Польша и Россия спорят о войне и не ясно, когда будет мир
Зачем Варшаве и Москве спорить о прошлом?
Русские и поляки соперничают друг с другом уже более тысячи лет: первые столкновения между нашими народами произошли еще в X веке. Тогда страны боролись за Червенские города, расположенные на нынешней территории Западной Украины. Негативно повлияла на отношения русского и польского общества потеря независимости Польши в XVIII веке и присоединения части ее земель к России. Теперь же наши государства спорят не за территории, а за историческую правду. В январе 2020 года политический конфликт произошел из-за резолюции в Европарламенте. В ней критиковалось обеление российской властью преступлений СССР. Сам документ вызвал нарекания: ряд важных исторических сведений, к примеру, мирный договор между лидером Польши Пилсудским и Гитлером в 1934 году не был упомянут. Польша стала активным участником исторического спора. Ее премьер-министр Матеуш Моравецкий обвинил Советский Союз в развязывании Второй Мировой: в 1939 году СССР занял часть территории Польши вскоре после Третьего рейха (речь о нынешних западных областях Украины и Белоруссии).
Президент России Владимир Путин припомнил Польше сотрудничество с Гитлером, а посла довоенной польской республики Юзефа Липского назвал «антисемитской свиньей». И было за что: Липский восхищался планом высылки евреев в Африку и предложил установить за эту идею памятник Гитлеру в Варшаве.
В итоге годовщину освобождения Освенцима лидеры стран отмечали раздельно. Президент Польши Анджей Дуда выступил на родине, а Владимир Путин произнес речь в Израиле. В своих обращениях президенты не стали укорять действия друг друга – на этом конфликт и угас.
Впрочем, это лишь один из эпизодов современных столкновений между государствами. Напряжение нарастает из-за сноса памятников советским солдатам в Польше. В рамках декоммунизации, которая официально ведется с 2016 года, в этой стране уничтожаются мемориалы, связанные с социалистической властью. А советские воины являются одним из символов коммунистического режима, который в Польше был установлен с помощью СССР. И монументы освободителям напоминают об этом местным властям.
Россия выступает против сноса памятников. Она является правопреемницей СССР и воспринимает советскую историю как часть собственной. Хотя преступления коммунистов осуждает. Например, Катынский расстрел польских военнопленных.
Однако и здесь возникают проблемы. В 2010 году делегация правительства Польши во главе с президентом страны, направлявшаяся на траурные мероприятия по поводу годовщины расстрела, погибла в авиакатастрофе. Эта трагедия породила ряд версий произошедшего, например, теракт на борту. Об этом недавно заявил бывший министр обороны Польши. Хотя еще в отчете МАК в 2011 году это предположение было опровергнуто. Расследование до сих пор не завершено и обломки не переданы в Польшу. Это тоже одна из претензий польской стороны в адрес России.
Соперничество между нашими государствами происходит и на экономическом уровне. В Польше открыли газовый терминал, который должен принимать поставки газа из других стран. Это было сделано в противовес российскому Газпрому, который обладает значительной частью рынка голубого топлива республики. При этом с самим Газпромом соглашения о поставках газа, которые истекают в мае, не продлены.
От ненависти до любви – одно поколение
Впрочем, граждане Польши имеют разные взгляды на отношения с Россией. Так, житель польского села Марек Халупка, спас от уничтожения мемориал советским воинам, перенеся его на свой участок. Да и правительство не уничтожает памятники, что стоят на кладбищах. Выходит, что противники СССР осознают цену, которую заплатили советские воины.
На предыдущих выборах впервые прошла в парламент партия Януша Корвина-Микке. За нее проголосовали более 1,2 миллиона поляков. Ее лидер призывает к сотрудничеству с Россией и критикует расположение американских баз в Польше. И даже хочет выйти из Евросоюза, дотации которого составляют около 3% от ВВП страны. Также он призывает покинуть НАТО, в том числе ради углубления партнерства с нашей страной. Выходит, что взаимовыгодное сотрудничество между нашими странами возможно?
Об этом мы спросили доцента Кафедры европейских исследований СПбГУ Артема Барынкина. Он полагает, что «потепление» между Россией и Польшей во многом зависит от элит государств. По его словам, политические деятели и в Варшаве, и в Москве должны начать осознанно выстраивать отношения. Без этого сближение невозможно.
«Мы вряд ли найдем в истории XX века примеры того, когда кто-либо из политиков был искренним в своих попытках защитить историю», – считает наш собеседник. Следовательно, эти споры – просто политический инструмент.
