Григорий Казаков: «Полиглотами рождаются, чтобы ими стать»

ТЕКСТ  Алиса Виролайнен
Просмотров 592
Все восхищаются способностями полиглотов – людей, знающих несколько иностранных языков и умеющих использовать их в жизни. Но что это: талант или результат упорного труда и практики? Полиглотами рождаются или становятся? Об этом подробнее рассказал кандидат филологических наук и преподаватель английского языка в МГИМО Григорий Казаков, активно изучающий психолингвистику и полиглотию.

Кого можно назвать полиглотом? Правдиво ли привычное определение, что это человек, говорящий на многих языках?

Однозначного определения полиглота нет. Нет и единого мнения, сколько языков нужно знать, чтобы считаться полиглотом, но есть представление о его отличительных навыках. С одной стороны, это владение несколькими языками в результате их осознанного изучения, с другой – особая внутренняя мотивация к изучению языков и умение это делать. В целом полиглотом можно назвать человека, владеющего на функциональном уровне не менее чем пятью иностранными языками, изученными после переходного возраста.

Полиглотами рождаются или становятся? Можно ли в зрелом возрасте успешно изучать несколько иностранных языков?

Я бы сказал, что полиглотами рождаются, чтобы стать. Некоторые врожденные качества и окружение в детстве могут способствовать изучению языков, но в итоге человек сам принимает решение стать полиглотом и делает это желание своей целью.

Полиглотия всегда связана с сознательными достижениями – в этом ее отличие от мультилингвизма, когда ребенок в детстве неосознанно усваивает несколько языков, потому что на них говорят в его семье или месте проживания. Есть множество примеров того, как взрослые люди даже в преклонном возрасте успешно овладевали несколькими языками, так что изучать языки никогда не поздно.

В последние годы стало известно и о многих молодых полиглотах, что, видимо, связано с современными технологиями. Они позволяют легче получить доступ к ресурсам для изучения языков и донести до публики информацию о себе.

Есть ли люди, которые совсем не способны к изучению иностранных языков?

Думаю, таких людей нет, потому что все в детстве овладели родным языком. Это значит, что в голове у каждого есть когнитивная база, позволяющая усвоить и использовать такую систему, как человеческий язык. Есть данные, показывающие, что ребенку нужно многократно больше примеров речи для усвоения родного языка, чем взрослому при изучении иностранного. Ребенок в течение нескольких лет непрерывно слушает и усваивает  родной язык, а взрослый человек при правильной организации дела за несколько месяцев может достичь функционального уровня владения новым языком, занимаясь по несколько часов в неделю.

Нет какой-то одной способности, обеспечивающей успех при изучении языков. Язык – это многогранное явление, и разным его граням соответствуют разные умения: чуткий слух, способность к подражанию, долговременная память и другие. Однако наиболее важна для полиглота психологическая способность находить и поддерживать в себе устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению языка.

Насколько изучена полиглотия как явление? Много ли мы знаем о ней?

Полиглотия стала объектом научного внимания и систематического изучения только в последнее десятилетие.Это связано с тем, что накопилось достаточное количество эмпирических данных и начался переход к их осмыслению и интерпретации.

Можно сравнить изучение полиглотии с обнаружением новой страны, где будет сделано еще много открытий.

В настоящий момент мы можем сказать, что полиглотия – это особый тип многоязычия, а достижения полиглотов обеспечиваются их индивидуальными психологическими и учебными стратегиями. Процесс овладения языком сопровождается у них волнообразной динамикой интенсивности и эмоциональных состояний.

Самое важное, что за языковыми успехами полиглотов стоят универсальные принципы высокоэффективной работы мозга – когнитивные навыки, которые можно применять и в других областях. Так что, как ни парадоксально, для полиглотов главное не языки, а умение настроить свой мозг на эффективную работу.

В каких странах живет больше всего полиглотов? Есть ли какая-либо статистика?

Официальной статистики нет, но можно посмотреть на информацию об участниках ежегодных Конференций и Съездов полиглотов (Polyglot Conference и Polyglot Gathering). Больше всего известны западные полиглоты, материалы о которых доступны в интернете на европейских языках. Но в последние годы появляется все больше информации и о полиглотах из других частей света, например, из Азии.

Много ли в мире объединений полиглотов, есть ли они в России?

Первым таким сообществом можно считать международную ассоциацию Amici Linguarum («Друзья языков»), основанную шведским полиглотом Эриком Гуннемарком в 1964 году. Сейчас она сохраняется как сеть обмена информацией между выдающимися знатоками языков по всему миру. С 2013 года проводятся научные конференции по полиглотии, а также ежегодные форумы современного движения полиглотов – Polyglot Conference и Polyglot Gathering.

В последние годы начала формироваться «московская школа» исследований полиглотии, связанная с изучением этого феномена в русле психолингвистики. Рад отметить, что к этому направлению присоединился и наш университет, где центром исследований полиглотии становится журнал «Филологические науки в МГИМО» (Linguistics & Polyglot Studies). Поэтому рад пригласить к совместной творческой работе всех студентов, интересующихся полиглотией!

Какие перспективы у этого направления науки?

У полиглотии большое будущее, потому что знания, которые она может открыть, чрезвычайно востребованы, особенно в сфере образования и международного общения.

Полиглот – это связующее звено между лингвистической теорией и практикой языка. Полиглот совмещает научно обоснованные принципы и практические ноу-хау, и все это основано на самообучении. Важно и то, что полиглотия, многообразие языков, не разделяет людей, а объединяет их. Такой человекоцентричный подход может подсказать решения многих насущных проблем не только в языковой сфере, но и в других областях науки и общественной жизни.

апрель 2022