Анна Абрамова: «Нужны специалисты, которые понимают не только технологии, но и возможности их применения, экономику процесса, то, как меняется глобальный ландшафт»

ТЕКСТ  Анна Фомина
Просмотров 1227    / Июль 2021 /
Всё чаще читая о применении искусственного интеллекта в нашей повседневной жизни, сложно хоть раз не задать себе вопросы: в какую сторону двигаются эти технологии? Насколько разработаны этические принципы их использования? Откуда берутся специалисты в области международного регулирования и управления ИИ? Ответ на последний вопрос дать нетрудно — их готовят в МГИМО. А вот чтобы ответить на все предыдущие, мы обратились к Анне Абрамовой, заведующей кафедрой цифровой экономики и искусственного интеллекта коммуникационной группы АДВ, на базе которой реализуется магистерская программа «Искусственный интеллект».

Как искусственный интеллект сегодня меняет нашу жизнь?

Он применяется уже в достаточно большом числе сфер — в финансах, медицине, самой IT-индустрии, маркетинге. Конечно, многое зависит от регионов, национальных подходов и технологических возможностей, от наличия соответствующей инфраструктуры, навыков. Нужны специалисты, которые понимают не только технологии, но и возможности их применения, экономику процесса, то, как меняется глобальный ландшафт. Большой вопрос, насколько широко и где может быть применён, к примеру, блокчейн. А вот с ИИ процесс уже идёт, он проникает во все сферы жизни очень стремительно — реагировать нужно оперативно и комплексно. Причём всем, кто вовлечён в жизненный цикл этих технологий, на всех стадиях.

Каким видят дальнейшее развитие искусственного интеллекта те, кто работает с этими технологиями?
Все компании исходят из того, что они должны работать на благо общества, помогать решить определённые задачи. Никто не нацелен на создание ИИ, который навредит человеку. Вопрос только в том, как правильно выстроить систему сдержек и противовесов, чтобы изначально интересы всех членов общества были учтены. Но мы сейчас говорим о применении в бизнесе, ИИ в военных целях — это отдельный трек.

Какова сейчас ситуация с международным регулированием ИИ?

Этот блок только формируется. В основном международное регулирование в данной области пока происходит в форме мягкого права. Наверное, дальше всего продвинулись в ЮНЕСКО — их рекомендации в области ИИ пока не приняты, но находятся на стадии постоянной разработки, Россия тоже в этом активно участвует. Работа в этой сфере также ведётся в рамках Совета Европы. 

Как вопросы урегулирования связаны с этикой?

Напрямую. Активная работа по этике ИИ ведётся в мире на разных уровнях. Уже упомянутая ЮНЕСКО готовит отдельный документ. Этим занимаются и крупные транснациональные компании, такие как Google, Microsoft. Они приняли на корпоративном уровне отдельные документы, связанные с этикой в области ИИ. Недавно Сбербанк тоже анонсировал принятие своих этических принципов. 

А наша кафедра сейчас участвует в подготовке универсального кодекса по этике ИИ в России. Он будет действовать в качестве инструмента мягкого права, законом он не является. Но реализация зависит не от нас, так что говорить об этом ещё рано. 


Что сегодня нужно делать бизнесу, чтобы наиболее успешно использовать новые технологии?

Разрабатывать качественные алгоритмы. А для этого нужны кадры. Высококвалифицированные специалисты в области технологий на рынке представлены в недостаточном объёме — есть определённый дефицит. Если технологии уже разработаны, возникают вопросы, связанные с данными: как их получать, хранить, обрабатывать. Это проблемы и бизнеса, и всех регулирующих органов, которые регламентируют оборот информации.

Каких кадров не хватает сегодня рынку?

Нужны люди, которые понимают не только технологии, но и возможности их применения, экономику процесса, то, как меняется глобальный ландшафт — и в индустрии, и на уровне международных организаций. Программа МГИМО готовит как раз таких специалистов.

Создание вашей магистратуры было ответом на эту потребность рынка или игрой на опережение?

Индустрия искусственного интеллекта развивается очень быстро. Поэтому оба варианта правильные. Дмитрий Коробков, председатель Совета директоров коммуникационной группы АДВ, который был инициатором создания магистратуры, рано понял тенденции расширения индустрии, начал двигаться в сторону развития данных технологий в компании и предложил университету соответствующий формат программы.

В чём заключается этот формат, в чём его преимущества перед экономической или технической магистратурами по отдельности?

Программа «Искусственный интеллект» предполагает, что мы изучаем возможности применения IT-технологий в экономике. Студенты получают микс из трёх основных компонентов. Во-первых, это понимание закономерностей развития и построения IT-систем. Во-вторых, экономический блок, прежде всего управленческий, — Product Management, касающийся именно IT-индустрии. И наконец, изучение международной составляющей глобальных рынков, которое проходит не только на отдельных дисциплинах, но и на всех основных курсах, связанных с экономическими вопросами, менеджментом и маркетингом. Помимо этого — занятия по иностранному языку.

Если брать отдельные предметы, студенты разбираются в том, как развиваются венчурные рынки, как работает сфера цифрового маркетинга, что происходит с финансами в условиях цифровизации. Есть дисциплины, которые поддерживают те самые soft skills, связанные с переговорами, — без этого сейчас не обойтись.

Кому больше подходит программа — гуманитариям или технарям?

Получается своеобразный синтез. Он позволяет людям, которые приходят к нам и с базовым гуманитарным образованием, и с образованием техническим — из МГУ, МИФИ, — получить недостающие знания вдобавок к тем, которые у них уже есть. И все очень от этого выигрывают. Студенты создают сообщество: тот, кто сильнее в технических дисциплинах, может поддержать сокурсников-гуманитариев, а учащиеся с гуманитарным бэкграундом поддержат их в другой части. Именно это сочетание и приводит к регулярным победам на конкурсах различного уровня.

Практика включена в учебный процесс?

Да, уже два года она организуется в формате хакатонов в компании Microsoft (хакатон Microsoft предполагает выработку рекомендаций по применению ИИ для решения экологических проблем, предотвращения природных катаклизмов и реакции на них, поддержки людей с ограниченными возможностями — прим. ред.). В первый год наши студенты заняли первое место, во второй — второе, и в этот раз снова примут в нём участие. Естественно, у студента есть право самому выбрать место практики. Если есть запрос, мы всегда готовы предложить пройти её у наших партнёров.

В каких компаниях могут быть востребованы выпускники программы?

Они нужны в тех компаниях, где IT-продукты выступают в качестве важного элемента управления и развития организации. Главный аспект — в той или иной степени должны присутствовать цифровая трансформация, технологии, которые требуется адаптировать под нужды компании. Предприятие может само создавать IT-продукты, в том числе в области ИИ, либо использовать их для того, чтобы развивать бизнес, — IT-продукты будут в таком случае поддерживающими элементами. Это могут быть, например, компании в добывающей области, в сфере услуг и промышленности. 

июль 2021