Наши ветераны: истории и судьбы
МГИМО был основан в 1944 году, в конце Великой Отечественной войны. В тот момент стало как никогда ясно: стране нужны дипломаты, которые будут защищать интересы государства и не допускать новых вооруженных конфликтов. Многие из первых студентов МГИМО до войны не успели окончить школу или только получили аттестаты. Летом 1941 года они еще строили планы на дальнейшую жизнь, однако были вынуждены оставить мечты и встать на защиту Родины. Уже после войны они вновь нашли силы сесть за парту, чтобы посвятить свою жизнь дипломатической, научной или преподавательской работе.
Всего в истории МГИМО – около 2000 фронтовиков. Это были не только студенты, но и преподаватели университета. Как странно – одни учили, другие учились, но все они прошли рука об руку одну школу – школу войны. Будущие мгимовцы принимали участие во всех ключевых событиях Великой Отечественной войны. Например, боевой офицер гвардейских миномётных частей Георгий Арбатов прошел по Красной Площади 7 ноября 1941 года. Алексей Стриганов, служивший в военно-десантных войсках, оборонял Москву. Командир взвода автоматчиков Юрий Кларк прошел через блокаду Ленинграда и Сталинградскую битву. В битве на Курской дуге участвовал командир взвода противотанковой артиллерии Виталий Кабатов.
Среди мгимовцев – 12 Героев Советского Союза. Николай Забелкин, корректировщик дивизионной разведки, получил это звание за участие в форсировании Днепра, отбив пять контратак, а Юрий Винник, командир батареи артиллерийского полка, прорвался на окраину Бреста в 1944 году, и теперь одна из улиц города носит его имя. Виктор Вольский, командир взвода зенитчиков, испытал на себе вражеский огонь еще в первые часы войны, рано утром 22 июня, на зенитной батарее вблизи Мурманска. Он же изобрел планшет-трансформер, который позволял точно определить местоположение самолета противника. А батальон Михаила Кудачкина, командира штурмового батальона стрелкового полка, одним из первых вышел на окраину Берлина. Артиллерист Иван Елисеев тоже участвовал в битве за столицу Германии и оставил надпись на стенах Рейхстага. В начале войны он пытался сохранить коверкотовый костюм, который собирался надеть в День Победы. Но, к сожалению, костюм сгорел еще осенью 1941 года во время переправы под Смоленском.
Студенты и преподаватели МГИМО служили в разных родах войск, осваивая те профессии, которыми не думали заниматься до войны. Так, будущий ректор университета Николай Лебедев занимался политическим воспитанием призывников, а затем стал участником партизанского движения в Минской области. Дмитрий Ермоленко, первый проректор МГИМО, окончив школу в июне 1941 года, уже в июле строил оборонительные укрепления, а в августе вступил в ряды Красной Армии. Виктор Анфилов, декан факультета МЖ, во время войны был начальником группы строительства оперативных аэродромов ВВС и начальником минно-саперной службы в одной из воздушных армий. Федор Шерварлы – командиром подводной лодки, а Марат Кузнецов, полномочный посланник первого класса, – кочегаром, молотобойцем, токарем и связистом-телефонистом. Он был первым в своем полку в Будапеште, кто узнал о Победе. Вильям Похлебкин служил разведчиком и дневальным при солдатской кухне. Там он раскрыл свои поварские способности, а впоследствии написал знаменитый шеститомник по искусству кулинарии.
Отдельно следует упомянуть и отважных женщин, защищавших Родину наравне с мужчинами. Например, Тамару Черданцеву, которая экстерном сдала экзамены, чтобы попасть на войну. Она отучилась на переводчика и в 1944 году служила в приграничных районах Италии и Югославии. Или Марию Анфилофьеву (Соколовскую), которая освоила профессию радиста-пеленгаторщика и за время войны прошла от Кавказа до Берлина.
На полях сражений мгимовцы встречались с легендарными полководцами. Генрих Колоколов, сержант стрелковой дивизии, дважды говорил с маршалом Георгием Жуковым. Благодаря его прямому указанию солдат смог выполнить задание и переправить зажигательную смесь через Волгу. А Герман Розанов, офицер связи стрелковой дивизии, вспоминал Константина Рокоссовского: «Именно он преподал мне первые уроки в школе жизни. Ему был присущ врожденный демократизм. Находясь рядом с ним сначала на 1-м, а затем на 2-м Белорусском фронте, я ни разу не слышал от него крика, грубого слова, а тем более ругани. Всегда был ровен, доброжелателен при общении с людьми, независимо от их положения». Именно Рокоссовский в конце войны решил отправить молодого человека на учебу в Москву.
Были и те, кто во время военной службы находил в себе силы творить. Так, в 1995 году свет увидел «Фронтовой дневник» Николая Иноземцева. Разведчик тяжелой ракетной артиллерии вел его с первых дней войны, но книга была выпущена только посмертно. Стихотворение «За Волгу» Владимир Харитонов прислал в редакцию газеты «Вечерняя Москва» прямо с фронта, из Сталинграда. А уже после войны он написал строки, которые знакомы всем, – текст песни «День Победы».
Кто знает, как бы сложились судьбы тех, кто сейчас известен нам как превосходный дипломат, экономист, автор учебников и научных трудов, преподаватель или ректор, если бы им не пришлось пройти войну? Они не дали врагу победить, стойко держали оборону, рвались вперед и завоевали для всех нас Великую Победу. В том числе благодаря им у нас мирное небо над головой, которое многие из выпускников МГИМО защищали и защищают уже на полях дипломатических сражений.










