От исследований до новых песен в плейлисте: как проходит практика у студентов МО

ТЕКСТ  Елена Бочарова
Просмотров 1557    / Июль 2022 /
Как проходит практика в посольстве? Какие редкие источники попадаются практикантам в институтах РАН? В историях студентов факультета Международных отношений найдется место и для писем чехословацкого легионера начала XX века, и для экстравагантной дамы в очереди в финский музей.

Александр Новиков, выпускник МО'21, Институт Европы РАН

Хотя Институт Европы входит в список организаций, сотрудничающих с МГИМО по вопросам практики, мне необходимо было делать все в частном порядке и лично общаться с работодателем.

В РАН стажер направляется в помощь какому-либо научному сотруднику. Соответственно, ваши задачи будут производной от задач вашего руководителя. В итоге это может быть нудная работа в виде каталогизации, составления таблиц и тому подобное, а может быть и исследовательская деятельность. В случае Института Европы последнего было значительно больше.

Например, мне как студенту направления «Зарубежное регионоведение» с чешским и словацким языком поручили среди прочего разбор писем чехословацкого легионера в Российской империи начала XX века и изучение чешских источников по вопросам помощи развитию в странах СНГ. Так появляется возможность улучшить навыки работы с источниками и применить на практике полученные знания языка и региона.

В подобных организациях есть возможность познакомиться с научной деятельностью как профессией. Она может понравиться далеко не всем (мне не подходит – не хватает коммуникации), но месячная практика в таком институте точно даст понять, хотите ли вы заниматься наукой или нет.

Если эта деятельность на практике заинтересовала, ваша работа понравилась руководителям и появилась база контактов, вне всякого сомнения, трудоустроиться будет проще. Пожалуй, это основной путь попадания в подразделения РАН. Если вы заинтересованы аналитикой, то в большинстве случаев на работу туда примут с распростертыми объятиями.


Артемий Шаталов, выпускник бакалавриата МО-МИЭП’20 и магистратуры МО (ВнПД)’22, посольство России в Финляндии

Оформление на практику в системе МИД всегда проходит через Управление по работе со студентами и выпускниками МГИМО. В начале мая мы заполнили заявления, указав изучаемые языки и желаемые страны, которые были открыты для въезда. Через месяц с теми, кто подходил под пожелания конкретных росзагранучреждений, связались и вызвали на оформление. Практика – перелет, проживание в стране и так далее – оплачивается из средств Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Моя стажировка длилась месяц после первого курса магистратуры с середины июля до середины августа. Рабочий день у нас начинался в девять утра и длился до пяти вечера. В Финляндии, как и везде в Европе, лето период отпусков в государственных учреждениях, поэтому объем работы был крайне ограничен и оставалось достаточно времени как на практику языка, так и на сбор материалов для диплома.

Меня определили в группу прессы и информации посольства. Работа предполагала ведение социальных сетей, мониторинг национальных и региональных СМИ, в том числе газет населенных пунктов с населением около 200 тысяч человек, просмотр национального телевидения, переводы с финского языка и на него. Благодаря отзывчивому атташе, который был моим куратором (огромное спасибо Алексею Шихову за патронаж и помощь), удалось попробовать себя в разных областях, включая написание аналитических работ и отчетов, подготовку макетов публикаций в местных СМИ и на сайте посольства, составление материалов по мемориальной работе в Финляндии. Удалось также несколько раз примерить роль «дежурного дипломата» человека, который задерживается в посольстве после окончания рабочего дня или в выходной и следит за входящей корреспонденцией, звонками и внештатными ситуациями.

Финский у меня пятый по счету язык, поэтому, как это часто бывает с не первыми иностранными языками в МГИМО, проблемы миграции и экономического сотрудничества на финском я понимал и мог переводить, но, когда понадобилось сопровождать сотрудника посольства и осуществлять перевод на бытовую тему, пришлось переключиться на английский, так как уровня знаний не хватало.

