«Хорошие вещи» с доставкой в тайгу. Дмитрий Сергеев о российском рынке онлайн-торговли
По вашим наблюдениям, как за ковидный год изменился российский рынок онлайн-торговли?
Прошлый год стал катализатором роста российского e-commerce, который до этого развивался медленнее, чем в остальных странах.
Онлайн-торговля в России пока занимает примерно 8-9 % от общего оборота ритейла, но уже в ближайшие годы рост продолжится, мы прогнозируем достижение не менее 15 %. Для сравнения, уже сейчас в Китае доля электронной торговли достигает 25-30 %.
Яркий признак развития российского сегмента e-commerce — появление на площадках маркетплейсов представителей более консервативных сегментов, например fashion-индустрии, рынка автомобилей и квартир.
Способствовала ли пандемия коронавируса появлению новых трендов спроса?
Да, например, популярными позициями для быстрой доставки стали продовольственные товары первой необходимости, товары для дома, медикаменты и спортивный инвентарь. Возрос интерес и к товарам локальных производителей.
Как на эти тенденции отреагировала ваша компания? Как менялся её образ за последнее время?
Ещё с 2019 года AliExpress Россия постепенно превращается из платформы для заказов недорогих китайских товаров в локализованную и понятную российскому пользователю платформу с огромным ассортиментом и быстрой доставкой. За последние полтора года наша команда успела поработать и с дизайном сайта, и с ассортиментом, и с логистикой.
Расширился и выбор товаров: на площадке есть предложения как от крупных брендов, так и от небольших российских производств, например бренда Varvara Zenina, и крупных сетей — Kari, Puma, «Твоё» и других. Доля российских продавцов на AliExpress уже составляет 25 % оборота, мы планируем нарастить её до 50 % в ближайшие годы. Это означает, что мы готовы предложить пользователю и товары из-за рубежа, и локальные товары с быстрой доставкой.
Выгодно ли компании сотрудничать с отечественными малоизвестными фирмами?
Мы нацелены на расширение локального бизнеса и рады всем российским производителям разного размера и масштаба. Сейчас на платформе зарегистрировано 45 тысяч российских продавцов, из которых три тысячи — самозанятые. У нас даже есть специальные разделы с локальными товарами, один из которых — «Сделано в России». Только за прошлый кризисный 2020 год продажи российского ассортимента выросли в 2,5 раза, достигнув 55 миллиардов рублей.
Наша компания активно поддерживает малый бизнес. В прошлом году мы отменили комиссию для новых продавцов, предоставили субсидию в размере 100 рублей за каждую доставку до пункта выдачи, в постамат или до двери клиентов по всей России и предложили новым продавцам бесплатный склад. Помимо этого, в 2020 году мы проводили конкурс «Хорошие вещи» с призовым фондом 14 миллионов рублей и поддержали производителей товаров, которые связаны с российскими традициями, народными промыслами или историческими мотивами.
В каких ещё благотворительных проектах участвует компания?
Мы уделяем большое внимание социально значимым проектам с привлечением партнёров. Возможно, один из главных вкладов последнего времени — совместные усилия по борьбе с коронавирусом. Вместе с «Почтой России» мы доставляли в нашу страну из Китая средства индивидуальной защиты для медицинских работников и сотрудников доставки. Мы также выступали против спекуляции на ценах масок и активно следили за этим на своей платформе.
Открыли проект с компанией «Мир», в рамках которого за каждую покупку на AliExpress с использованием карты один рубль отправлялся в фонд помощи региональным врачам. Мы запустили продажи 20 дистрибьюторов, принимающих участие в акции «Добрые товары», вместе с сервисом «Добро Mail.ru». А ещё — проект с «Ситимобил», в рамках которого петербургский и московский филиалы «Ночлежки» получили онлайн-купоны на бесплатные поездки по Москве и Петербургу.
AliExpress доступен для всех жителей России, которые имеют доступ в интернет. Где платформа более популярна — в столице или регионах?
В регионах наша компания традиционно сильна — посылки доставляются даже в самые отдалённые уголки страны на Крайнем Севере или в тайге благодаря сотрудничеству с «Почтой России». Меньше половины от общего числа заказов приходится на топ-50 российских городов. Причём только 18-20 % из них — Москва и Санкт-Петербург, более трети занимают заказы из удалённых населённых пунктов.
По вашему мнению, возможен ли в будущем полный отказ от реальных магазинов и переход в онлайн? Как лично вы предпочитаете заниматься покупками?
Прогнозы, особенно в последнее время, — дело неблагодарное. Пока классическая розница развивается и в офлайне, и в онлайне. Если смотреть на модели классического ритейла, то можно увидеть, что его представители выходят на маркетплейсы, в том числе и на AliExpress. Мне очень нравится онлайн-шопинг. Я — активный покупатель AliExpress и других маркетплейсов, тестирую все новые сервисы на площадках.