Умар Сурхаев: «Необязательно быть с Кавказа, чтобы танцевать лезгинку»
В инсте Студсоюза я видела, что ты был на открытии Старостата. Я помню, какие эмоции испытывала год назад на осеннем выезде. Это была просто пушка…
Да, я был твоим куратором.
Мне грустно от мысли, что первокурсники пока не могут испытать те же эмоции, которые мы испытывали на Старостате. Как ты считаешь, сильно ли сказывается проведение подобных мероприятий онлайн на их атмосфере?
Конечно, очень сильно пострадала ламповость Старостата, но в то же время такие мероприятия стало посещать больше человек. Недавно была «Битва факультетов», и ее уже посмотрело 12 тысяч человек, в то время как на очное мероприятие приходило где-то 700. Грустно, что в первом семестре выезда не будет. Однако дистанционный формат не только о минусах, он и о плюсах. Я был на онлайн-старостате весной и чувствовал, как будто я был не один в своей комнате в общаге.
Сейчас проходит онлайн и Фестиваль культуры народов России в МГИМО. Я правильно понимаю, что цель мероприятия — познакомить студентов с культурой нашей страны?
Безусловно. Я заметил проблему, что люди абсолютно не знают, что происходит за пределами их региона. Не знают, что есть Дагестан, что там есть водопады и карьеры, не понимают, где это вообще находится. Это очень грустно. Все думают, что везде все одинаково. В Москве думают, что у всех как в Москве, а за Уралом думают, что все живут как за Уралом. Хочется познакомить студентов с богатой российской культурой. Несмотря на то, что в нашей команде организаторов есть выходцы из разных республик, у нас одна цель, к которой мы идем, – сделать хороший фестиваль. И мы все стараемся, чтобы фестиваль был хорошим.
Ваша организация активно формирует сообщества студентов из разных регионов. Ты считаешь, что представителям республик, входящих в состав России, нужна такая же поддержка, как и студентам, приехавшим из других стран?
Думаю, да. Всем, кто приехал из другого города, нужна поддержка. Любому человеку будет гораздо легче начать социализироваться с ребятами, которые имеют тот же бэкграунд, что и он. Выходцы из одной республики всегда стараются друг друга поддерживать.
На первом курсе у всех тоска. Например, у меня была жёсткая депрессия. Я сидел в свой день рождения один с тортиком в общаге, и мне было грустно. Я был один не потому, что мне сложно с людьми общаться, а потому, что не успел ни с кем так познакомиться, чтобы позвать их на свой день рождения.
Так уж получилось, что я родился в октябре. То же самое касается дистанта: я думал, что могу десять лет без друзей прожить, а тут уже на второй месяц начал с ума сходить.
Весной, когда в России началась эпидемия коронавируса, ты активно занимался волонтерством. Что тебя подвигло на это?
Я не хочу говорить про то, что это обязанность каждого. Ничего особенного в этом не видел и не вижу, честное слово. Я вырос в другой стране, где если ты так не делаешь, то это очень плохо. Если ты соседу не помог, ты очень плохой. А если помог, то в этом ничего необычного нет. Я помню, когда мне позвонили и сказали, что надо помочь ребятам с продуктами, я даже не думал, для меня это было самим собой разумеющимся. К сожалению, я не смог долго волонтерить, потому что нельзя было находиться вне общежития больше часа, а какое-то время нам вообще запрещали выходить. В общаге я был единственным официальным волонтером, но на самом деле мы все друг другу помогали. Еще были ребята не из общаги, которые мотались по всей Москве и постоянно привозили нам еду, когда мы были закрыты. Вот они – красавчики.
Вопрос о том, что меня подвигло носить продукты своим соседям, актуален для тебя, а для меня он неактуален, потому что я не знаю, что меня могло подвигнуть на противоположное решение.
Ты родился в Дагестане, жил в Таджикистане, а теперь учишься в Москве. Ты испытал на себе влияние всех трёх культур?
Да, и это очень круто. Я очень рад тому, что вырос в трёх очень сильно отличающихся друг от друга местах. Не каждому так повезло.
Есть категория людей, которые сознательно отказываются от своей национальности. Это респект и уважуха за осознанный выбор или, наоборот, стыд и позор, потому что человек отказывается от того, что у него в крови?
Да, много таких ребят. Никак не могу осудить этих людей, это их выбор. Но чаще всего они отказываются не от культуры, а от людей. А люди бывают разные, и уровень образования – тоже разный. У меня есть товарищ родом из Таджикистана, и он очень не любит, когда ему об этом напоминают. Он музыкант, очень необычно выглядит, любит с длинными волосами ходить, заплетать их в косичку и так далее. При этом он абсолютно нормальный парень, очень хороший. Он сталкивался с буллингом со стороны представителей своей нации, и поэтому у него свое представление о культуре Таджикистана. Ему кажется, что там все люди такие. Но на самом деле ничто в нашей культуре не запрещает носить длинные волосы и заплетать их в косички. Если бы мой товарищ рос среди других людей, более воспитанных и образованных, мне кажется, он бы по-другому ассоциировал культуру своего народа с тем, что происходило в его жизни. Почему-то люди любят очень соотносить национальность с поступками какого-то определенного человека. Но это не всегда так, потому что люди очень разные. Говорить о том, что все виноваты, – очень неправильно. Легко сказать, что все плохие, а сказать, что все хорошие – сложно.
Сейчас стало очень модно стремиться к глобализации. Ты же выступаешь в поддержку того, чтобы люди сохраняли культуру своего народа. Как ты считаешь, стоит ли стремиться к такому стиранию границ или нет?
Я считаю, что стереть границы невозможно. Ты не можешь полностью отказаться от культуры, ты можешь лишь принять чью-то другую. Например, необязательно быть с Кавказа, чтобы танцевать лезгинку. И это ещё одна причина, почему мне нравится организовывать мероприятия, связанные с культурой. Кому-то понравится, он придёт и спросит: «Можно к вам?». Я считаю, что нужно придерживаться своей культуры, знать свои традиции и в то же время уважать чужие. Мы же не говорим, что у нас своя культура, нас мало и мы в тельняшках. Нет, мы все вместе. В этом и есть прелесть, что мы все разные и при этом едины.
Мне кажется, что Россия – это слишком большая и многообразная страна, чтоб ее вот так взять и сразу беспричинно полюбить. А через любовь к своему региону можно. Благодаря вниманию к своей культуре ты начинаешь интересоваться и другими и в итоге понимаешь, что такое Россия. Россия – это не абстрактное, эфемерное понятие, а страна, в которой собрано множество интересных тебе культур, и именно поэтому это твоя страна.