При этом благодаря посольству погружение в язык прошло очень быстро: после прилета три дня был нежесткий карантин, во время которого можно было выходить в город. Однако вместо прогулок по Хельсинки пришлось потратить не один час, чтобы сделать скрипт интервью президента Финляндии, только что вышедшего на одном из федеральных каналов.

Во время моей практики в финском музее Атенеум проходила масштабная выставка работ Репина. Купить билет онлайн было нельзя, поэтому пришлось стоять часовую очередь. Позади меня встала пожилая финка в футболке кислотного цвета с огромным вырезом, джинсовке и мини-юбке. За тот час, пока мы ждали возможности войти, на плохом шведском она рассказала свою историю до десятого колена, призналась в любви к Советскому Союзу и даже спела (к неудовольствию стоявшей позади нидерландской пары дважды) финский вариант песни «Ах, Одесса, жемчужина у моря». Наверное, более яркого разрыва шаблонов о финнах и финской закрытости трудно было представить. После этого случая финский вариант песни «Oi, Odessa, sä helmi Mustanmeren» добавился в плейлист и теперь прочно ассоциируется с практикой в целом.

Практика в системе МИД хорошо показывает, подходит тебе дипломатическая служба или нет. Чтобы увидеть все аспекты такой работы, стоит попытаться пройти практику и в Центральном аппарате министерства, и за рубежом. Кроме того, практика в загранучреждениях отдельный бонус при трудоустройстве в МИД. Обычно редкий язык в связке с практикой в посольстве или консульстве дает небольшую фору при прохождении конкурса, хотя и не всегда можно попасть в то место, где до этого проходила практика. Для себя же я вновь подтвердил, что хочу связать жизнь с дипломатической службой.


Данил Шкатов, выпускник МО'21, Институт Дальнего Востока РАН

Я проходил практику в Институте Дальнего Востока РАН. У меня не было четкого рабочего дня – сам институт в то время был на смешанном режиме работы из-за ковида. Поэтому я выполнял задачи в основном из дома. Главной из них был перевод и анализ северокорейского экономического журнала «Кенчжэ Енгу» («Экономические исследования»).

С коллективом мне повезло: я работал под руководством своей преподавательницы. Она вела у меня экономику Кореи на 3 курсе, она же исследует корейскую экономику в Институте Дальнего Востока.

Основной сложностью во время практики оказалась специфика северокорейских текстов. Дело не столько в языке, сколько в особенностях науки в КНДР. Поскольку эта сфера очень идеологизирована, большая часть данных засекречена – в журнале, предназначенном для внутреннего потребления, нет статистики и точных данных. Очень много повторений мантр типа «надо более научно управлять экономикой» без конкретики. Выискивать среди этого какие-то вещи, которые указывали бы на что-то конкретное, было очень сложно.


Артем Адрианов, выпускник МО'21, Минпромторг

В мой год найти практику было сложнее всего – в 2020 году большинство организаций, сотрудничающих с МГИМО, отказались от практикантов, поэтому многим студентам пришлось в последний момент искать себе стажировку самостоятельно. Мне повезло: Минпромторг согласился принять на практику, причем в очном формате. Отдел, в котором я проходил практику, занимался вопросами сотрудничества России со странами Аравийского полуострова и Северной Африки в области промышленности.

Там очень хорошие сотрудники (половина – сами выпускники МГИМО), с которыми приятно и интересно работать. Некоторые до этого занимали должности в наших торговых представительствах в арабских странах, поэтому досконально разбирались в экономической ситуации в этом регионе. Было очень увлекательно слушать их рассказы! В этом плане практика полезная вещь – можно приобрести много полезных контактов на будущее и просто познакомиться с интересными, неординарными людьми.

Стажировка в министерстве позволила значительно расширить знания в области российско-арабского сотрудничества. В нашей стране много перспективных компаний несырьевого сектора, которые стремятся выйти и выходят на рынки арабских стран. Представители этого региона, в свою очередь, ищут инвестиционные возможности в России и готовы поддержать наши компании.

июль 2022