Спрос на Sports

ТЕКСТ  Екатерина Ремизова
Просмотров 1072    / Июль 2021 /
У входа в редакцию портала Sports.ru нас встречает CEO проекта, выпускник МГИМО Марк Тен. Он начал работать full-time ещё на втором курсе, в Sports.ru попал далеко не с первого раза, зато уже довольно скоро смог возглавить компанию. Небольшая экскурсия по офису: комната отдыха с PlayStation и настольным футболом, студия для записи подкастов, коллекция шарфиков всевозможных клубов, огромная наклейка на стене с многократно повторяющейся надписью «Делаем спорт лучше». Как Sports.ru жил два месяца без спортивных соревнований во время пандемии? Почему при найме сотрудников редакция отдаёт предпочтение соискателям без опыта? Где нужно учиться, чтобы работать в новых медиа? И какими они будут через десять лет, эти новые медиа? Об этом мы поговорили с Марком Теном.

— Как правильно: «на Спо́ртсе» или «на Спортсе́»?

— Сотрудники говорят «на Спортс точка ру».

Спорт на паузе

В конце марта, когда COVID-19 уже пробрался в Россию, вы заявили, что Sports.ru сможет и в условиях пандемии довольно долго оставаться на плаву. Почему вы были в этом так уверены?

То, что Sports.ru отличало всегда и помогло нам в очередной раз во время пандемии, — это существенное отличие нашей бизнес-модели от бизнес-модели классического медиа. Обычное медиа подразумевает прямолинейную коммуникацию от редакции к пользователю, в то время как наши пользователи — это люди, которые используют платформу в том числе и для общения друг с другом. Они приходят, чтобы писать друг другу сообщения и оставлять комментарии. У них существует и своя повестка, хотим мы того или нет. И это классно, потому что у них всегда есть стимул независимо от редакции пользоваться нашими продуктами. 

Спорт — индустрия, которая оказалась полностью парализована из-за пандемии на 2-3 месяца. Все соревнования (за редким исключением в виде, например, национальных чемпионатов по футболу в Белоруссии и Таджикистане) были отменены или перенесены на более поздние сроки. Писать было, на первый взгляд, особо не о чем. Что делали?

Когда всем было страшно тратить деньги и все интуитивно хотели срезать расходы, мы довольно много инвестировали в производство контента, чтобы у редакции появилась возможность сделать те сложные материалы, на которые не хватало времени и прочих ресурсов в активной части сезона. Плюс у нас был довольно значимый проект — так называемая «Самая быстрая лига». Клубы РПЛ (Российской Премьер-Лиги — прим. ред.) и их представители вместе с нами в симуляторе доигрывали сезон, как если бы он продолжался в реальности: были трансляции, были ставки. В общем, всё по-взрослому. 

Как тогда изменился трафик?

В моменте мы потеряли довольно много, думаю, 50% трафика от нас отвалилось. 

Какая была атмосфера в редакции?  

Первое, что мы сделали, — это объяснили команде, что компания себя очень хорошо чувствует. Мы посмотрели на свою ликвидность и поняли, что достаточно долго при текущем cash flow сможем существовать. Все осознавали, что сокращений точно не будет, и чувствовали себя уверенно. Кроме того, мы дали понять, что для нас это время расти: пока все остальные экономят, мы будем развиваться. В реальности для спортивных медиа шоковый период продлился с конца марта до конца мая, то есть два с половиной месяца.

 Опыт работы есть? 

Какими качествами должен обладать сотрудник Sports.ru?

Это довольно сильно разнится от отдела к отделу. Понятно, что живой интерес к спорту — это must have. В продукте, продажах, маркетинге, редакции работают люди, которые не только разбираются в спорте, но и являются пользователями Sports.ru. Кроме того, у нас существует культура найма людей без опыта. Сложился такой концепт: мы выбираем людей, близких по духу и по ценностям, а затем — за 3-6 месяцев — готовим их к автономности. Дело в том, что технические навыки, необходимые, например, для менеджмента чего-либо, — это легко достижимые вещи, которым мы можем быстро обучить способного человека. Нет смысла для этого переплачивать обладающему средним опытом автору с рынка. Тогда это должна быть или суперзвезда, или же какой-то очень опытный человек, вокруг которого можно выстраивать команду.   

Если мы говорим непосредственно про журналистов, что они должны уметь? Однажды вы сказали, что просто писать тексты сегодня — недостаточно, необходимо обладать базовыми навыками работы в Photoshop, умением монтировать и так далее.

Позиция «я сдал текст — на этом моя работа закончена» не отвечает требованиям рынка. И дело не в том, что мы злые работодатели, которые выжимают из несчастных людей всё больше за те же деньги и пытаются загнать их в потогонную фабрику. Мы как развлекательное медиа конкурируем с Netflix, YouТube, компьютерными играми, музыкальными стриминговыми сервисами — всем, что развлекает людей. Каждый раз человек делает выбор: как мне занять свободное время? И если делать вид, что наша работа заканчивается там, где мы написали текст, а не заниматься дистрибуцией, качеством и адаптацией упаковки, то мы эту конкуренцию проиграем. 