И важно от него отказаться. «Ведь если старшее поколение не найдет в себе решимости отказаться от использования "исторической" аргументации в современном политическом диалоге, то у молодого поколения не останется выбора. Ему придется следовать той парадигме, которая была заложена их предшественниками».
Для развития взаимоотношений между Россией и Польшей необходимы и ученые. «Не искать готовых решений; вместо этого – раскрывать свой творческий и научный потенциал, по-настоящему быть готовым к диалогу», – такой совет дает преподаватель молодым исследователям.
Артем Барынкин изучал перспективы русско-польских отношений. Он стал одним из авторов совместного исследования Петербургского и Варшавского университетов «Россия и Польша в глазах молодого поколения», важной частью которого стал опрос студентов факультетов международных отношений обоих институтов. Это заслуживает особенного внимания, так как некоторые из опрошенных в будущем могут определять политику наших стран. Оказалось, что всего лишь 2% респондентов считают, что исторические вопросы осложняют отношения России и Польши. В ходе опроса также выяснилось, что ни российским, ни польским студентам неинтересно изучать страны Восточной Европы. По мнению исследователей, это привело к тому, что контакты между молодежью наших государств не развиты.
Конкурсы для диалога и согласия
Улучшением отношений между нашими странами не в теории, а на практике занимаются сотрудники Фонда российско-польского центра диалога и согласия. Его директор, выпускница МГИМО, Александра Голубова так описывает работу организации: «Мы проводим и спонсируем российско-польские форумы, конференции, совещания самой широкой направленности, а также научные и культурные встречи. Развиваем свои страницы в социальных сетях, запускаем онлайн-конкурсы, призами в которых часто выступают поездки в Россию, в том числе и на международные молодежные форумы. Широкий отклик получил конкурс "В Россию на футбол!", в результате которого трое победителей из Польши получили билеты на все матчи польской сборной на ЧМ-2018. Аналогичный конкурс "Разговор о прошлом во имя будущего. Дорогой Победы", приуроченный к празднованию 75-летия окончания Великой Отечественной войны, мы проводим прямо сейчас. Предлагаем ответить на вопросы по истории Второй мировой и рассказать о родственнике, участвовавшем в освобождении Польши от фашистской оккупации. Пятеро победителей станут обладателями сертификатов на поездку по городам Золотого кольца России».
Директор Фонда отмечает, что польские СМИ продолжают формировать негативный образ России, что сказывается и на работе организации: «Подспудная агрессия и давление сверху в обозримой перспективе так или иначе будут присутствовать. Нам не раз приходилось мириться с ситуацией, когда эксперты научных или гуманитарных конференций дают согласие на участие в мероприятии, но незадолго до его начала присылают отказ». Чтобы наладить диалог с партнерами, Фонд приглашает польских коллег на мероприятия независимо от их политических взглядов.
«Политические настроения оказывают воздействие на любую, даже самую мобильную и открытую новому часть населения, – считает эксперт. – Поэтому нельзя не признать, что молодежные контакты, равно как и любые другие, значительно сократились». Несмотря на это, партнерские программы между российскими и польскими вузами устанавливаются: между ГИТИСом и Театральной академией им. Зельверовича, МГУ и Варшавским университетом, РГГУ и университетом Николая Коперника в Торуне. Балтийский федеральный университет поддерживает давние связи с польскими университетами из Гданьска, Торуни, Катовице, Белостока. У Томского университета есть договор с Вроцлавским. Также при поддержке Фонда работает Школа молодого переводчика, многочисленные летние и зимние школы для филологов, политологов, историков и студентов других специализаций.
«В целом, для нас нейтральное отношение со стороны Польши и отсутствие предвзятости уже было бы большой победой. Важно вернуть молодому поколению понимание того, что мы – часть одной культуры, и Польша – составляющая общего славянского мира, – убеждена директор Фонда. – Необходимо идти навстречу друг другу. Диалог между поляками и русскими возможен при условии, что мы будем отдавать себе отчет не только в ограничениях, навязанных нам историей, но и учитывать культурную общность. Ведь культура – универсальный язык для взаимопонимания, путь преодоления предубеждений и барьеров».
