Влияет ли количество социальных связей на наш успех?

ТЕКСТ  Матвей Ушаков
Просмотров 1252    / Октябрь 2021 /
23 августа старший научный сотрудник ИМИ МГИМО Алексей Токарев, младший научный сотрудник ИМИ МГИМО Адлан Маргоев и выпускник университета Алексей Приходченко опубликовали статью с исследованием китайских элит в престижном журнале Scopus Q1, за которую были удостоены национальной премии «Дигория». Для исследования использовали метод Social network analysis – метод анализа социальных сетей (связей), которыми обладают видные политики Китая. Автор «Международника» Матвей Ушаков поговорил с научным руководителем коллектива Алексеем Токаревым о том, как взаимосвязаны социальные сети и социальный статус человека, а также о том, применим ли этот метод к жизни обычных людей.

Как работает метод SNA и почему он был выбран для исследования элит Китая?

Когда объясняю этот метод, всегда вспоминаю историю про американских советологов. Они определяли иерархию власти в Советском Союзе, анализируя расстановку вождей на Мавзолее Ленина. Сейчас мавзолея в прежнем смысле нет, по крайней мере в Китае. Как же понять, кто из 204 членов ЦК или 5 членов Политбюро «выше», а кто «ниже»?

Мы предположили, что чем больше у человека связей, тем сильнее он влияет на всю систему. Наше исследование показало, что больше всего связей у Си Цзиньпиня. То, что он самый влиятельный, было очевидно, а вот после него – кто второй, кто третий, кто четвёртый? Для того, чтобы это определить, есть разные методы. Коллега Минченко (Е.Н. Минченко – политолог и политтехнолог, президент коммуникационного фонда «Минченко консалтинг», сотрудник МГИМО, – прим. автора), например, придумал «Политбюро 2.0», где расставляет Сечиных, Чемезовых, Тимченко, Ротенбергов по своим орбитам. На каких основаниях он это делает – никому не ведомо, но сам проект жутко вкусный и масс-медиа его отрывают с руками, потому что больше никакой объяснительной модели российской власти просто нет.

Мы же провели исследование для Китая при помощи машины. Причем мы не исходили из наших представлений о том, кто главнее: Ван Ян (политик, член Политбюро КПК, – прим. автора) или Ян Цзечи (китайский политик, 10-ый министр иностранных дел КНР – прим. автора). Мы просто «скормили» машине общедоступные биографии этих людей, и она нам показала точки их пересечения. А чем больше точек пересечения, тем влиятельнее человек.

Что есть «социальная сеть» в вашем исследовании и как ее можно определить?

Социальная сеть в современном мире имеет двойственное значение. Под социальными сетями обычно подразумевают те коммуникационные продукты, которые нужны для общения людей в интернете – «ВКонтакте», Facebook, Instagram. Второе значение – некое объединение людей, у которых есть общий признак. Можно, например, построить сеть «русские писатели XIX века» с помощью метода SNA. Можно посмотреть, кто сколько раз с кем пересекался, кто с кем в родственных отношениях, кто кого любил, кто кого ненавидел и так далее. Точно такую же схему можно составить с вашей семьей. Но это будет довольно очевидная картина. А когда у вас не одна семья, а сеть на 204 человека, то нужно проанализировать десятки тысяч связей.

А каким образом все эти связи собираются и систематизируются? Как это можно сделать, находясь в России?

База данных для SNA собиралась нами не «в поле», а дистанционно. Мы брали официальную биографию человека и кодировали ее в Excel, а затем загружали в машину, которая выдавала рисунок (карту социальных сетей – прим. автора). Для этого нужно найти на одном из китайских сайтов биографию человека, перевести её, а затем записать основные данные в Excel-таблички. С одной стороны нужно внести в ячейки количество лет, а с другой стороны – названия органов, в которых служил конкретный человек. Далее нужно создать много перекрёстных табличек и посмотреть, где появились связи нескольких людей. Выглядит это примерно как футбольная таблица с расписанием матчей, где каждый играет с каждым.

Могу ли я сам составить похожую карту своих социальных сетей? Что я могу по ней о себе понять?

Создать подобную таблицу про себя может каждый. Это полностью открытый софт, у нас нет никаких секретов. Об отдельном человеке эта таблица ничего не скажет, потому что программа работает только с теми данными, которые вы в неё загрузите. Вы можете сказать что-то только о большой системе. Когда, например, у вас есть две сотни человек и связи между ними неочевидны, то машина делает их очевидными.

Есть ли прямая корреляция между количеством социальных сетей (связей) и местом, которое человек занимает в иерархии общества?

Конечно. На наличии этой прямой связи мы и строили исследование. Чем больше у вас социальных связей и чем с большим количеством людей вы знакомы, тем выше вы в иерархии общества. Это напоминает теорию шести рукопожатий. То есть, например, президент Путин знаком со всем миром через эти шесть рукопожатий. Вы же знакомы с Путиным через одно рукопожатие, если, например, пожмёте руку Анатолия Васильевича (Торкунова – прим. автора).

В каких местах и в какие периоды жизни человек чаще всего обретает наибольшее количество подобных связей?

На основании нашего исследования сделать однозначный вывод сложно, так как нас волновало не качество связей, а их количественная характеристика. Однако я предположу, что в университете. Университетская пора – как раз время обрастания связями.

Примечание автора

Теория шести рукопожатий, о которой говорит Алексей Токарев, – это социологический концепт, заключающийся в том, что на любого человека в мире можно выйти через нескольких общих знакомых (посредством «шести рукопожатий»). Ее суть изложил писатель Фридьеш Каринти в рассказе «Звенья цепи» в 1929 году, а как самостоятельную теорию этот принцип сформулировал социолог Стэнли Милгрэм, поставивший эксперимент «Мир тесен». Число шесть условное, для знакомства одному человеку может понадобиться два-три «рукопожатия», а другому – семь-восемь.

Использование системы «рукопожатий» позволяет за короткое время завязать знакомство с нужным человеком. Сам автор статьи, например, познакомился с лучшим другом благодаря общему приятелю.

Подобные теории еще раз напоминают о важности социальных связей, которые мы заводим на протяжении жизни. Количество социальных сетей напрямую определяет наш успех, поскольку от этого зависит скорость, с которой мы координируем свои действия и действия нужных нам людей. Чем меньше «рукопожатий» нам требуется – тем больше у нас возможностей и власти.

октябрь 2021