Спрос на Sports
— Как правильно: «на Спо́ртсе» или «на Спортсе́»?
— Сотрудники говорят «на Спортс точка ру».
Спорт на паузе
В конце марта, когда COVID-19 уже пробрался в Россию, вы заявили, что Sports.ru сможет и в условиях пандемии довольно долго оставаться на плаву. Почему вы были в этом так уверены?
То, что Sports.ru отличало всегда и помогло нам в очередной раз во время пандемии, — это существенное отличие нашей бизнес-модели от бизнес-модели классического медиа. Обычное медиа подразумевает прямолинейную коммуникацию от редакции к пользователю, в то время как наши пользователи — это люди, которые используют платформу в том числе и для общения друг с другом. Они приходят, чтобы писать друг другу сообщения и оставлять комментарии. У них существует и своя повестка, хотим мы того или нет. И это классно, потому что у них всегда есть стимул независимо от редакции пользоваться нашими продуктами.
Спорт — индустрия, которая оказалась полностью парализована из-за пандемии на 2-3 месяца. Все соревнования (за редким исключением в виде, например, национальных чемпионатов по футболу в Белоруссии и Таджикистане) были отменены или перенесены на более поздние сроки. Писать было, на первый взгляд, особо не о чем. Что делали?
Когда всем было страшно тратить деньги и все интуитивно хотели срезать расходы, мы довольно много инвестировали в производство контента, чтобы у редакции появилась возможность сделать те сложные материалы, на которые не хватало времени и прочих ресурсов в активной части сезона. Плюс у нас был довольно значимый проект — так называемая «Самая быстрая лига». Клубы РПЛ (Российской Премьер-Лиги — прим. ред.) и их представители вместе с нами в симуляторе доигрывали сезон, как если бы он продолжался в реальности: были трансляции, были ставки. В общем, всё по-взрослому.
Как тогда изменился трафик?
В моменте мы потеряли довольно много, думаю, 50% трафика от нас отвалилось.
Какая была атмосфера в редакции?
Первое, что мы сделали, — это объяснили команде, что компания себя очень хорошо чувствует. Мы посмотрели на свою ликвидность и поняли, что достаточно долго при текущем cash flow сможем существовать. Все осознавали, что сокращений точно не будет, и чувствовали себя уверенно. Кроме того, мы дали понять, что для нас это время расти: пока все остальные экономят, мы будем развиваться. В реальности для спортивных медиа шоковый период продлился с конца марта до конца мая, то есть два с половиной месяца.
Опыт работы есть?
Какими качествами должен обладать сотрудник Sports.ru?
Это довольно сильно разнится от отдела к отделу. Понятно, что живой интерес к спорту — это must have. В продукте, продажах, маркетинге, редакции работают люди, которые не только разбираются в спорте, но и являются пользователями Sports.ru. Кроме того, у нас существует культура найма людей без опыта. Сложился такой концепт: мы выбираем людей, близких по духу и по ценностям, а затем — за 3-6 месяцев — готовим их к автономности. Дело в том, что технические навыки, необходимые, например, для менеджмента чего-либо, — это легко достижимые вещи, которым мы можем быстро обучить способного человека. Нет смысла для этого переплачивать обладающему средним опытом автору с рынка. Тогда это должна быть или суперзвезда, или же какой-то очень опытный человек, вокруг которого можно выстраивать команду.
Если мы говорим непосредственно про журналистов, что они должны уметь? Однажды вы сказали, что просто писать тексты сегодня — недостаточно, необходимо обладать базовыми навыками работы в Photoshop, умением монтировать и так далее.
Позиция «я сдал текст — на этом моя работа закончена» не отвечает требованиям рынка. И дело не в том, что мы злые работодатели, которые выжимают из несчастных людей всё больше за те же деньги и пытаются загнать их в потогонную фабрику. Мы как развлекательное медиа конкурируем с Netflix, YouТube, компьютерными играми, музыкальными стриминговыми сервисами — всем, что развлекает людей. Каждый раз человек делает выбор: как мне занять свободное время? И если делать вид, что наша работа заканчивается там, где мы написали текст, а не заниматься дистрибуцией, качеством и адаптацией упаковки, то мы эту конкуренцию проиграем.
Этому всему, как правило, не учат на журфаках.
Самое важное, что надо делать на таких направлениях, как журналистика, — это работать. Это и опыт, и живая среда, внутри которой ты можешь понять, какие требования есть у рынка сегодня. Институт транслирует эти требования с задержкой в 20 лет: откуда им знать, что нужно работодателю?
