«Это песня в человеческих лицах». О стажировке и жизни в Лилле

ТЕКСТ  Диана Мациева
Просмотров 1329    / Июнь 2021 /
Отправиться в заграничную стажировку – это всегда сложное решение, а в период пандемии – особенно смелый и рисковый поступок. Студентка МГИМО Диана Уразова поделилась с нами, какие трудности ей пришлось преодолеть, чтобы в этом семестре поехать на учебу в Лилль. А еще рассказала, чем ее впечатлили местные жители, как удалось путешествовать по другим странам, несмотря на ограничения, и почему обучение за границей позволило ей по-новому взглянуть на собственную жизнь.

Про путь к стажировке

Расскажи, как ты попала на стажировку?

Моя история о том, как до последнего нужно делать все возможное, чтобы на нее попасть. Первая проблема заключалась в том, что нельзя подавать документы на стажировку при наличии несданного предмета, а у меня такой был, и пересдача стояла позже окончания приема заявок. Мне пришлось договариваться с преподавателем, деканатом, искать второго экзаменатора, а потом собрать все подписи. Когда я уже подала все документы, мне сообщили, что я никуда не прошла. Однако за две недели до конца подтверждения заявок, один человек отказался, и я заняла его место. Потом опять нужно было в скоростном режиме заниматься бюрократией, потому что мы только-только выходили на дистант, а впереди была тяжелая сессия.

В это время тебя отговаривал кто-нибудь ехать на учебу за границу? Все-таки в Европе тогда был жесткий карантин и серьезные ограничения.

Две мои бабушки не хотели никуда отпускать, да и у папы не было какого-то оптимизма, но никто категорично не был против.

Когда ты приехала в Лилль, с какими трудностями ты столкнулась там?

Опять начались сложности с документами. Чтобы получить страховку, нужно было завалидировать визу, для чего необходима SIM-карта. Ее не купить без банковского счета. Чтобы открыть банковский счет, нужно быть налоговым резидентом Франции и прожить в этой стране не менее 6 месяцев. А для этого опять же нужна страховка. Выход – купить дурацкую мигрантскую SIM-карту. Она работает через день, и купить ее можно только в мигрантских кварталах.

Поэтому у тебя там связь всегда плохая была?

Ага, с подружкой частенько нормально не поговоришь.

Про начало учебы и жизни во Франции

Как началась твоя учеба во Франции?

В январе были дистанционные пары, но после всей возни с документами, ходить на них – последнее, что я хотела. Вливаться в нормальную учебу в феврале было сложно. Я писала преподавателям на почту, объясняла, что в январе у меня были экзамены и потом брала письменные работы или доклады, так постепенно и влилась.

Процесс обучения отличается от нашего?

Очень сильно, тут все фокусируются на мнении студентов. С одной стороны, это хорошо, но с другой – должна быть какая-то база. Вспоминая себя на первом курсе, я понимаю, что все изученные теории дали нам хорошую базу для дальнейших размышлений. Хотя на третьем курсе хочется, чтобы тебя уже выслушали. Во Франции все спрашивают твое мнение, дебатируют, процесс обучения очень живой.

Почему в Лилле ты решила снимать квартиру, а не жить в общежитии?

Переезд в Европу на 4 месяца – это выход из зоны комфорта. У меня не было ресурса с октября по январь на поиски общежития и привыкания к быту с людьми другой культуры. Потом у меня пропало состояние стресса, я начала хорошо питаться, отдыхать, наслаждаться Лиллем. В феврале я еще не была готова к этому. Мне повезло, что моя соседка по квартире из Казахстана, поведение в быту у нас с ней похожее. Приятно после пар вечером посидеть, выпить чай и обсудить все как дома.

Про французов

Чем тебя удивили французы в первые дни жизни в Лилле?

Все абсолютно спокойно сидят на холодных ступеньках, у нас такого нет. Я сама сначала не сразу села, но со временем начала спокойно делать это даже в белых джинсах. Несмотря на то, что ступеньки грязные и холодные, французы могут часами на них сидеть и нежиться на солнышке.

А если говорить об отношениях между людьми?

Вежливость, обходительность и общительность со стороны французов. Они всегда спросят: «А я вам не помешаю?» – прежде чем присесть рядом в парке или в метро. Когда вы стоите у них на дороге, спросят: «Извините, а могу ли я пройти?». У них очень ценятся чужие границы, все очень тактичны и не боятся что-либо спросить у человека. Всегда желают хорошего дня, улыбаются, можно даже о погоде поговорить, что у нас не часто встретишь. Диалог может завязаться, если ты садишься на лавочку или стоишь в очереди в магазине, а, услышав акцент, обязательно спросят, откуда ты.

Я бы еще отметила, что они невероятно стильные, несмотря на свою простоту. Честно, я буду скучать по красивым людям, это песня в человеческих лицах. Они еще настолько скромные, что даже не замечают своей красоты и не пытаются показаться лучше, чем они есть.

Я слышала, что французы достаточно негативно относятся к попыткам говорить на их языке с акцентом, могут не отвечать в таких случаях. Это стереотип?

Скорее всего. Может быть, для южных регионов – это нормально. Я тоже нервничала и боялась, что мне будут как-то дерзить, но местные жители мило и спокойно отвечали на мои вопросы.

Кстати, я замечала, как знакомые французы, общаясь со мной, говорят очень медленно и спокойно, чтобы я все понимала. Но стоит им встретить хотя бы одного своего знакомого на улице, они возвращаются к своей привычной скорости речи.

Про путешествия и главный вывод стажировки

Лишила ли пандемия вас возможности путешествовать внутри самой Франции и по другим странам?

На самом деле, да. Но покататься и посмотреть Европу мне очень хотелось, и даже ограничения не помешали это сделать. Нам удалось съездить в Бельгию. В Брюсселе было закрыто все, кроме магазинов первой необходимости, рестораны работали на вынос. В центре бельгийской столицы есть улица, полностью заполненная кафе, во всех туристических сборниках ее называют «гастрономическим раем». Так вот, она была пуста, потому что все рестораны не работали.

Еще я ездила в Брюгге. Если бы не пандемия, то там можно было бы покататься на речных каналах. Затем побывала в Амстердаме. Все представления, которые были у меня об этом городе до пандемии, – про кофешопы, меню на русском в ресторанах в центре города и так далее – сразу отпали. Можно было посидеть в барах или кафе, в которых отдыхают местные, и посмотреть на то, как размеренно протекает там жизнь. Все выходили на свои балкончики, вытаскивали раскладные стулья на дорогу и нежились на солнце.

Чему тебя научила эта стажировка?

Наблюдая за внутренней свободой европейцев, я поняла: если тебе некомфортно там, где ты живешь, то проблема не в тебе, а в месте. Если ты сталкиваешься с осуждением, то это не с тобой что-то не так, это люди не видят красоты в себе и в других. Нужно менять окружение, а не меняться самим, чтобы соответствовать другим принципам, которые тебе не близки. Весь тот сложный путь с подачей документов и выходом из зоны комфорта определенно стоил тех эмоций, встреч и знаний, которые я получила.

июнь 2021