«Вся эта плёночная эстетика»
Наш первый герой — Иван, 35 лет, уличный фотограф, который снимает исключительно на плёнку с восьми лет, «как дедушка научил».
Почему вы выбрали плёнку в качестве главной техники фотографии?
Потому что я люблю оптическую печать. А также потому, что я настолько ленив, что мне проще проявить плёнку и при необходимости оцифровать её, чтобы получить гарантированный результат, в котором я уверен (у меня большой опыт самостоятельной проявки), чем разбираться с пресетами того же фотошопа для приведения изображений с цифровой камеры к желаемому виду.
Что вы обычно снимаете на плёнку?
Я снимаю уличную жизнь городов и всё то, что и остальные некоммерческие фотографы, — жизнь, свою и друзей.
Правда, мой Петербург — это так называемый «Петербург Достоевского»: бомжи, бродячие псы, асоциальные элементы, трупы, мрачные здания, разруха.
Что, по-вашему, отличает плёнку от цифры?
В контексте промежуточного цифрового файла (на котором большинство останавливается) — ничего.
Вся эта плёночная эстетика скрывается в глобальном смысле: вставить плёнку, отщёлкать её на приятной камере, проявить пару катушек за ужином, потом всю ночь печатать 2-3 кадра...
В чём сложность съёмки на плёнку?
Для меня — ни в чём, абсолютно. Я снимаю с восьми лет, как дедушка научил. Сейчас мне 35. Для остальных — необходимость самостоятельной экспонометрии (выстраивания технических характеристик — прим. автора) на полностью механической камере и тот самый аналоговый процесс получения изображения: мало кто из молодых фотографов умеет проявлять и печатать. Раньше этим занималось гораздо больше людей у себя дома.
Большой ли сейчас спрос на плёнку и плёночные фотоаппараты?
Спрос большой, плёнка вновь вошла в моду, как и прочие аналоговые носители информации (винил, кассеты). Мода сделала очередной виток.
Некоторые глянцы заказывают плёночные фотосессии, есть устойчивый спрос на портреты на средний и большой формат. Молодёжь снимает на плёнку свои тусовки.
Кто ваш любимый «плёночный» фотограф и почему?
Трудно выделить единственного человека: у тех, с кем я знаком лично и за чьим творчеством слежу, — куча прекрасных фотографий.
Навскидку выделю Юру Нездойминогу, Аню Сушку, Лёшу Мякишева, Буги (Владимира Миливоевича), Яна Грарупа — они потрясающе снимают.
Если выбирать кого-то одного, то это Вивьен Майер. Она была, судя по всему, уникальным человеком: столько всего увидеть, снять, но никому не показывать при жизни. Нужно очень сильно любить фотографию, чтобы не иметь необходимости оценки своих работ со стороны.
Если вам нужно будет объяснить новичку в двух словах, как фотографировать на плёнку, что вы скажете?
В контексте именно съёмки плёнка ничем не отличается от цифры: ты просто нажимаешь кнопочку, и — щёлк! Так что бери камеру и иди снимай!
Наша вторая героиня София Набока снимает на цифровую камеру, но её фотографии благодаря атмосфере, свету и объёму можно легко отнести к плёночным кадрам. София, как и её сестра Полина, окончила кинооператорскую мастерскую Вадима Алисова во ВГИКе им. С. А. Герасимова. В творческом дуэте сёстры создают необыкновенные кадры, постоянно разрабатывают творческие проекты и собираются снять собственный фильм.
На какую технику вы делаете фотографии чаще всего?
Я снимаю чаще всего на цифровую камеру Canon 5D Mark IV, но в моём арсенале есть и «Киев-60». В основном он пылится на полке, но эту камеру я уважаю, просто средний формат стал уж очень дорог в обслуживании.
Ваши фотографии атмосферные и похожи на картины, а цвета и объём кадров напоминают плёночные. Как вы достигаете такого эффекта?
У меня есть любимые картины, которые я постоянно пытаюсь разгадать. За цветом и светом стараюсь следить на съёмке, потом мысленно дорисовываю, как это будет выглядеть в финале. Свет создаёт объём, цвет также этому способствует.
Важно, что надето на модель. Я люблю натуральные прозрачные или скользящие ткани. Лёгкость и ненавязчивость одежды принципиальна, когда ты фотографируешь человека. По этой причине мы редко снимаем для журналов.
Как вы относитесь к плёнке? Можно ли сказать, что она делает фото более «настоящим», чем цифровая камера?
К плёнке отношусь уважительно, считаю, что каждый визуал должен хотя бы попробовать поснимать на этот носитель. Плёнка организует тебя, делает более внимательным. Но самый потрясающий процесс — это процесс проявки и печати работ. Когда ты видишь, как появляется изображение на бумаге, — это сродни магии. А когда ты видишь эту магию, то уже не сможешь ничем другим заниматься. Так было и в нашем случае. В будущем, когда будет пространство для лаборатории, я с удовольствием вернулась бы к этому.
Есть ли у вас любимые фотографы, снимающие на плёнку?
Почему они вам нравятся?
Может, это прозвучит неоригинально, но мой самый любимый фотограф — это Питер Линдберг. Он снимал и на плёнку, и на цифру. Его фотографии будоражат сознание: его модели не замирают, а дышат и существуют на бумаге. Хотя он всегда выступал за естественность, за морщинки и так далее, я в своих работах люблю дать волю фантазии и могу изменить форму волос, например. Всегда стараюсь довести портрет до своей формы комплементарности.
Какая у вас самая любимая съёмка?
Моя любимая съёмка ещё не случилась, но я уважаю и ценю свой труд и своё время. И время, и труд людей на моих фотографиях. Наша аудитория доказывает, что мы делаем что-то действительно важное, и за это я им благодарна.
Цифру в плёнку
Если вы заинтересовались опытом наших героев и хотите сделать фото на плёнку, но у вас нет подходящей камеры, то наши советы по настройке стиля цифрового снимка помогут вам всех обмануть.
- Без контраста и с эффектом дымки
На плёночных фотографиях можно заметить, что цвета не такие насыщенные, как на цифре, они обычно приглушены: тёмные цвета уходят в тёмно-синие, светлые — в туманно-белые. Чтобы достичь именно такого цвета, сдвигаем точки чёрного и белого на кривой экспозиции.
- Зернистость первостепенна
Выкручиваем зернистость и шум, которые создают эффект осязательности фото. Нам кажется, что фотография шумная, не совсем чёткая и резкая, и именно из-за этого она живая и атмосферная.
- Фиолетовый, зелёный, жёлтый — это «плёночно»
Прибавляем в цветовой гамме оттенки зелёного, жёлтый делаем менее ярким, а фиолетовому выкручиваем насыщенность.
И вот что у нас получилось! Угадаете, где плёнка?