Хорошо, где тогда стоит учиться человеку, который хотел бы впоследствии работать, например, в Sports.ru?
Если мы говорим про работу в новых медиа, надо выбирать московский вуз, чтобы иметь доступ к работодателям. Сложно это делать из Челябинска или Владивостока. При этом желательно, чтобы этот московский вуз имел понятное название, чтобы работодатель не испугался, что ты закончил арбузно-литейный институт. Кроме того, вуз должен позволять чувствовать себя комфортно в плане работы с ранних курсов. В моё время на МЖ, например, достаточно свободно относились к посещению. Это было важно, так как позволяло заниматься чем-то ещё, узнавать, что интересно и неинтересно. Запас времени и свободы всегда должен оставаться.
Sports.ru сегодня
Вы активно ведёте личные аккаунты в Instagram и Facebook. Насколько важно не только медиаресурсам иметь страницы в социальных сетях, но и медиаменеджерам наращивать там своё присутствие?
Я не очень успешен в этом, так как долгое время Instagram у меня был закрытым. А в Facebook я что-то регулярно говорю. Надо понимать, что Facebook в России — это как LinkendIn в США, то есть околопрофессиональная рабочая сеть, где пишут про поиск людей в команды, про новые проекты. Мне приходится отвечать на вопросы, создавать нарратив о том, что такое Sports.ru и куда мы движемся, что получается и, что ещё важнее, не получается.
К слову, про «не получается»… Sports.ru нередко критикуют за то, что часть новостей, публикуемых на ресурсе, — это больше про шоу-бизнес, нежели про спорт. В качестве примера рассмотрим фигурное катание: в последнее время на платформе стало слишком много упоминаний Яны Рудковской, которая к спорту, казалось бы, не имеет отношения. С чем это связано?
Конечно же, lifestyle и шоу-бизнес вокруг фигурного катания — важная тема, потому что она востребована у аудитории. Но это не чистый кликбейт. Для большинства людей и ледовые шоу, и Татьяна Навка, и Евгений Плющенко — часть одной повестки. И если это экстраполировать на футбол, то мы всегда говорили, что спорт — это не только про счёт, минуты, голы, очки, таблицы. Это цельная и художественная вселенная, в которой живут различные люди. Они много чем занимаются: да, они играют в футбол, но, помимо этого, хвастаются машинами, женщинами, инвестициями. Кто-то честно рассказывает о своих психологических проблемах, кто-то — о своей политической позиции в рамках текущей повестки. Это всё продолжение этих людей, и мы не можем одну часть их жизни показывать, а другую — нет.
Упоминание таких персон — это разгон трафика?
Понятно, что с точки зрения привлечения трафика всякая жесть, чернуха, скандалы, брейкинг-ньюс — это вещи эффективные, но долгосрочную конкуренцию и уважение, доверие аудитории получают сложные тексты: расследования, большие колонки, сложные интервью. Такие форматы могут собирать меньше, нежели, например, быстрые посты. Однако, возвращаясь к долгосрочной конкуренции, можно сказать, что нас выбирают, потому что мы говорим о важном на понятном языке, говорим на сложные темы, называем вещи так, как они называются.
Sports.ru завтра
Вы дали довольно точный прогноз, касающийся Sports.ru и пандемии. Сделайте, пожалуйста, ещё один: как будут выглядеть новые медиа через 10 лет?
Это довольно неблагодарное дело, потому что с текущей скоростью изменений легко наговорить глупостей.
Я думаю, чем дальше, тем сильнее будет становиться связь между пользователями и редакцией.
Подавляющее большинство российских медиа живёт сейчас в соответствии с моделью «мы написали — вы читаете». Запрос на обратную связь и на равную коммуникацию — это во многом объяснение феномена YouТube. Ещё пример — платформа Patreon, где производители контента выстраивают прямые отношения с пользователями, те платят какой-то фикс или присылают донаты. Это ведь путь создания микросообществ или макросообществ. Мы думаем, что Sports.ru — это одно сообщество спортивных фанатов, а на самом деле…
А на самом деле?
На самом деле это разные сообщества. Люди, которые интересуются фигурным катанием, часто не интересуются футболом, а внутри фигурного катания есть колоссальное количество своих сообществ. У них разные интересы и разные представления о правде. В целом люди устроены по-разному, их нужно уважать. Не бывает так, что если медиа про спорт, то вот вам хоккей, биатлон, кёрлинг — подавитесь. Готовность создавать людям уютные ниши по интересам и предоставить им возможность напрямую что-то сообщать редакции — это важная история про будущее.