«После практики я стала гораздо больше уважать журналистов»
Мария Резник, выпускница МЖ'21, «Российская газета»
Изначально я подавала документы на прохождение практики в информационном центре ООН. Но их почему-то не отправили, поэтому пришлось выкручиваться самой. Тогда мой выбор пал на «Российскую газету», гендиректор которой вел у нас мастер-класс на 4 курсе. Так я оказалась в международном отделе новостей.
Из-за пандемии практика проходила дистанционно. В мои задачи входило: отслеживать с утра новости, присылать заявки редактору и, как только он их одобрит, писать материал. В течение дня все мои материалы публиковались. В университете я изучала испанский и английский языки, поэтому новости выбирала из соответствующих регионов.
В один день мне пришлось после трех часов дня срочно ехать в другой город. Обычно публикации были одобрены в два, а в этот раз редактор молчал: на телефонные звонки не отвечал, на сообщения тоже. Я понять не могла, сидеть и ждать или бросить все и поехать туда, где я буду без связи весь день. Рискнула – поехала. Возвращаюсь домой в 12 ночи. Пишу одногруппнице, которая тоже проходила практику в газете, что от редактора мне так и не ответил. А она говорит: «Маш, тебя опубликовали еще в 12 часов дня, просто он [редактор] летел в Бельгию и весь день был не в сети».
Я даже рада, что прошла практику в «Российской газете». После нее накопилось много публикаций – получилось настоящее резюме, которое сыграло большую роль при трудоустройстве. Сейчас работаю новостником на канале RT, где при приеме на работу просматривали мои публикации, проверяя, подходят ли им стиль и повестка.
Полина Шевцова, выпускница МЖ'21, The Art Newspaper
Моя история началась в конце сентября, когда я в числе первых подала заявление на прохождение практики в ТАСС. Агентство славится своей новостной школой, поэтому хотелось усовершенствовать навыки. На свой запрос я получила ответ лишь в конце января. Тогда же и узнала, что меня распределили в редакцию мониторинга.
Но наши отношения с ТАСС не заладились. Организация, не оговорив ни сроки работы, ни мои должностные полномочия, потребовала сразу же влиться в рабочий процесс. Это привело к тому, что в свой день рождения, за две с половиной недели до официального начала практики, я отлучилась на 3 часа и не имела возможности отвечать на сообщения. Мое молчание было воспринято как недопустимое правонарушение, вследствие которого организация отказалась со мной сотрудничать. Отдел практики МГИМО оставил меня один на один со сложившейся ситуацией и даже не предоставил альтернативного места прохождения практики. Пришлось самостоятельно искать альтернативные варианты.
В итоге я попала в PR-отделе газеты The Art Newspaper в России, чему очень рада. Ранее не всегда хватало коммуникационных и организационных навыков для написания статей, часто стеснялась звонить героям и отвечать на их сообщения. Но мое участие в организации церемонии IX ежегодной премии The Art Newspaper Russia в корне изменило ситуацию: после переговоров с бесчисленным множеством пресс-служб, личных ассистентов VIP-гостей, типографий и компаний я готова общаться с кем и когда угодно. На мой взгляд, это бесценный навык для журналиста. На самой церемонии, проходившей в Манеже, я работала на пресс волле [press wall], что в очередной раз помогло мне преодолеть себя и свою застенчивость.
Николай Акуленок, выпускник МЖ’21, ТАСС
Я проходил практику в ТАСС в международном отделе. В целом никаких проблем с организацией практики не было: у МГИМО с ТАСС уже отлаженная схема по проведению стажировки, от меня нужны были только документы и грамотно составленное резюме. Единственной сложностью было то, что меня изначально определили в спортивный отдел, хотя я подавал на международный, но эта проблема тоже быстро решилась.
Рабочий день в среднем длился 4 часа: нужно было осветить то или иное событие. Мы с куратором не раз составляли «молнии» прямо на месте, что было достаточно адреналиново. Зато потом с чувством выполненного долга можно было спокойно отдыхать. Практика интересная, но для пользы нужно было порой буквально просить куратора о том, чтобы давали задачи. Из самого запоминающегося: освещал пресс-конференцию посла Индии в индийском посольстве и принимал участие в пресс-конференции Лаврова.
Несмотря на то, что практика является непосредственной частью учебного плана, задумываться о получении опыта стоит заранее. Практику или стажировку лучше искать самостоятельно до 4-го курса.
Стелла Ганджумянц, студентка 4 курса МЖ, МИЦ «Известия»
Я проходила практику в МИЦ «Известия» в международном отделе, который занимается новостями для телевидения и digital-ресурсов. Попасть туда на все 100% помог МГИМО: мы отнесли в отдел практики оригиналы документов, а он уже связался с работодателями.
Когда я пришла в международный отдел, меня попросили отслеживать французские медиа и искать новости. Мы делали новостные выпуски для канала «РЕН ТВ» и «Известия». Как мне рассказывали сотрудники, некоторые сюжеты ещё отдают «Пятому каналу». Меня быстро приняла команда, с первого дня ощущалась поддержка. На той неделе, когда я начала работать, на смене были одни мужчины. Это казалось удивительным: мужской коллектив – редкость для студентов МЖ. Выяснилось даже, что заместитель начальника – выпускник нашего факультета.
Иногда приходили задания из других отделов, потому что после 24 февраля новости и заявления появлялись ежесекундно. Буквально не хватало сотрудников. Однажды мне дали задачу из отдела кино: я переводила эксклюзивное интервью Роберта Паттинсона. Было приятно отвлечься и послушать красивого актера. Ещё переводила небольшой фрагмент интервью солиста Scorpions для «Известий».
После практики я стала гораздо больше уважать журналистов, особенно тех, чьи имена не подписаны под материалами. Это люди, которые работают с информацией, что в реальности очень трудно. В первые дни ещё как-то держишься, а в следующие – сдуваешься, тебе хочется уйти на перерыв, читать что-то другое. Я узнала у коллег, как они с этим справляются. Один сотрудник сказал, что сидит на антидепрессантах: когда работаешь с новостями, то слишком сложно разделить в себе человека и профессионала.
Главное, что я вынесла из практики, – это понимание, ради чего я учусь и почему у нас именно такая программа в МГИМО. Мне кажется, будет лучше, если набирать стажёров в компании начнут на втором или третьем курсе, когда у студентов только начинается политический перевод. Так ребята поймут, что изучаемые предметы не просто прихоть университета, а одна из задач сотрудников международных отделов.