Самый умный: как наши города становятся smart city

ТЕКСТ  София Байдакова
ФОТО  innoarch.ruwww.sebastian-grote.de
Просмотров 1062    / Июль 2021 /
Изобретательность, надёжность, коммуникабельность — всеми этими качествами сегодня должен обладать не только человек, но и целый «умный» город. Как измерить IQ того или иного населённого пункта? Какие вызовы приходится сегодня решать их руководителям и простым жителям? Насколько «умны» российские города? Ответы на эти вопросы искала автор «Международника» София Байдакова.

В последние десятилетия концепция smart city особенно востребована среди урбанистов и легла в основу развития мегаполисов по всему миру. IQ города стал показателем его развития и удобства для жителей. Но что на самом деле скрывается за этим понятием? «Умный» город представляет собой локальную стратегию, направленную на улучшение качества жизни, защиту окружающей среды и одновременное обеспечение экономического развития.

Все «умные» города объединены рядом общих характеристик. Среди основных — наличие электронного правительства, «умного» ЖКХ и «зелёных» кварталов, высокая степень оптимизации транспортного потока, безопасность граждан. Такие города ориентированы в первую очередь на человека и повышение его уровня жизни.

По оценкам специалистов Наваррской бизнес-школы, «умнейшими» на 2020 год стали Лондон, Нью-Йорк, Париж, Токио, Рейкьявик. Меньше повезло Дуале, Лагосу, Лахору, Карачи и Каракасу. Они тоже оказались первыми, но, увы, только с конца.

Какие же технологии отличают главных «интеллектуалов»? Среди инноваций, внедренных в городскую среду лидера рейтинга — Лондона, проект Ultra Low Emission Zone, ограничивающий въезд в центр столицы старых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, онлайн-карта с информацией о состоянии воздуха Breath London, предотвращающая пожары система SAS и огромная сеть камер наблюдения.

Москва в рейтинге занимает лишь 87-е место. Несмотря на это, столица делает значительные успехи на пути к повышению своего IQ. Например, работают сервис платных парковок «Московский паркинг» и единая транспортная карта «Тройка», предлагаются пилотные проекты на основе нейросетей по ранней диагностике инсульта, внедряется технология распознавания лиц.

Один из ключевых вызовов, на который предстоит ответить как Москве, так и многим другим «умным» городам, — тревожная экологическая ситуация. Изменение климата, загрязнение воды и воздуха, потеря биоразнообразия — лишь малая часть проблем.

Как отмечает доцент кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО Андрей Авраменко, вопрос экологии в «умном» городе — это вопрос и государства, и бизнеса, и общественности. Ведущая роль в решении этих проблем в России остаётся за государством. Посредством 42 статьи Конституции и других положений природоохранных нормативных актов оно заботится о предоставлении гражданам права на благоприятную окружающую среду, создаёт алгоритмы, обеспечивающие это право.

На глобальном же уровне решения в рамках «умных» городов исходят от крупного бизнеса. Например, корпорация Cisco выступила с инициативой глобальной интеллектуальной урбанизации, направленной на внедрение ИКТ для комплексного управления городом. International Business Machines Corporation (IBM) в 2008 году презентовала концепцию Smarter Planet, целью которой было стимулирование экономического роста и улучшение качества жизни в мегаполисах благодаря принципиально новым подходам к их управлению. Начиная с 2011 года, компания развивает рынок технологий для smart city и активно способствует развитию новых, устойчивых и высокотехнологичных городских систем.

Сегодня наиболее технологически развитые города мира доказывают, что экология — приоритет, не препятствующий экономическому росту. В таких местах даже уличные фонари и мусорные контейнеры научились говорить с людьми. В Нью-Йорке, например, урны BigBelly с помощью датчиков определяют, когда мусор в них пора вывозить на свалку, и отправляют соответствующее уведомление мусоровозу. В американском мегаполисе это уже часть повседневности, как и смарт-системы, контролирующие режим работы фонарей.

Другой пример — Bosco Verticale, вертикальные леса, представляющие собой многоэтажные жилые комплексы, на террасах которых размещены зелёные насаждения. Автор идеи — ландшафтный архитектор Стефано Боэри, задавшийся целью сформировать городскую экосистему, которая была бы способна вместить до 1600 видов птиц и насекомых. Превратившись во всемирный тренд, который охватил страны от США до Индии, Bosco Verticale пришёл и в Россию. Недавно в 700 метрах от Кремля появилась отечественная альтернатива итальянского вертикального леса.

По словам Андрея Авраменко, вертикальные леса в городах — это и признак популяризации экологичного образа жизни, и элемент новой городской эстетики, и место притяжения туристов. Конечно, в отличие от фасадов из стекла или камня, щит на растительной основе не отражает и не увеличивает солнечные лучи, а фильтрует их, создавая тем самым приятный внутренний микроклимат без вредного воздействия на окружающую среду. Зелёная завеса «регулирует» влажность, вырабатывает кислород, поглощает CO2 и микрочастицы — комбинация характеристик, которые принесли проекту Стефано Боэри множество наград.

Однако эксперт подчёркивает, что экологическое значение «вертикальных лесов» не стоит переоценивать: их общий экологический след до конца не исследован. К тому же, например, в Москве достаточно и невертикальных зелёных насаждений. С 2011 года в столице улучшили 437 парков и природных территорий, а с 2013 года действует программа «Миллион деревьев» — крупнейшая в области озеленения.

Следовательно, воспринимать любые удачные инициативы, сработавшие в нескольких странах, как панацею — не самый лучший вариант, особенно если учитывать, что вертикальные леса — достаточно дорогое удовольствие.

По словам Андрея Авраменко, общий экономический рост в стране и регионе, устойчивое экономическое положение граждан в самом городе — вот необходимые условия для успешной реализации любых городских инициатив, в том числе и в сфере создания «умных» городов.

Это правило хорошо осознают по всей России, равно как и то, что одним из критериев привлекательности города для инвестиций является его IQ. Во многом благодаря пониманию своей ответственности за это главы регионов нашей страны делают шаг навстречу smart-технологиям. Так, например, была разработана концепция «Умный город Липецк», включающая современную программу обеспечения безопасности с помощью инноваций, в частности, домофоны, связывающие напрямую с экстренными службами. Не менее яркий пример — спроектированный по сингапурскому образцу Иннополис, ставший первым в Европе городом, где беспилотники«Яндекс.Такси» могут использоваться для ежедневных поездок. Эти проекты уже сегодня меняют жизнь россиян к лучшему, но, к сожалению, пока их слишком мало в масштабах такой большой страны, как Россия.

Наши города серьёзно отстают от международных стандартов, что сигнализирует о необходимости большей мобилизации человеческого капитала, развития IT-сферы для улучшения качества жизни и повышения инвестиционной привлекательности России для зарубежных партнёров.

Помочь своему населённому пункту стать «умнее» может каждый из нас, участвуя в городских проектах и повышая уровень своей технологической грамотности. Ведь человеческий капитал — главная составляющая успеха концепции smart city.

июль 2021