«Студенты казались монстрами, которые вот-вот тебя раздерут», или Преподавание в МГИМО после выпуска
Ольга Гликман, доцент кафедры международного права
«Наши педагоги верили в нас, когда мы сами ещё в себя не верили»
Моя профессиональная судьба сложилась благодаря выдающемуся юристу-международнику и дипломату, доктору юридических наук и профессору Юрию Михайловичу Колосову. Он был выпускником МГИМО, работал долгие годы в МИД России, возглавлял кафедру в период с 1987 по 2005 год, внёс неоценимый вклад в науку, практику и преподавание международного права, выступал за преемственность в МГИМО.
В предмет я влюбилась мгновенно на первой его лекции. Была просто поражена масштабом и значимостью международного права, охватывающего все сферы и уровни межгосударственных отношений.
У нас были прекрасные педагоги не только по праву, но и по языкам, методики преподавания которых я взяла на вооружение.
Была восхищена эрудицией, профессионализмом и успехами многих наставников, которые совмещали научную и педагогическую деятельность с практической работой. Нас учили смотреть на мир и анализировать события с международно-правовой точки зрения. Именно эта способность выделяет юристов-международников.
Педагогические способности выявили у меня школьные учителя, за что я им очень благодарна. Однажды мне даже сказали, что я прирожденный педагог. Доверие учителей мне было приятно, но становиться педагогом я вовсе не собиралась. Меня тянуло в международную сферу, и в 10 классе поступление на международно-правовой факультет МГИМО, которое считалось самым сложным, стало для меня заветной мечтой.
В 2000 году, после окончания МГИМО, я подала документы в МИД, где проходила преддипломную практику, и получила предложение о направлении в загранкомандировку. Однако почувствовала, что не хочу разрывать связь с кафедрой и МГИМО, ставшими для меня родными, и задумалась о преподавании. После беседы с профессором Колосовым было принято решение поступать в аспирантуру. Удивительно получилось, что туда я пришла, руководствуясь желанием преподавать, развиваться, продолжать быть рядом со своими педагогами. О науке я тогда и не думала: мне казалось, что это удел избранных и гениальных людей. Но наши педагоги верили в нас, когда мы сами в себя ещё не верили.
Уже в первые годы меня направляли на зарубежные стажировки, различные конференции, где я с гордостью представляла молодых учёных МГИМО. Активно участвовала в организации крупных кафедральных мероприятий, написании учебников, разработке программ кафедры и новых курсов.
Родные стены МГИМО способствовали профессиональному развитию.
Сейчас мой опыт преподавания составляет более 20 лет. Кроме того, уже более 10 лет я нахожусь на государственной гражданской службе в Государственной Думе, а на родной кафедре являюсь совместителем.
Учебный процесс интересен тем, что, обучая других, преподаватель должен сам непрерывно учиться. Не бывает одинаковых лекций или семинаров по одной и той же теме. Все зависит от отношения преподавателя и студентов к предмету и друг к другу. Мне очень нравится вести активный диалог и видеть интерес в глазах студентов, стремление узнать новое и эффективно использовать время. Мной во многом движет желание оставить позитивный след в умах и сердцах учеников.
На всех этапах моего профессионального пути огромную роль играла поддержка кафедры, факультета и руководства МГИМО. Очень ценно, что наш университет даёт много возможностей выпускникам продолжать развиваться в родных стенах и участвовать в сохранении и развитии традиций альма-матер.
Дарья Карпова, доцент кафедры социологии
«Преподавателю нужно быть на три учебника впереди, чтобы располагать достаточным объёмом информации и быть интересным»
Я работаю на кафедре социологии с 2012 года и по праву могу считаться продуктом МГИМО, потому что прошла все ступени работы тут: сначала специалитет, потом аспирантура, работа лаборантом, а затем — путь от преподавателя до доцента.
Поступление в МГИМО не было случайностью. Как социолог, могу сказать, что такие события всегда закономерны.
Им предшествуют либо оставившая неизгладимое впечатление статья, либо родители, либо друзья. Со мной произошла такая же история. Родители окружали меня атмосферой, связанной с МГИМО, и я росла, погружённая в его ауру. Окончив 11 класс, я поступила и в другие вузы, но именно поступлению в наш университет я была безмерно счастлива. Так я оказалась на факультете международной журналистики, на отделении социологии, на которое набирали только второй год. Страхи были, но микс специальностей и языков меня притянул.
Единственное, что я знала: социология — наука об обществе. Сегодня за такое лаконичное определение я ставлю студентам тройку на зачёте. Как говорят, аппетит приходит во время еды: со временем, курсе на втором-третьем, я уже ориентировалась, какие есть отрасли, возможности и перспективы.
Социологию и преподавание я не связывала никогда. Курса с третьего начала преподавать английский детям, разрабатывала свою программу, мне всегда нравилось работать с молодёжью.
