизнь страны, поскольку многое должны делать самостоятельно. Например, я закупалась продуктами в местных магазинах, ездила на обычном автобусе и даже купила себе проездной. Вместе с ребятами мы пробовали стать велосипедистами, ведь датчане очень любят ездить на велосипедах. Но в Дании на дорогах нужно встраиваться в поток дорожного движения, прямо как при езде на машине. Быть велосипедистом в Дании не то же самое, что быть велосипедистом где-то еще.
Как опыт, полученный на стажировке, помогает тебе сейчас?
Стажировка обеспечила мне значительные связи для Скандинавского клуба. Я даже провела открытый семинар вместе с другими студентами, прошедшими стажировки в Швеции и Эстонии. Мы поделились впечатлениями и опытом. Благодаря участию в стажировках ты не просто познаешь новые культуры и страны. Ты осознаешь что ты уже не один в большом океане возможностей. Ты уже знаешь,к кому обратиться, а иногда другие люди сами предлагают полезные идеи для твоих проектов. Поэтому участвовать в стажировках важно и нужно!