«"Салоны" Дидро»: эволюция в понимании искусства
Как возникли французские Салоны?
В 1648 год была основана Королевская академия живописи и скульптуры, экспозиции которой занимали главенствующую роль в художественной жизни Франции. С 1725 года выставка Академии переехала в Квадратный салон Лувра — и оттуда пошло это название, Салон.
Французский журналист и критик Пиданса де Меробер сказал, что Салон — самое демократическое зрелище для всех желающих. Почему?
Вход на выставки в Квадратном салоне был бесплатным, и любой мог туда прийти: и торговка рыбой, и разнорабочий, и аристократ. Мероприятие в центре Парижа привлекало все сословия.
Одна из особенностей Салонов в том, что картины вешали вплотную друг к другу. Для чего это делалось?
Чтобы разместить как можно больше картин. Салон — самое престижное и удобное для экспонирования выставочное пространство, которое позволяло художнику получить одобрение академиков, общественное признание и популярность. При этом художников много, и все хотели показать свои произведения, часто выставлялась не одна, не две и не три, а целая подборка картин одного мастера.
Но при этом на вашей выставке в нескольких залах висят пустые рамы. Это соответствует истории Салонов?
Да, во второй половине XVIII века Салоны открывались 25 августа, в день именин короля Людовика. Не все художники успевали закончить свои картины. При многоярусной шпалерной развеске трудно довесить работу, а пустая рама бронировала место для картины и упрощала повеску!
Какие жанры и сюжеты в живописи по-новому открыла эпоха Просвещения?
Жанры сформировались еще в искусстве XVII века. А в XVIII веке поменялось отношение к эскизам: на выставках они выставлялись как самостоятельные объекты искусства. Так, Дидро восторгался эскизами, потому что видел в них первоначальный замысел художника и свободу исполнения.
В то время во Франции зародилась художественная критика. Как это произошло?
Первый обзор был очень кратким, он относится еще к Салону 1699 года, и там автора больше всего привлекали описания рам. Первый серьезный обзор посвящен Салону 1746 года. Этьен Лафон де Сент-Йенн уже анализирует произведения, пишет об их сюжетах, достоинствах и недостатках.
А как начинал работу художественным критиком Дидро, которого мы больше знаем как писателя и философа?
Друг Дидро барон Мельхиор Гримм в 1759 году предложил ему писать обзоры выставок для «Литературной корреспонденции». Он публиковался в рукописном виде всего в 15–20 экземплярах, затем рассылался знатнейшим представителям аристократии и королевским особам, в том числе императрице Екатерине II. На нашей выставке представлены несколько экземпляров «Литературной корреспонденции»: так, в кабинете Дидро демонстрируется «Плач по моему старому халату», который предшествовал тексту «Салона 1769 года».
Но и до этого Дидро обращался к живописи: в частности, об искусстве он писал в Энциклопедии (крупнейшее справочное издание XVIII века, вышедшее под редакцией Дидро – прим. ред.). У него были друзья-художники, и он всегда подчеркивал, что любит посещать выставки в их компании. Речь идет, например, про Фальконе и Шардена. Дидро эволюционировал в понимании искусства — ведь если ты смотришь на картины с художником, то он, конечно же, обращает твое внимание на тонкости изобразительного мастерства.
Что интересовало Дидро в художественных произведениях?
Постепенно плоскость интересов Дидро смещается от сюжетов к технике и технологии.
Вначале он предпочитал театральную живопись, напоминающую сценическую постановку, и это соответствовало запросам читателей его обзоров, которые не посещали выставок и не представляли работы. Дидро так живо описывал картины, что в его текстах иногда произведение казалось более живым и привлекательным, нежели при непосредственном знакомстве с ним. У Дидро также были описаны воображаемые пейзажи по картинам, которые просто не существовали.
Он, конечно, гений с точки зрения своего литературного таланта.
Это подлинный дар Дидро-критика и Дидро-литератора.
В чем заключался критический метод Дидро?