В планах после выпуска был МИД: это казалось мне логичным завершением обучения в МГИМО. Желание преподавать на кафедре пришло ко мне гораздо позже, не без подачи научных руководителей: именно они открыли мне эту профессию.
Впервые желание вести занятия настигло меня в аспирантуре, где предлагается читать лекции для студентов. Всё начиналось с дрожащих коленок, студенты казались монстрами, которые вот-вот тебя раздерут. Но с годами приходит уверенность, мудрость, понимание, умение общаться с аудиторией. Позже я начала вливаться в работу и почувствовала свободу.
Первые трудности, с которыми я столкнулась, — это знания и способность их преподнести. Окончание ни бакалавриата, ни аспирантуры не гарантирует абсолюта знаний. К паре недостаточно прочитать главу из учебника.
В шутку говорят, что преподаватель должен быть на пару параграфов впереди студента. Но это далеко не так — нужно быть на три учебника впереди, чтобы располагать достаточным объёмом информации и быть интересным.
Арина Белякова, специалист по учебно-методической работе кафедры политической теории
«Я думала, что закончу магистратуру и покину вуз, но на деле ни МГИМО, ни кафедра так легко не отпускают»
Поступление в МГИМО точно не было для меня мечтой всей жизни. Моё внимание привлекало множество профессий: от журналистики до работы в школе, а в итоге стала политологом и международником. Я поступала по Всероссийской олимпиаде школьников и выбирала между МО и ФУПом. Решила, что мне интереснее изучение более теоретических дисциплин, чем, например, истории МО, поэтому сделала выбор в пользу ФУПа и политологии. Моя связь с этим факультетом только укрепилась во время учёбы в магистратуре по направлению «Международные отношения».
В бакалавриате я думала, что свяжу жизнь с дипломатией, поступив на службу в МИД. Сейчас же я понимаю, что академическая среда привлекает меня больше.
Мне действительно это нравится, и мне все говорят, что у меня хорошо получается объяснять и учить. На первом курсе магистратуры начала работать на кафедре политической теории: один из преподавателей, который вел у меня занятия в бакалавриате, предложил попробовать себя в качестве методиста кафедры. Мне удалось пройти отбор на эту должность, и вот я здесь.
Ожидала, что это будет временной работой на время учёбы, но не зря говорят: «Нет ничего более постоянного, чем всё временное». В итоге я очень быстро влилась в коллектив, прикипела душой к коллегам и хочу остаться. Думала, что закончу магистратуру и просто покину вуз, но на деле ни МГИМО, ни кафедра так легко не отпускают.
Одновременно быть в роли студентки и сотрудницы довольно интересно, но иногда возникает диссонанс. Например, я ходила на занятия к своему же коллеге. Это всегда повод для взаимных шуток, и лично для меня пары благодаря этому были только интереснее. На многие процессы в университете открывается вид изнутри: как составляется расписание, как преподаватели распределяют между собой предметы и готовятся к занятиям. Кроме того, я наконец поняла, почему расписание такое странное, и теперь отношусь к этому с пониманием. Его действительно тяжело сделать другим.
Моя работа не требует большого креатива, но нужно быть очень собранной, внимательной и хорошо взаимодействовать со множеством подразделений университета. Пригодилось умение налаживать контакты с новыми людьми. Мне всё ещё иногда приходится переступать через барьер стеснения, но через это проходят все молодые преподаватели и сотрудники.
Очень полезны для личностного и профессионального развития беседы с коллегами, такие «разговоры о высоком»: о политической философии, современных теориях международных отношений, да и просто о жизни. В этом плане работа с людьми и общение с коллегами дают мне если не больше, то, как минимум, столько же, сколько моя учёба. Благодаря им я постоянно узнаю новое, и это обогащает меня как будущего специалиста.
Очутившись в академической среде, я вижу для себя пути развития. В первую очередь хочу стать классным преподавателем, которого будут любить студенты. А говоря о более амбициозных целях — защитить кандидатскую.
Юлия Золотухина, преподавательница шведского языка
«МГИМО — это гораздо больше, чем перспективы»
Я всегда хотела заниматься чем-то, связанным с медиа, иностранными языками и политикой, мечтала учиться на журфаке. Полагая, что попасть в МГИМО невозможно, планировала подать документы в МГУ, но судьба распорядилась иначе: я стала призёром ВсОШ по обществознанию и оказалась на МЖ. Здесь меня распределили в группу с первым шведским, чему я обрадовалась далеко не сразу.
Увидев списки, побежала в деканат менять язык. К счастью, ничего не получилось. В итоге пары занятий хватило, чтобы влюбиться и в шведский, и в скандинавскую культуру, в чём огромная заслуга моих преподавателей.
