О чем молчат офферы

ТЕКСТ  Вера Баркатина
Просмотров 226

Готовь сани летом, а заявку в магистратуру — зимой (в идеале — уже осенью) — гласит народная мудрость в прочтении студентов четвертого курса. Год назад в разгар второй волны пандемии я поймала себя на мысли, что совершенно не знаю, куда идти после бакалавриата. Точнее не так: за три года учебы я поняла, чего делать 100% не хочу. А именно — провводить лето за учебниками в ожидании судьбоносных экзаменов, как это было со мной после школы. Поэтому вариант с поступлением в магистратуру в отечественный вуз отпал сам собой. Но со студенчеством прощаться я не планировала и стала изучать сайты зарубежных университетов. Туда, как выяснилось, можно поступить почти без стресса и экзаменов.

И я поступила. Оффер (приглашение на обучение – прим.ред.) получила в аккурат под Новый год, распечатала и торжественно положила под ёлочку. Было очень приятно осознавать, что задача поступить на учёбу за границей выполнена и для её осуществления потребовалось не так и много. А именно:


1. Преобразовать мечту в цель

Поступить за границу более чем реально: этому есть масса примеров среди людей, владеющих английским на уровне B2. Оффер — это вопрос целеустремленности, а не гениальности или денежных сумм с шестью нулями. С этой мысли начинается и поиск информации, и сбор документов, и составление графика их подачи. При выборе программ отталкиваться можно как от специальности или сферы, в которой хочется получить образование (к примеру, менеджмент или международные отношения); так и от страны или региона, где должен находиться университет.

Почему? Во-первых, требования к заявке абитуриента в большинстве вузов схожие. Во-вторых, почти везде есть частичные (а порой и полные) стипендии, а также гранты, которые очень помогают с финансированием обучения и покрытием накладных расходов. В-третьих, в рейтинге QS или The Financial Times представлены образовательные организации со всех частей света, поэтому на любом континенте можно найти тот университет, дипломом которого будешь очень гордиться.

2. Выполнить минимальные требования

Проще говоря, получить международный языковой сертификат. Обычно нужно подтвердить знание английского, кроме случаев, когда у студента есть непреодолимое желание учиться на национальном языке. Сдать IELTS или TOEFL на проходной балл, учась в МГИМО, можно, даже если английский был десятым в списке изучаемых языков. Чтобы разобраться с форматом и запомнить клише мне хватило трех недель не самых интенсивных занятий, кому-то потребовалось ещё меньше. Однако откладывать подготовку и сдачу экзамена совсем уж на последний момент может быть чревато последствиями. В тестовом центре на нужные даты может не быть свободных мест, или могут начаться срезы и сессия. Оба сценария весьма драматичные.

3. Заговорить на одном языке с приёмной комиссией

Этот пункт, в отличие от предыдущего, не про английский. Он про умение чётко и структурированно излагать мысли, отвечая на вопросы, которые очень редко задают напрямую. Этот навык жизненно необходим при написании мотивационного письма, резюме и рекомендаций — трёх китов твоей заявки. От их качества напрямую зависит, что будет тебя ждать в ответном письме от вуза: поздравление или “we regret to inform you” и далее по тексту.

Взять хотя бы мотивационное письмо. Это в чистом виде три «почему»: первый абзац — «Почему тебе интересна выбранная программа?», второй — «Почему ты подходящий кандидат?», третий — «Почему университету стоит тебя принять?». Вариации возможны, но минимальные. Привнести немного творчества можно разве что в описание конкретных примеров, представляющих важные для приемной комиссии качества в наиболее выигрышном свете. Так, если в описании программы значится «для амбициозных лидеров», то уместно написать о самых ярких проявлениях лидерства в твоей биографии. Это может быть как организация поздравления одногруппников с 23 февраля, так и руководство большим студенческим клубом. Важна целостность и то, сколько ты смог вынести из конкретного опыта, а не просто его масштаб.

4. Выстроить личный бренд

Одно из самых часто употребляемых словосочетаний, смысл которого понятен не многим. Я первое время представляла его как эффектный логотип на визитке. Впрочем, суть личного бренда оказалась гораздо прозаичнее. Это образ кандидата, который складывается из таких составляющих, как академические успехи, опыт работы и лидерства, международный опыт, внеакадемические активности (например, хобби, творчество, спорт). Чтобы оценить себя по каждой из этих групп факторов достаточно просто взять лист А4, разделить его на четыре равных прямоугольника и тезисно записать в каждый из них все свои достижения, относящиеся к конкретной категории. Цель — сбалансировать между собой все сегменты. Если в каком-то совсем пусто, то подумать, чем его можно компенсировать (читай, на какой другой сегмент стоит переключить внимание приемной комиссии), либо — если время до поступления позволяет — составить список, как исправить ситуацию.

5. Принять субъективность процесса

В пору поступления это всё равно, что познать дзен. Западная традиция предполагает, что отказать абитуриенту можно без объяснения причин. В этой связи крайне сложно не начать переживать на тему: «Что я сделал не так?» или «Неужели я не достоин учиться за границей?».

Отказ — это индикатор, что с конкретным вузом у тебя не сложилось. Нередко он приходит из-за того, что приемная комиссия посчитала тебя слишком классным кандидатом с бóльшим потенциалом, чем тот, который выбранный университет тебе может помочь развить. Безусловно, бывают случаи, когда заветный оффер не прилетает из-за существенных недочетов в том или ином документе. Найти их и скорректировать отлично помогают наставники по поступлению либо знакомые, которые успешно прошли через воронку отбора.

октябрь 2021