Куратор МАММ Мария Лаврова: «Мы – мостик между художником и проектом»

ТЕКСТ  Александра Якутина
Просмотров 673    / Май 2022 /
Посещая новую выставку, мы погружаемся в мир искусства и вряд ли понимаем, что видим лишь верхушку айсберга – часть большой работы сотрудников музея, которые создают для нас экспозиции. Сегодня благодаря куратору Мультимедиа Арт музея Марии Лавровой мы увидим путь формирования выставки – от появления идеи до момента открытия, а также узнаем о всех, кто работает над созданием экспозиций.

«Кураторская работа – это в целом поиск каких-то новых смыслов и каждый из этих смыслов должен отвечать зову времени»

Все выставки организуются по-разному. Но главное, что есть всегда, – выставочный план, он формируется заранее, на два-три года вперёд. То есть уже сегодня мы примерно понимаем, какие проекты ждут нас в 2023, 2024 годах. Вместе с тем, есть и некий люфт для проектов, возникающих спонтанно, – это выставки, завязанные на событиях сегодняшнего дня. В этом плане мы подвижны: если мы понимаем, что от нас ждут высказывания на актуальную тему, мы ищем проекты, которые могут быть созвучны этому. Кураторская работа – это в целом поиск каких-то новых смыслов и каждый из этих смыслов должен отвечать зову времени. Так что иногда бывает, что то, что мы придумываем за два года или за год, становится неактуальным в свете развивающихся событий, и тогда нам необходимо быстро перестраиваться и корректировать программу.              

При поиске проектов очень важна насмотренность, нужно ходить на выставки современных художников, читать различные отзывы о текущих проектах, причём важно делать акцент не только на специализированную литературу, но и на материалы по другим темам. Нужно иметь большой кругозор, чтобы искать идеи в разных сферах жизни. Сейчас, например, у нас проходит биеннале «Искусство будущего», на которой мы получаем большую почву для размышлений на тему нейросетей, роботов, современной техники. И куратору важно хотя бы немного разбираться в каждом направлении, чтобы понимать, о чем эта работа, какую ценность она представляет.

Куратору необходимо придать новый смысл уже существующим проектам, объединить их в единую композицию и сказать этим что-то новое, показать под другим углом. Другая наша работа – это суровая административная часть, мы должны взаимодействовать с нашей прекрасной командой монтажников, контролировать процесс установки экспозиции. Главная задача куратора – правильно понять задумку художника, дать ему полностью высказаться, воплотить в жизнь все его идеи.

И, конечно, именно куратор становится связующим звеном между автором работы и посетителем, у которого часто нет специального образования, который не сталкивается с искусством ежедневно. Нам необходимо всё подробно описать, рассказать, объяснить, погрузить зрителя в наш мир, стать для него мостиком в современное искусство.

Важно не забывать, что у нашего музея очень молодая аудитория, многим посетителям 16-18 лет. И я уверена, что для некоторых из них посещение нашей выставки может быть первым самостоятельным знакомством с искусством. Так что нам нужно сделать всё так, чтобы любая аудитория поняла, какие идеи были в голове у художника.

«Иногда мы действительно укладываемся в одну ночь и успеваем сменить экспозицию»

Наш музей известен своими быстрыми темпами работы. У нас проходит достаточно большое количество выставок в год, концепция нашего музея в целом построена на временных экспозициях, поэтому мы должны часто и оперативно всё менять. Одним из немногих исключений стала наша биеннале «Искусство будущего», она рассчитана на несколько месяцев, это крупный международный проект, получивший большой отклик у аудитории, вот эту выставку мы монтировали достаточно долго. Но иногда мы действительно укладываемся в одну ночь и успеваем сменить экспозицию.

YOMOYO (Максим Свищёв), Цветасис/Корпускулы счастья, 2019

Всё всегда зависит от масштабности застройки, необходимости сложной архитектурной составляющей, а также от уровня технического оснащения выставки. Если есть экспонаты, которые надо подключать или оформлять, то это всегда сложнее, чем, например, развесить фотоработы. Например, монтаж «Искусства будущего» (а это восемь этажей экспозиции, которая вся звенит, трещит, сверкает) занял около двух недель. Это рекордный для нас срок. Мы полностью закрывали музей, чтобы строительные работы не мешали посетителям погружаться в искусство. Если же мы оформляем какой-то отдельный зал, то мы просто закрываем его и меняем экспозицию, но весь музей оставляем открытым. 