Мнение студентов: «Мы должны подвести итоги»
И все-таки отношения между странами складываются не только из заявлений политиков и работы экспертов. Мы нашли представителей молодежи России и Польши, которые своими действиями, на наш взгляд, способствуют налаживанию диалога между нашими странами. Например, студентка 3 курса МО Дарья Писаревская участвовала в «Российско-немецко-польском триалоге». Он проводится активными студентами из этих стран уже долгое время. «Мы работали над проектом, в котором нужно было достичь согласия трех сторон по одному из острых вопросов. Моя группа занималась "Северным потоком-2". Мы смогли услышать друг друга, понять иную точку зрения. И это важно для будущих потенциальных работников министерств. Самое главное – мы смогли пообщаться, понять, что мы не столь далеко друг от друга. Думаю, шанс, что отношения между нашими двумя странами улучшатся, есть, ведь они не всегда были такими плохими. Пожалуй, важно развивать программы обмена. Мы живем в мире глобализации, без тесного сотрудничества ни одно государство не выживет»
Юлия Неделя из польского Люблина также участвовала в этом проекте. В отношениях между нашими странами она видит сразу несколько проблем: «На мой взгляд, главная причина польско-российских разногласий – неправильная трактовка истории российскими властями. Примеров много, в том числе – необоснованное обвинение Польши в соучастии в Холокосте в ходе исторической реабилитации Иосифа Сталина и его антисемитской политики в 30-х годах. Еще – обвинение довоенного польского правительства в сотрудничестве с Третьим рейхом. Помимо истории, проблемной стороной польско-российских отношений является несоблюдение российскими компаниями норм международного права в торговле природным газом. Что касается решения газовых споров, у нас дела обстоят неплохо. Например, победа польской нефтегазовой отрасли в Стокгольме».
При этом сложные отношения между странами не мешают студентам участвовать в образовательных стажировках. Например, студент 3 курса МО Андрей Кучук в этом семестре проходит обучение на Факультете политических наук и международных исследований в Варшавском университете. Он отмечает, что во время учебы не чувствует какого-либо давления или русофобии со стороны окружающих: «Студенты открыты к диалогу. Они смотрят на пропаганду более трезво и даже скептически, как мне кажется. В целом, молодежь относится к русским довольно положительно. Полякам интересно пообщаться со мной, узнать мою точку зрения о том, что на самом деле думает российские студенты, а не что говорит официальная пропаганда или преподаватели. Нужно быть готовым к другой точке зрения на определенные исторические события, которые, в принципе, являются спорными. Люди, как правило, высказываются очень адекватно. Нет взаимного обвинения, происходит обычный обмен мнениями. Местные жители были расположены ко мне, особенно когда старался грамотно изъясняться на польском. Многие люди вообще удивляются, что российские студенты учат польский язык и приезжают сюда по обмену. Кстати, я обратил внимание, что в Польше многие учат русский. Здесь даже есть школы, причем не в очень крупных городах, где русский изучается в качестве третьего языка наряду с немецким и испанским. Среди моих знакомых есть люди, которые ездили в Россию с семьями, знают русский язык и планировали поехать на парад 9 мая в Москву».
Отправиться на стажировку в Россию планирует польская студентка Sciences Po Strasbourg Виктория Дживнель. Свое желание она объясняет так: «Я хочу учиться в России, потому что изучаю русский язык и хотела бы улучшить свои языковые навыки. Меня интересует русская культура, история, литература и музыка. Кроме того, я хотела бы заниматься международными отношениями, и для меня важно знать русский язык, потому что Россия является одной из крупнейших держав в мире, а также постоянным членом Совета безопасности ООН». Виктория считает, что существующие споры между нашими странами связаны с исторической напряженностью, но все же надеется на перемены: «Я думаю, что Польша не может и не должна забывать вторжение на ее территорию как Германии, так и СССР, но, на мой взгляд, мы должны подвести итоги. Немцы и русские сегодня не имеют ничего общего со всем этим, поэтому было бы глупо принимать их в качестве козлов отпущения за действия, которые они не совершали».
Над статьей работали два наших автора – Михаил и Анна, каждый из них с сентября изучает польский и уже успел полюбить эту страну. Анна была в Польше этой зимой и не встретила никакого предвзятого отношения к себе со стороны местных жителей. Однако, по ее словам, во время таможенного досмотра настороженность пограничников именно к русским чувствовалась очень хорошо. Что это? Влияние пропаганды или врожденная ненависть? Конечно, первое. А поэтому давайте относиться сдержаннее к тому, что говорят политики. И более чутко – к хрупкому миру между нашими двумя государствами, который сейчас устанавливается небезразличными людьми.