Этому всему, как правило, не учат на журфаках. 

Самое важное, что надо делать на таких направлениях, как журналистика, — это работать. Это и опыт, и живая среда, внутри которой ты можешь понять, какие требования есть у рынка сегодня. Институт транслирует эти требования с задержкой в 20 лет: откуда им знать, что нужно работодателю?

Хорошо, где тогда стоит учиться человеку, который хотел бы впоследствии работать, например, в Sports.ru?

Если мы говорим про работу в новых медиа, надо выбирать московский вуз, чтобы иметь доступ к работодателям. Сложно это делать из Челябинска или Владивостока. При этом желательно, чтобы этот московский вуз имел понятное название, чтобы работодатель не испугался, что ты закончил арбузно-литейный институт. Кроме того, вуз должен позволять чувствовать себя комфортно в плане работы с ранних курсов. В моё время на МЖ, например, достаточно свободно относились к посещению. Это было важно, так как позволяло заниматься чем-то ещё, узнавать, что интересно и неинтересно. Запас времени и свободы всегда должен оставаться. 

Sports.ru сегодня

Вы активно ведёте личные аккаунты в Instagram и Facebook. Насколько важно не только медиаресурсам иметь страницы в социальных сетях, но и медиаменеджерам наращивать там своё присутствие? 

Я не очень успешен в этом, так как долгое время Instagram у меня был закрытым. А в Facebook я что-то регулярно говорю. Надо понимать, что Facebook в России — это как LinkendIn в США, то есть околопрофессиональная рабочая сеть, где пишут про поиск людей в команды, про новые проекты. Мне приходится отвечать на вопросы, создавать нарратив о том, что такое Sports.ru и куда мы движемся, что получается и, что ещё важнее, не получается.

К слову, про «не получается»‎… Sports.ru нередко критикуют за то, что часть новостей, публикуемых на ресурсе, — это больше про шоу-бизнес, нежели про спорт. В качестве примера рассмотрим фигурное катание: в последнее время на платформе стало слишком много упоминаний Яны Рудковской, которая к спорту, казалось бы, не имеет отношения. С чем это связано?

Конечно же, lifestyle и шоу-бизнес вокруг фигурного катания — важная тема, потому что она востребована у аудитории. Но это не чистый кликбейт. Для большинства людей и ледовые шоу, и Татьяна Навка, и Евгений Плющенко — часть одной повестки. И если это экстраполировать на футбол, то мы всегда говорили, что спорт — это не только про счёт, минуты, голы, очки, таблицы. Это цельная и художественная вселенная, в которой живут различные люди. Они много чем занимаются: да, они играют в футбол, но, помимо этого, хвастаются машинами, женщинами, инвестициями. Кто-то честно рассказывает о своих психологических проблемах, кто-то — о своей политической позиции в рамках текущей повестки. Это всё продолжение этих людей, и мы не можем одну часть их жизни показывать, а другую — нет. 

Упоминание таких персон — это разгон трафика? 

Понятно, что с точки зрения привлечения трафика всякая жесть, чернуха, скандалы, брейкинг-ньюс — это вещи эффективные, но долгосрочную конкуренцию и уважение, доверие аудитории получают сложные тексты: расследования, большие колонки, сложные интервью. Такие форматы могут собирать меньше, нежели, например, быстрые посты. Однако, возвращаясь к долгосрочной конкуренции, можно сказать, что нас выбирают, потому что мы говорим о важном на понятном языке, говорим на сложные темы, называем вещи так, как они называются. 

Sports.ru завтра

Вы дали довольно точный прогноз, касающийся Sports.ru и пандемии. Сделайте, пожалуйста, ещё один: как будут выглядеть новые медиа через 10 лет?

Это довольно неблагодарное дело, потому что с текущей скоростью изменений легко наговорить глупостей.

Я думаю, чем дальше, тем сильнее будет становиться связь между пользователями и редакцией.

Подавляющее большинство российских медиа живёт сейчас в соответствии с моделью «мы написали — вы читаете». Запрос на обратную связь и на равную коммуникацию — это во многом объяснение феномена YouТube. Ещё пример — платформа Patreon, где производители контента выстраивают прямые отношения с пользователями, те платят какой-то фикс или присылают донаты. Это ведь путь создания микросообществ или макросообществ. Мы думаем, что Sports.ru — это одно сообщество спортивных фанатов, а на самом деле… 

 А на самом деле?

На самом деле это разные сообщества. Люди, которые интересуются фигурным катанием, часто не интересуются футболом, а внутри фигурного катания есть колоссальное количество своих сообществ. У них разные интересы и разные представления о правде. В целом люди устроены по-разному, их нужно уважать. Не бывает так, что если медиа про спорт, то вот вам хоккей, биатлон, кёрлинг — подавитесь. Готовность создавать людям уютные ниши по интересам и предоставить им возможность напрямую что-то сообщать редакции — это важная история про будущее. 

 

июль 2021