«Над каждой выставкой работает почти вся команда МАММ»

Созданием выставок занято огромное количество людей. Огромное – относительно общего числа сотрудников музея. Хотя, вопрос, как считать. Например, бухгалтерия тоже занимается финансовой стороной выставок, но непосредственно с экспозицией не пересекается.

Над каждой выставкой работает почти вся команда МАММ. Во-первых, это директор музея Ольга Львовна Свиблова, которая является художественным руководителем. Во-вторых, это кураторы нашего музея – главный куратор Анна Зайцева, и я, второй куратор, а также сотрудники выставочного отдела, с которыми мы составляем план, они помогают нам с 3D-моделированием предстоящей экспозиции. Потом большой блок тех, кто работает с нами над монтажом выставки, – архитекторы, монтажная команда, сотрудники багетной мастерской, которые занимаются обрамлением работ. Да, у нас в музее есть своя багетная мастерская, иначе никак. Далее – строители, которые делают подиумы для экспонатов, перегородки между смысловыми частями выставки, различные пилоны и так далее. И, конечно, наша PR-команда, специалисты по SMM, без них тоже никуда.

А когда уже всё готово, подключаются экскурсоводы и смотрители, которые помогают посетителям знакомиться с выставкой. И если мы – мостик между художником и проектом, то они – голос работ, которые мы выставляем.

Ещё очень важные люди в нашем музее – это отдел хранения, они помогают нам сохранить те экспонаты, которые к нам попадают. У нас есть большое хранилище для крупногабаритных экспонатов, например, для инсталляций современных художников, которые тяготеют к крупным формам. Теперь, надеюсь, я никого не забыла.

«Самое интересное происходит за три-четыре дня до открытия выставки, всё с ног на голову, все суетятся, работают»

За кадром в процессе создания выставки остаётся большой пласт работы – это, как правило, организационные моменты. Для начала мы придумываем идею проекта, находим работы, которые можно представить. Затем общаемся с художниками – это не всегда легко и спокойно, можно успеть и поругаться, и помириться.

Многие молодые художники часто переживают даже за самые мелкие детали, и это вполне понятно, потому что им сложно доверить другому человеку свое творение, свое дитя. И вот куратор вмешивается, пытается навести свои порядки, что многими художниками воспринимается очень остро, но, к счастью, нам всегда удаётся договориться. Так что у каждого куратора должны быть хорошо развиты навыки дипломатии.

Итак, мы придумали проект, теперь необходимо нарисовать экспозиционный план, понять, что и где будет находиться, чтобы каждый посетитель уловил задумку выставки. Это уже немного архитектурная работа. Потом мы делаем застройку, выбираем, что в какой комнате будет располагаться, где останется открытое пространство, это всегда очень кропотливое дело.

Часть времени занимает текстовая составляющая выставки, у нас нередко бывают работы, к которым требуется описание или пояснение. Здесь от куратора и редакторов требуется глубокое погружение в историю вопроса, анализ материалов.

И затем начинается самая безумная часть – монтаж. Это всегда очень нервно, очень ответственно, но очень интересно. Когда мы выходим на эту стадию, то неожиданно понимаем, что всё надо срочно переделывать, потому что внутри выставочного пространства элементы композиции выглядят совсем не как на бумаге. Надо заново придумывать концепцию, только беря за основу предыдущие наработки. Так что самое интересное происходит за три-четыре дня до открытия выставки, всё с ног на голову, все суетятся, работают.

В каждом случае возникают разные проблемы, но, наверное, самое сложное – это нащупать правильную форму для выражения и своих собственных мыслей, и мыслей художника. Те ощущения, те впечатления, которые появляются в процессе знакомства с будущей экспозицией, требуют воплощения в жизнь.

И здесь важно ухватить ниточку этой мысли и из чего-то эфемерного, неосознанного, создать настоящую экспозицию. Важно, чтобы паззл, который возникает в голове, сложился полностью, чтобы не было никаких «дырочек» в общем рисунке. Сделать так, чтобы всё сложилось визуально, чтобы всё работало, чтобы всё было на своих местах. И это даже не столько сложно, сколько энергозатратно и нервно.



 

май 2022