Искусственный интеллект в МГИМО: минимум для каждого студента, который мыслит большими горизонтами в бизнесе

Просмотров 281
Председатель Совета директоров Группы маркетинговых коммуникаций АДВ Дмитрий Коробков был одним из инициаторов создания магистратуры «Искусственный интеллект» в МГИМО. Сегодня он поделился с «Международником» первыми результатами работы программы, а также рассказал, для чего студентам нашего университета осваивать анализ данных, как искусственный интеллект меняет нашу жизнь и какой вклад МГИМО вносит в его изучение.

Как появилась идея запуска магистерской программы по искусственному интеллекту? 

Отучившись в нескольких ведущих мировых вузах и возглавляя крупную компанию, в какой-то момент я стал отчётливо понимать, чего на самом деле не хватает современному бизнес-образованию. Это понимание пришло вместе с бумом инноваций в маркетинге. И как раз тогда, когда практика в этом вопросе стала существенно уходить вперёд относительно теории, у нас и появилась идея запуска полноценной магистратуры для МГИМО.  

Какие цели вы ставили при создании этой программы? В чем её основная ценность? 

 В первую очередь мы сделали это, чтобы дать возможность студентам университета расширить навыки, ведь магистратура — это всегда более практико-ориентированное образование, чем бакалавриат. Когда создавали программу, то ориентировались на рынок труда. Сегодня регулярно пересматриваем её структуру, чтобы оставаться актуальными.

Фактически мы построили бизнес-образование с углубленным изучением науки о данных и практики применения искусственного интеллекта. И на сегодняшний день, думаю, эта программа — минимум для каждого студента, который мыслит большими горизонтами в бизнесе.  Мы даём возможность бакалаврам гуманитарного направления расширить навыки в цифровой экономике и ИИ. Однако к нам приходят и с опытом работы в ИТ-индустрии и находят здесь то, что действительно расширяет их возможности. 

Тяжело ли студентам нашего университета с гуманитарным образованием изучать искусственный интеллект?

МГИМО даёт прекрасное разностороннее образование, и надстройка в виде нашей программы делает ребят уникальными кадрами в цифровой сфере. Не думаю, что жёсткое разделение на гуманитариев и технарей когда-либо существовало. Со времен Древней Греции (если ссылаться только на задокументированные источники) основой образования являются философия и математика. И в рамках нашей программы мы в равной степени стараемся прокачать студента как в гуманитарных, так и в технических дисциплинах. Статистика, например, нужна всем вне зависимости от природных способностей — она как минимум помогает критически оценивать увеличивающийся поток информации и данных. Поэтому в эпоху экспоненциального ускорения цифровизации технологические компетенции — это, пожалуй, уже необходимая данность.

Как формировалась команда преподавателей этой программы?

Нам удалось собрать редких профессионалов вместе. Скажем, в технических дисциплинах мы привлекли преподавателей из МГУ, МФТИ. Есть несколько дисциплин в сфере международного сотрудничества в области искусственного интеллекта и цифровой экономики — их ведут преподаватели МГИМО. В бизнес-дисциплинах — все практикующие управленцы с колоссальным опытом, некоторые выпускники МГИМО.

 Не остается в стороне и топ-менеджмент АДВ. На разных этапах развития магистратуры наши коллеги участвовали в преподавании дисциплин, руководстве дипломами, проводили мастер-классы. И мы продолжаем эту работу. Я сам, конечно, с удовольствием общаюсь со студентами как ментор. 

Если говорить о специфике нашего университета, какова роль международного сотрудничества в развитии искусственного интеллекта?

Её сложно переоценить! И в этом компетентное преимущество нашего вуза. Так, например, я рад, что наша кафедра во главе с Анной Абрамовой первой в России начала активно заниматься проблематикой этики искусственного интеллекта, международного регулирования в сфере ИИ, которое набирает обороты на разных международных площадках. В декабре была проведена успешная международная конференция AI Global Dimension по вопросам развития международного сотрудничества в сфере управления ИИ с участием экспертов из международных организаций, а также ведущих российских и международных исследователей и бизнесменов. МГИМО и в этой новой области является серьёзным аналитическим центром. 

 С прошлого года кафедра регулярно выпускает бюллетень «Цифровая экономика: международная повестка» на русском и английском языках. Сейчас мы выстраиваем серию серьёзных международных партнёрств с университетами. Недавно подписали соглашение со Сколтехом, в разработке — несколько зарубежных вузов.

Как связаны маркетинг и искусственный интеллект? Почему коммуникационная группа АДВ заинтересована в развитии этого направления и участвует в работе магистерской программы?

Сегодня использование искусственного интеллекта в маркетинге значительно облегчает жизнь специалистов этой сферы: это и умные чат-боты, способные самостоятельно подобрать ответ, и голосовой поиск, и другие средства, помогающие эффективно контролировать количество взаимодействующих с брендом клиентов и качество этих коммуникаций. В результате произошедших изменений на современном этапе развития ИИ-сферы стал возможным персонализированный маркетинг в режиме реального времени. 

Сейчас персонализация — один из основополагающих мировых трендов в маркетинге, и это непосредственно связано с внедрением ИИ-технологий. Собственно, поэтому мы и заинтересованы в активном развитии этого направления и совершенствовании магистерской программы для выращивания новых талантов, в том числе для АДВ. 

 Как ещё ваша работа связана с искусственным интеллектом? 

Мы отсматриваем много внешних решений в области ИИ для внедрения и работы с нашими клиентами. Я инвестирую в некоторые из них как в России, так и за рубежом. Лучшие, конечно, мы разрабатываем внутри компании — для этого в АДВ есть специально выделенный дивизион. 

 Из инструментов, которые мы успешно вывели на рынок, стоит отметить «Айзек», эффективный механизм медиапланирования. Об остальных вы вскоре услышите. Из такого опыта, кстати, и родилась идея предоставить доступ к этим знаниям студентам.

Какие перспективы вы видите в развитии искусственного интеллекта? Какую роль он сыграет в дальнейшем развитии общества и государства, жизни отдельного человека?

Уже сейчас мы можем наблюдать серьёзный прорыв в области здравоохранения, которым человечество во многом обязано ИИ. Скажем, в предупреждении и диагностике онкологических заболеваний произошла настоящая революция. А, например, секвенирование ДНК с помощью ИИ вообще открывает колоссальные возможности для лучшего понимания работы человеческого организма. Это всё казалось фантастикой буквально несколько лет назад. 

 Вместе с тем технология ИИ имеет серьёзные риски: от внедрённых разработчиками предрассудков в систему (например, при отборе кандидатов на работу) до цифровой фабрикации с помощью Deep Fake, что, как мы уже видим, может иметь непредсказуемые последствия в развитии общества и демократических политических систем. 

Магистратура по искусственному интеллекту — не первый ваш образовательный проект в МГИМО? Почему вам важно работать со студентами?

Да, в 2007 году на факультете МЖ появилась кафедра маркетинговых коммуникаций, где топ-менеджмент АДВ вёл несколько курсов по маркетингу для студентов 4 курса бакалавриата. Впоследствии, кстати, многие студенты пришли работать к нам для дальнейшего роста и развития. 

Как выпускник МГИМО, я всегда старался вкладывать ресурсы в альма-матер. Осознание необходимости участия в расширении горизонтов для студентов приходило ко мне постепенно, но в то же время неуклонно. Это своего рода преемственность. И как бы высокопарно это ни звучало, я чувствую свою ответственность в этом вопросе. 

июль 2021