«Не сфотографировано, а прожито»: интервью со студентами-фотографами МГИМО

ТЕКСТ  Амира Темирезова
Просмотров 258    / Октябрь 2023 /
Мы не замечаем их, но они видят нас. В социальных сетях мы смотрим на мир глазами тех, кто воспринимает его через объектив. Что стоит за статичными кадрами? Что общего между фотографами и рабочими в японских театрах? Мы поговорили со студентами МГИМО, для которых камера стала частью жизни, и узнали ответы на эти и другие вопросы.

Анастасия Рябова, студентка 3 курса МЖ-МИЭП

Я пришла в фотографию из-за людей, мне было важно, чтобы они увидели себя глазами другого человека. Начала в школе, в 12-13 лет. Первыми моими моделями стали младшие братья и сёстры. Ставила их в различные позы, выбирала ракурсы и продумывала образы. Поначалу пыталась самостоятельно разобраться с техникой, затем победила в конкурсе фотографий и поняла, что мне нужны курсы.

Мне очень нравятся чёрно-белые кадры. Мне кажется, они могут передать намного больше, чем цветные фотографии. Они более глубинные и говорящие. Даже если человеку не нравится его внешность, на контрасте он смотрит на себя под другим углом, через новую призму.

Для меня важно, чтобы фотография «говорила» и отражала естественное состояние человека. Важно, чтобы, глядя на кадр, чувствовалось, что хотел сказать человек и в кадре, и за объективом.

Больше всего мне нравится делать портреты, даже в репортажной съёмке. На крупных мероприятиях ни минуты не отдыхаю, а наблюдаю за спикером и аудиторией, чтобы поймать настоящие эмоции. Для меня это важно.

Вообще мой кумир — Алексей Корзов! Он действительно знает своё дело, умеет работать с людьми и подмечать необычное. Я всегда вдохновляюсь его работами или просто окружающими меня людьми.

Но главная причина, которая воодушевляет меня развиваться и двигаться дальше, — это желание открывать человека самому себе. И важной составляющей работы фотографа являются не только профессиональные навыки, но и умение к себе расположить. Часто ко мне приходят замкнутые люди, которые из-за низкой самооценки или стеснительности никогда не фотографировались, но хотели бы попробовать. Потом, когда видят результат съёмки, они удивляются самим себе. Тогда я понимаю, что всё сделала правильно, и хочется двигаться дальше.

Однажды я ходила в ТАСС. Там я заметила комнату, посвящённую фотокорреспонденту Владимиру Мусаэльяну, который всю жизнь снимал политиков. Меня так удивило, что в агентстве специально воссоздали кабинет фотографа с его работами, записками, личными вещами и аппаратурой. Тогда я осознала, что этот труд ценят, что такие способности даны не каждому.

 

Мария Петряева, cтудентка магистратуры МЖ

Я увлеклась фотографией ещё в детстве. Родители купили камеру, но никто ей не пользовался, пока она не дошла до моих рук. Мама с дедушкой сразу поняли, что мне это нравится, и решили поддержать мой интерес. Они подарили мне несколько книг по фотографии: с основами я познакомилась именно так. Году в 2012, когда пошла мода на фотосессии «ВКонтакте», мы с подругой тоже поддались этому влиянию: вместе придумывали идеи для новых съёмок, а я фотографировала и параллельно училась настройкам камеры. 

Начинала я как самоучка, но сейчас оканчиваю школу фотографии и мультимедиа имени Родченко, занимаюсь в мастерской Игоря Мухина и Александра Ануфриева. Хотелось от профессионалов узнать о новых техниках и понять, что такое фотография сейчас.

В мастерской мне часто говорят, что я легко нахожу контакт с людьми через объектив. Не всем комфортно, когда их снимают, — возникает незаметный барьер, который стоит между камерой и тем, кого фотографируют. Мне говорят, что я снимаю так, будто человек сам себя фотографирует. Стараюсь оставаться незамеченной: как будто это не сфотографировано, а прожито и запечатлено где-то в голове.  

Меня однажды впечатлил выпуск Познера про Японию, в котором речь шла о курого, — рабочих в японском театре, полностью одетых в чёрное, чтобы сливаться с таким же тёмным занавесом. Так и я на репортажах всегда думаю, что должна выглядеть, как они: чтобы меня не замечали. Если человек видит камеру, он сразу меняется.

Раньше мне было важно, чтобы фотография обязательно всем понравилась. Сейчас я больше думаю про значение и глубину.  Также стараюсь не растерять технические навыки, но теперь это — не мой приоритет.

Вдохновляюсь в основном уроками в фотошколе и кадрами других мастеров. Например, недавно меня зацепил проект Карла Де Кейзера God Inc. Он занимался документальной съёмкой, фотографировал встречи религиозных организаций и политиков, которые в предвыборной программе обращались к религии. Он зафиксировал годы, когда религия стала коммерциализироваться и политизироваться. Мне понравился этот подход.

Часто бывает, что в повседневной жизни я жалею, что упустила яркий кадр. Иногда мне даже снятся кошмары, как под рукой, как назло, не оказывается объектива, чтобы снять что-то невероятное. Сейчас в телефонах, конечно, хорошая камера, но я всё же мечтаю о ручном фотоаппарате, чтобы с ним не расставаться.  

Тем, кому интересна фотография, я бы посоветовала побольше смотреть работы других авторов. Раньше мне этого очень не хватало: всё ограничивалось пабликами «ВКонтакте». Чтобы отточить навыки, нужно больше обращать внимание на то, как отображаются современные тенденции в фотографии. И побольше играться с настройками на камере! 


Мария Зайцева, студентка 3 курса МО-МО

Летом после первого курса я решила, что нужно монетизировать мои навыки. У меня хорошо получалось фотографировать на телефон, поэтому решила купить камеру. Начала с подержанной, а уже позже купила новую.

Для меня всё упирается в технические характеристики, чтобы не было брака: смазанных кадров с заваленным горизонтом. Вообще, мне кажется, самые красивые фотографии — портреты. В своих съёмках я делаю акцент на необычность. Мне важно подчеркнуть парадоксальность, чтобы люди, глядя на мои фотографии, говорили: «Как странно!»

Творческая съёмка даёт больше свободы. На мероприятиях так не покреативить: всё проходит стандартно, все ждут базовых кадров. Но всё зависит от умения фотографа ориентироваться на месте. Недавно на малой сцене Культурного центра МГИМО проходило яркое мероприятие, но у меня с собой не оказалось камеры. Я чувствовала себя как без рук! Это как с утра забыть телефон дома и ходить весь день без него.

Фотографы видят всё не глазами, а через прямоугольник на фотоаппарате и пытаются продумать снимок. В обычной жизни я просто человек, а с камерой в руках переключаюсь и воспринимаю всё окружающее иначе. Я ни за что не вспомню, во что была одета моя подруга, но благодаря объективу начинаю замечать детали, новые ракурсы и идеи.

Начинающим фотографам посоветую ничего не бояться. Год назад я купила первый подержанный фотоаппарат, а сейчас очень рада, что тогда на это решилась. Иногда случаются провалы — у меня было много таких съёмок, но важно им не поддаваться и всегда продолжать. Иногда давят мысли о том, что рынок переполнен крутыми специалистами, но главное помнить: так, как сделаю я, всё равно не сделает никто. И всегда найдётся тот, кто это оценит.

октябрь 2023