МКС: прошлое, настоящее и будущее. Рассказывает космонавт Юрий Гидзенко

ТЕКСТ  Лада Кошман
ФОТО  «Роскосмос»
Просмотров 3590    / Апрель 2021 /
Что такое МКС и как она появилась? Чем занимаются на ней космонавты и как можно с ними связаться? Когда закончится срок эксплуатации станции? Об этом и не только «Международнику» рассказал член первой экспедиции на МКС Юрий Гидзенко. С 1995 по 2002 годы он совершил три полёта в космос, а сейчас занимает должность заместителя руководителя Центра лётной эксплуатации космических аппаратов. Во время интервью телефон нашего героя разрывался от звонков по работе, но, несмотря на это, нам удалось обсудить с ним прошлое, настоящее и будущее МКС.

История МКС начинается в годы космической гонки между СССР и США. Для работы над созданием орбитальной станции США приглашают Европейское космическое агентство, Канаду и Японию. Однако уже к началу 90-х годов становится понятно, что это не только очень дорогой проект, но и технически очень сложный.

В это время Россия, унаследовав советский опыт выведения на орбиту станций, строит планы по запуску «Мир-2», но тоже сталкивается с финансовыми трудностями. В таких условиях Москва и Вашингтон решают объединить усилия.

К 1998 году первый элемент будущей Международной космической станции был выведен на орбиту. Так постепенно создавалась МКС, которая вот уже 23 года находится в космосе, весит порядка 430 тонн, а по площади сопоставима с футбольным полем.

Зачем на орбите Земли нужна такая махина? Основная цель – выполнение научной программы. Например, российские космонавты Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков, которые сейчас работают на станции, должны выполнить более 50 экспериментов за полугодовой полёт. В программу входят исследование природных ресурсов Земли, атмосферы и космоса, биотехнологические эксперименты (например, выращивание кристаллов), наблюдение за человеческим организмом в невесомости и многое другое.

Первый экипаж отправился на новую станцию только в 2000 году. В его состав вошли Юрий Гидзенко и Сергей Крикалёв с российской стороны и Уильям Шеперд с американской.

Юрий Павлович, как велась подготовка к полёту?

Это был долгий процесс, который растянулся на 4 года. Часть нашей подготовки проходила в Звёздном городке, а часть – в Космическом центре имени Джонсона в Хьюстоне. Параллельно с этим инженеры работали над созданием модулей, которые впоследствии вошли в состав МКС. Помимо этого, создавались тренажёры и выпускалась необходимая для подготовки документация.

Каково было делать шаг в неизвестность, не имея точной информации о том, что вас ждёт на МКС?

Мы знали, куда мы летим. Для нас экспедиция не была неизвестностью. Например, у меня до МКС был опыт работы на станции «Мир». Да, МКС – это новая станция, до нас космонавты были там лишь кратковременно. Нам же предстояло провести на МКС полгода. Целей и задач было много: расконсервировать станцию и её системы, протестировать их. Мы были готовы ко всему и, конечно, очень заинтересованы в выполнении поставленных задач.

До недавнего времени единственным пилотируемым кораблём, способным доставить экипаж на МКС, был «Союз». Однако в прошлом году США ввели в эксплуатацию корабль Dragon компании Илона Маска SpaceX, который также может служить средством доставки космонавтов.

На станции экипаж моментально попадает в условия «трудового лагеря», в котором всё подчинено жёсткому расписанию. Вот, например, график космонавта на день:

6:30 – подъём экипажа.

6:30-8:00 – время на утренний туалет, завтрак и подготовку к работе.

8:30 – начало рабочего дня:обслуживание и эксплуатация систем станции; выполнение космических экспериментов.

11:00 – время физических упражнений. После утренних физических нагрузок – работа над космическими экспериментами. После этого – обед. После обеда – опять работа и физкультура.

19:00 – конец рабочего дня, ужин, подготовка к следующему дню и немного личного времени.

22:30-6:30 – время для сна.

И так каждый день?

Как и у всех людей на Земле, суббота и воскресенье на МКС – выходные дни, но так бывает не всегда. В последнее время экипажам приходится работать и по субботам.

Зачем так много тренироваться в космосе? По два раза в день.

В невесомости очень быстро истощаются и теряют тонус мышцы, в особенности мышцы ног, из костей начинает вымываться кальций, следственно, они становятся хрупкими. Если не тренироваться согласно расписанию, то, вернувшись на Землю, можно банально получить перелом.

Из тренажёров на МКС есть беговая дорожка, эспандеры и силовой тренажёр для рук и ног.

Работа работой, а про обед тоже не нужно забывать. Космическая еда бывает нескольких видов. В основном это сублимированная (обезвоженная) пища, а бывает и консервированная. Чтобы получить готовое блюдо (это может быть борщ, суп, солянка и так далее), в специальный пакет нужно просто добавить 200 мл горячей воды. Другой вид – пища в вакуумной упаковке, которую нужно только разогреть. Помимо этого, на МКС с помощью грузовых кораблей доставляется свежая еда (яблоки, лимоны, апельсины, лук) или сладости (печенье, конфеты, мёд). «На мою экспедицию на Шаттле даже привозили мороженое!» – вспоминает Юрий Гидзенко.

Как же космическая станция поддерживает связь с Землёй? На МКС дважды в день проходят конференции с экипажем: утренняя, на которой космонавты рассказывают о своём самочувствии и состоянии систем, обозначают предстоящую работу, а также вечерняя конференция с подробным отчётом о достигнутых результатах.

На МКС есть и телефонная связь, а также возможность получать и отправлять личную почту. Разумеется, переписка конфиденциальна: в космосе тоже действует принцип неразглашения всех личных данных. Важно отметить, что писать космонавтам можно только тем людям, которых они, находясь на Земле, внесли в соответствующий список абонентов.

В недавнем интервью вы говорили о том, что начались работы по устранению микротрещин в одном из отсеков МКС. Как их удаётся обнаружить?

Микротрещины найти очень сложно, но это можно сделать с помощью специализированного микроскопа с 50-, 100-, 200-кратным увеличением и возможностью фотографировать. Ещё есть ультразвуковые искатели, но они не всегда способны запечатлеть микроскопические изъяны. Две трещины нам уже удалось обнаружить и устранить. Нынешние проблемы не угрожают безопасности на МКС.

В этом же интервью вы рассказываете о возможном продлении срока эксплуатации МКС до 2028 года. Волнующий вопрос: что ждёт станцию после этого времени?

Про 2028 год сейчас активно ведутся разговоры, об их результатах пока ничего не могу сказать. По истечении этого срока мы будем работать над тем, чтобы безопасно свести МКС с орбиты, как и любую долговременную орбитальную станцию, срок действия которой подходит к концу (например, «Мир» или «Салют»).

На 99% станция должна будет сгореть в атмосфере, её несгораемые остатки упадут в пустынный район Тихого океана и не причинят экосистеме никакого вреда.

Как вы считаете, нужна ли России собственная орбитальная станция или же гораздо большим потенциалом обладают международные проекты?

У обоих вариантов есть потенциал. Вопрос создания российской орбитальной станции обсуждается уже сейчас, и вполне возможно, что это будет реализовано после 2028 или 2030 года. Другое дело, что собственная орбитальная станция – это дорогое удовольствие, и без международного сотрудничества тяжело реализовать такие крупные проекты.

апрель 2021