Мысли о преподавании посещали меня ещё в школе, я даже рассматривала вариант поступления в пединститут. Друзья всегда говорили, что у меня хорошо получается объяснять. Бабушка была учительницей, дедушка преподавал в институте, старшая сестра — в МГУ. Однако не могу сказать, что я когда-либо всерьёз задумывалась пойти по их стопам. Во всём виноват случай. Когда я уже окончила четвёртый курс и узнала о зачислении в магистратуру, мне позвонила моя преподавательница: на кафедре требовались кадры. Она предложила мне попробовать, и я согласилась. Помимо того, что это классный опыт, преподавание удобно совмещать с учёбой: всё в одном месте. Соглашаясь, я даже подумать не могла, что мне настолько понравится.
Трудностей поначалу было много, ведь преподавателям, оказывается, тоже надо делать домашку, чтобы всегда быть готовым предвосхитить возможные вопросы. Это двойная работа, и нередко возникает ощущение, что я получаю два образования сразу.
Первый год чувствовала себя потерянной. Одно дело — учить язык, общаться на нём, совсем другое — его преподавать.
Нужно держать в голове все правила, исключения и много примеров, и даже этого порой недостаточно: постоянно возникают неочевидные вопросы, причём каждый раз новые. Мне казалось, что преподаватель должен знать всё, и я очень переживала, что этому не соответствую. Впоследствии я научилась проще относиться к тому, что не всегда сразу могу дать ответ и иногда в чём-то сомневаюсь.
За это я благодарна студентам, которые с пониманием относятся, если вдруг, например, я не знаю, как будет «распад атома» по-шведски, а также коллегам и учителям, готовым в любой момент поддержать и дать хороший совет.
Самое интересное в работе для меня — общение. В ребятах невероятно много жизни и энергии! Это всегда про обмен впечатлениями, опытом и знаниями. Я безумно радуюсь, когда студенты проявляют интерес к Швеции, стараюсь отвечать на их вопросы и по мере возможности помогать. Прекрасно наблюдать за тем, как они влюбляются в язык и как у них загораются глаза. Тогда понимаешь, что, наверное, всё не зря.
Поначалу я шла в МГИМО за перспективами, но со временем поняла, насколько это поверхностно.
МГИМО — это гораздо больше, чем перспективы. Это намного больше, чем просто образование. Для меня это место связано с чем-то личным: дружбой, взрослением и огромным количеством воспоминаний. В первую очередь я люблю наш университет именно за это. Ну, и ещё за трешку!
Настасья Брицына, преподавательница 3-й кафедры английского языка
«Преподавание — самое масштабное дело, которое со мной приключалось»
Преподавание — это самое масштабное дело, которое со мной приключалось. Мои предыдущие работы таким размахом не отличались. Эта сфера сочетает в себе целую палитру аспектов: творчество, общение и обмен знаниями. Я окончила бакалавриат и магистратуру МГИМО, работала в «Российский газете», редактором программы «Вести», занималась коммерческими переводами, проходила стажировку ООН. Перевод — уже не моя основная деятельность, но он остался в числе хобби: иногда интересно попробовать перевести сложную метафору, посмотреть, как она адаптируются в родном языке.
Когда я ещё училась в школе и потом в университете, моё отношение к преподаванию было негативным: казалось, что это скукотища. Однажды мама предположила, что из меня выйдет хороший учитель, и я тогда была оскорблена до глубины души. Не верила, что она хочет для меня такой неинтересной карьеры.
На меня очень повлияли стереотипы о том, что преподаватель только и делает, что проверяет работы и из пары в пару повторяет один и тот же несчастный Present Simple. Сейчас я вижу, что это вообще не так.
Из-за этих убеждений к преподаванию я пришла не сразу. Какое-то время работала в международном отделе в «Вестях», применяла навыки работы с языками, но удовлетворение мне это не приносило. Тогда осознала, что мне интересна не столько журналистика, сколько языки, и поэтому приняла решение пойти в нашу магистратуру по переводу. Мне очень нравилось работать с польским, и я была почти уверена, что буду переводчиком и дальше. Поступая в аспирантуру, поняла, что, помимо языков, увлекаюсь ещё и наукой. Более того, мне очень не хотелось уходить из университета после шести лет.
У меня не было даже времени размышлять об ожиданиях от профессии, решение было принято быстро. Единственное, чего точно не ожидала, что труд педагога — такой труд.
Тогда я поняла, что недостаточно ценила преподавателей. Самое главное в этой профессии состоит в желании помочь и распространять знания. Любой новой информацией мне хочется поделиться с друзьями.
Я вижу силу МГИМО в фундаментальном подходе к языкам. Акцент делается на предоставлении студентам возможности как можно более многосторонне выражать себя. Как показывает жизнь, мы даже до конца не знаем, в каких сферах нам может пригодиться язык: будут ли это путешествия, преподавание, работа, поиск любви или самого себя. Целый спектр возможностей открывается благодаря тому, что развивается множество других навыков.
Для меня МГИМО — это про взросление. Учиться здесь было действительно сложно, особенно тем, кто хочет учиться. Они понимают, как много сокрыто в книгах, но всё равно не отступают и продолжают стараться объять необъятное. МГИМО — не только про образование, но и про личностное развитие, про возможности и перспективы.