«Созидательный дух Великой Победы»: профессор Марина Кизима об отражении войны в литературе

ТЕКСТ  Юлия Синица
ФОТО  Александра Дудкина
Просмотров 2783
Война всегда отражала состояние общества и обнажала его истинную сущность. Яркими примерами этому стали Первая и Вторая мировые войны, которые, несмотря на все различия, имели одно решающее сходство – это были войны за передел мира. Однако никто не мог тогда предвидеть, что одновременно с изменениями политической карты произойдет и крушение представлений о мире отдельно взятого человека. О влиянии войны на общество и культуру, об особенностях коллективного сознания двух послевоенных поколений, а также о восприятии мировых войн разными народами мы поговорили с профессором кафедры мировой литературы и культуры Мариной Кизимой.

Какое значение имеют Первая и Вторая мировые войны для мировой культуры? 

Обе мировые войны стали рубежами в истории человечества. Первая является, по мнению большинства культурологов и историков, вехой, отмечающей окончательное наступление ХХ века как особой эпохи: она была порогом, переступив который человечество перешло в качественно иной этап своего развития. Вторая мировая война стала переломной границей уже внутри ХХ века. 

Чем эти войны отличаются друг от друга с точки зрения культурного наследия и влияния на коллективное сознание?

Обе войны оказали огромное влияние на все стороны жизни людей: нет ни одного аспекта человеческого бытия, который не был бы затронут этими катастрофами. Итоги и последствия мировых войн трудно оценить в кратком интервью. Отмечу только, что в этих оценках стоит избегать однозначности. 

Первая мировая была войной за передел мира, и нельзя не видеть, что этот факт был для людей многих стран духовно разрушителен: феномен «потерянного поколения» и литература «потерянного поколения» – веское тому подтверждение. Вместе с тем с войной пришли и необходимые общественные перемены: к примеру, во многих странах женщины получили равные с мужчинами избирательные права в основном благодаря тому, что в годы войны женщины активно трудились и в тылу, и на фронтах.

А в чем же состояла особенность Второй мировой войны?

Вторая мировая была, конечно, иной по сравнению с Первой. Германия и ее союзники потерпели сокрушительное поражение  не только военное, но и нравственное. Этот национальный позор, необходимость преодоления худших сторон самих себя и своей истории стали отправной точкой послевоенной жизни народов Германии, Японии и других стран, развязавших войну. А для нашей страны это была освободительная война против захватчиков  Отечественная война, война справедливая, и ярость этой войны «ярость благородная». Освободительной война была и для других стран, например, Китая, Великобритании, США, а в ряде стран Европы, захваченных нацистами и фашистами, были движения Сопротивления, так что освободительная война шла подпольно.  Победа антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне предопределила очень многое в послевоенной жизни, в формировании международных институтов, духовного климата; она придала сил народам в их борьбе против колониализма и расизма. 

Есть ли разница в восприятии Первой и Второй мировых войн европейским и русским человеком?

Конечно, разница есть. Однако стоит отметить, что нельзя говорить обобщенно о «европейском» человеке в отличие от «русского».  

И Первая мировая, и Вторая мировая разделили Европу: Германия и ее союзники воевали против Франции, Англии и многих других европейских стран, а Россия была союзником Англии и Франции (во Вторую мировую, естественно, не режима Виши, а французского Сопротивления). Русская культура – неотъемлемая часть культуры европейской, хотя и не тождественна ей, как, впрочем, и ни одна из других культур Европы. Возвращаясь к вопросу, хочу заметить, что ни в одной стране не было единого восприятия войны. Позиции внутри каждой из стран были очень разными, везде шла острая полемика, противоборство, поэтому можно говорить лишь о наиболее важных тенденциях.  Некоторые пытаются «переписать» историю Второй мировой, так что споры о ней остаются в фокусе внимания. Но историческая правда все же торжествует и объединяет людей во времени и пространстве. По своему личному опыту могу сказать, что многие простые англичане и американцы с восхищением вспоминают тех, кто оборонял Сталинград и не дал фашистам прорваться за Волгу. 

Тогда каким образом разное восприятие войны отразилось в литературе? Почему, например, в русской культурной традиции больше места уделено Второй мировой войне, чем Первой? 

Если же обратиться к литературе, то первое, что бросается в глаза, это тот факт, что у нас после Первой мировой фактически не было литературы «потерянного поколения». Но ее и не могло быть, ведь Первая мировая война стала в России катализатором революционных процессов: произошли две революции, затем Гражданская война, создание СССР. Эти великие исторические события породили совершенно новую культурную реальность, определившую развитие мира в ХХ веке. В гражданских войнах нейтральных оценок политических решений и событий не бывает. Но в последние десятилетия многое уже сделано, чтобы более полно изучить историю участия России в Первой мировой войне и по достоинству оценить действия ее военачальников и героизм солдат.

А главное Вторая мировая для нас война Отечественная, освободительная, в отличие от империалистической Первой мировой, в которую Россия была втянута. Все народы Советского Союза внесли свой вклад в эту борьбу против захватчиков, их бесчеловечной идеологии.

Это был опыт человеческой солидарности в противостоянии злу, и он не может не вдохновлять. Я убеждена, что созидательный дух Великой Победы жив до сих пор, он и сейчас – источник надежды и для нашей страны, и для мира в целом. По-прежнему снимаются прекрасные фильмы о войне, по-прежнему люди с удовольствием и слезами на глазах смотрят старые фильмы о войне и слушают песни военных лет.  

Отразился ли этот «созидательный дух» на творчестве писателей, композиторов и художников военных лет?

Конечно, ведь совершенно не случайно годы Отечественной войны стали у нас временем мощного развития литературы, музыки, изобразительных искусств, кинематографа. Вспомним «Ленинградскую» симфонию Шостаковича, «Василия Теркина» Твардовского, поэзию и прозу Константина Симонова, произведения молодых писателей-фронтовиков, в числе которых «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, «Батальоны просят огня» Юрия Бондарева. Есть примеры и в Европе. Например, участие в движении Сопротивления стало переломным для творчества французских экзистенциалистов Жан-Поля Сартра и Альбера Камю; движение Сопротивления в Италии создало плодотворную почву для послевоенного мощного расцвета направления неореализма в итальянском кинематографе.

Герои Первой мировой и Второй мировой – что это за люди? Какие они?

Думаю, что героизм на войне может проявляться по-разному, но всегда по сути своей одинаков: сохранять верность долгу и Отечеству, не щадя живота своего и любя ближнего своего. Расшифровать это невозможно. И нужно понимать правильно в каждой конкретной ситуации. Оттого-то истинных героев не так уж много, но и не так уж мало. Не все, кто носит это звание, достойны его, но есть герои и без всяких званий. 

Какое самое знаковое, на ваш взгляд, произведение каждой из этих войн и почему?

Для меня самым знаковым произведением о Первой мировой войне является роман Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие!». В нем наиболее остро и с большой художественной силой раскрывается тема человека на войне, и Первая мировая война изображена в ее конкретно-исторической определенности. Что касается Второй мировой войны, то здесь назвать труднее. Пожалуй, назвала бы два романа: «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова и «А зори здесь тихие...» Бориса Васильева. И, конечно, поэму Александра Твардовского «Василий Теркин». Произведения очень разные, но все соединяют эпичность, лиризм, народную смеховую традицию и дают возможность увидеть войну народную.

май 2020