Никакого единого метода не было. В разное время Дидро мог одну и ту же картину оценивать по-разному: его «мнение одного дня» не совпадало с «мнением второго дня».
Например, на Салоне 1769 года выставлялась картина Клода-Жозефа Верне «Буря», принадлежащая Дидро, которую в «Плаче по моему старому халату», он хвалил. А уже в обзоре «Салона 1769 года» он эту работу ругает!
Интересы философа в области живописи также менялись. Вначале его увлекала «говорящая живопись», а потом у него усилился интерес к технике: ему стало важно, чтобы природа была изображена тонко, реалистично, как на полотнах Жан-Батиста Шардена, его близкого друга.
Интересно посмотреть на живопись глазами философа XVIII века.
Какие еще критерии Дидро предъявлял к художникам, чтобы картины ему понравились?
О картине «Рождество» Буше он пишет, что ложа избыточно вычурная, младенец слишком розового цвета, есть и другие недостатки, но в целом картина ему нравится. При этом Буше — художник из другого круга, нежели Дидро. В большей степени философу импонируют художники, связанные с буржуазией – Жан-Батист Грез, Верне, чем, например, художник, связанный со двором. Так, критерий оценки «свой/чужой» Дидро тоже использовал.
Были у него и предпочтения жанрово-стилевого характера. Стиль рококо Дидро полагал легковесным, лишенным глубокого смысла, предпочитая в искусстве правду жизни, близость к природе, обращение к историческим сюжетам. И он был в этом не одинок — похожие воззрения характеризуют одну из ярких тенденций эпохи.
Повлияли ли как-либо взгляды Дидро на развитие живописи в России?
Дидро с 1769 года стал агентом Екатерины II, и именно его советам прислушивалась императрица при покупке как отдельных произведений, так и целых коллекций. Она даже пользовалась кредитами, чтобы участвовать в аукционах живописи.
У французов в тот момент не было столько средств для покупки картин. Сейчас коллекции, купленные императрицей, стали достоянием Эрмитажа и других музеев. В советские времена часть произведений поступила из Эрмитажа в ГМИИ. Благодаря Дидро Екатерина купила «Паралитика» Греза, чтобы наши художники просвещались, а потом просвещали других.
Кстати, Дидро опекал и русских художников, которые приезжали в Париж учиться живописи.
В чем в то время состоял культурно-художественный обмен между Россией и Францией?
В XVIII веке русская знать стала посещать Францию, интересоваться Салонами и совершать там покупки произведений живописи. Среди экспонатов, представленных на выставке, мы видим не только приобретения Екатерины II, но и покупки русских аристократов.
Очень большое влияние на формирование коллекции французской живописи нашего музея оказал князь Николай Борисович Юсупов. Он посещал выставки в Париже, не опасаясь бывать в революционной Франции, и одним из первых покупал новомодных художников, например Франсуа Жерара. Юсупов основывался на своих предпочтениях, ему очень нравилась живопись в стиле рококо — Лемуана, Буше — но он покупал и Давида, и Жерара, работавших в другой стилистике. Какие-то картины выполнялись по его заказу. Например, он увидел картину Пьера-Нарцисс Герена и захотел такую же, и художник по его просьбе написал вторую версию этого полотна.
Русские аристократы покупали картины в мастерских художников, выбирая лучшие образцы их творчества. Так же впоследствии действовали Щукин и Морозов.
Как удалось передать атмосферу французских Салонов прошлого на выставке в современной Москве? Ради чего в первую очередь стоит ее посетить?
Прежде всего выставка получилась очень красивой с точки зрения дизайна. С содержательной точки зрения ее отличает многослойность. Это и лучшие образцы творчества художников XVIII века, и вкусы аристократии Франции, и воззрения на искусство великого философа своей эпохи Дени Дидро. Вы погружаетесь в атмосферу художественной жизни Парижа XVIII столетия.
Знакомитесь с историей выставок, без которых немыслима современная культурная жизнь. И, конечно же, немаловажно, что здесь представлена часть истории русско-французских культурных связей.