«Можно будет стать клиентом любого банка, не выходя из дома»: Сергей Безбогов о цифровизации банков и университетов
На протяжении последних лет банки считаются главными драйверами цифровизации в России, хотя за рубежом это в основном технологические компании и современные IT-гиганты. Чем это объясняется?
В конце 90-х годов российские банки начали активно развивать работу с клиентами — физическими лицами. Встал вопрос: кому выдавать кредиты? Ничего ведь не было известно ни о доходах, ни о людях. Нужно было найти метод, который помог бы предсказать, вернёт человек кредит или нет. Тогда и запустился этот маховик — работа с Big Data, аналитические модели, искусственный интеллект. Второй большой драйвер — конкуренция. Банки начали соревноваться, кто лучше одобрит, кто точнее предскажет, кто быстрее даст повторный кредит и так далее. Банки стали первыми потребителями специалистов по Data Science в коммерческом секторе. Сначала использовались простейшие методы, потом вместе с задачами они стали модифицироваться. Теперь это целый спектр разных технологий, в том числе распознавание, чтение, эмуляция, то есть тот самый искусственный интеллект в самом широком смысле слова.
По итогам 2020 года российские банки превзошли среднемировой уровень цифровизации на пяти из шести этапов взаимодействия с клиентом. Как можно улучшить проседающий аспект — первые шаги потребителя?
Не секрет, что цифровизация строится вокруг клиента, его предпочтений и потребностей. Российские банки действительно совершили гигантский технологический прорыв.
Сегодня мы оперируем продуктами и услугами, цифровизированными почти на 90-100%.
Но клиент уже хочет большего.
И тут есть объективные причины, которые стали наиболее заметными в пандемию, когда мы ещё серьёзнее ушли в онлайн.
Часть отношений между физлицами или организациями пока невозможно полностью перевести в цифру и онлайн из-за регуляторных ограничений. Для подписания юридически значимых документов требуется личное присутствие, клиенту приходится идти в банк для заключения договоров. Если бы можно было пройти последнюю цифровую милю, то мы бы полностью ушли от бумаги и, что самое главное, не ограничивали бы в дальнейшем свободу выбора для клиента. Можно будет стать клиентом любого банка, не выходя из дома.
У нас уже есть Единая биометрическая система. Теперь необходимо создать возможность цифрового подписания и обеспечить надлежащую защиту для хранения электронных образцов и электронных копий подписанных документов. Если это сделать, то появится возможность получить свою электронную папку документов и где угодно предъявлять цифровые слепки. По сути, осталось сделать один шаг.
Что является главным тормозом для дальнейшей цифровизации банковской сферы?
В России действует достаточно жёсткое законодательство, связанное с персональными данными. При этом появляются новые технологии, которые позволяют обезличивать персональные данные, полностью убирая информацию о конкретных клиентах, сохраняя ценность массивов информации для анализа и формирования лучших предложений, продуктов и сервисов. Это так называемый подход Data Fusion. Когда на рынке много одинаковых сервисов, важно первым построить эффективные технологии персонализации взаимоотношений с клиентом. Тот, кто сможет это сделать, вырвется вперёд. А кто вырвется, тот и создаст wow-эффект на рынке. Именно этого мы и добиваемся.
Какие новые цифровые продукты и функциональные возможности планируются для развития ВТБ?
Цель ВТБ в рамках технологической трансформации — 100 % доступности финансовых услуг для клиентов в онлайн-режиме. Для этого мы сейчас постоянно работаем над улучшением существующих и созданием новых продуктов и сервисов для клиентов, полностью изменили IТ-архитектуру банка. Так, ВТБ Онлайн уже построен на новой микросервисной архитектуре, что дало возможность увеличить скорость работы приложения вдвое и ускорить время отклика интерфейсов в 10 раз. Мы продолжаем внедрять всё новые цифровые продукты для клиентов — как физических, так и юридических лиц. Мы уже создали семь новых технологических платформ, которые планируем сделать лидерами рынка. Кроме того, мы в восемь раз сократили time-to-market продуктов и сервисов для клиентов.
ВТБ в рамках технологической трансформации также активно внедряет искусственный интеллект в бизнес-процессы банка. На сегодняшний день у нас разработано свыше 70 моделей по анализу данных и принятию решений, больше 30 из них — уже в промышленной эксплуатации. К концу 2021 года мы планируем роботизировать разработку алгоритмов ИИ. Робот будет сам выявлять неоптимальные процессы, формировать модели, внедрять их в работу и следить за их эффективностью.
ВТБ принимает активное участие в жизни МГИМО. Каким вы видите университет будущего? Нужно ли отказываться от традиционной модели обучения и идти по пути его дальнейшей цифровизации?
Университет будущего я бы описал несколькими словами: динамичный, технологичный, открытый. Для подготовки специалистов необходимо несколько лет. За это же время внешние вызовы могут сильно измениться. Поэтому высшему учебному заведению нужно быть открытым и готовым своевременно реагировать на них, постоянно анализировать тренды и прогнозировать перспективы развития.
Цифровизация образовательного процесса неизбежна, но предпосылок к 100-процентному переходу в онлайн мы не видим. Отсутствие очных форматов лишит студентов возможности социализации в полной мере, снизит уровень развития гибких навыков, значение которых сейчас выходит на первый план.
В данном случае цифровизация для высшего образования — это, скорее, глобальное расширение возможностей. С её помощью можно создавать индивидуальные образовательные треки для студентов, проводить быстрое обновление образовательных программ, практик и существующих баз знаний. Это позволяет привлекать преподавателей из любой точки мира и в целом стирает географические границы, создаёт возможности для обогащения учебных практик и программ. И главное — цифровизация может обеспечивать целевую, максимально прикладную подготовку специалистов под задачи работодателей, что крайне важно сегодня.
Как бы вы рекомендовали использовать блокчейн для работы университета? Считаете ли вы, что за этими технологиями будущее?
Возможны несколько сценариев. Например, хранение дипломов и сертификатов, что, безусловно, интересно и для работодателей. Такая система упростит поиск кандидатов по конкретным специализациям или навыкам, а также подтверждение достоверности документов об образовании. Развитием этого варианта может стать создание единой безопасной системы хранения всех данных о студенте с момента поступления и до выпуска или возможность объединения данных разных учебных заведений.
Как возникла идея создать курс по финансовой грамотности от ВТБ для студентов МГИМО? Почему молодёжи следует разбираться в этих вопросах?
Финансовое планирование приобретает всё большую ценность. Современный мир даёт молодому поколению не только возможности и свободу, но и колоссальную ответственность, в том числе за финансы. И это очень серьёзный вызов. Поэтому в первую очередь необходимо заложить основы финансовой грамотности у молодых специалистов. На данный момент это становится гигиеническим минимумом для современного человека.Так и родилась идея этого курса.
Его глобальная цель — научиться управлять своей жизнью, своими возможностями и ресурсами, активами. Для этого нужно научить, как стать финансово независимыми, находить баланс в удовлетворении текущих и будущих потребностей, трезво оценивать возможности, выстраивать траекторию своего развития, исходя из финансового плана.
В любой сфере бизнеса или на госслужбе выпускникам важно понимать, какие финансовые инструменты существуют и как их можно использовать, а также научиться оценивать и принимать финансовые риски.
Эта область знаний требуется каждому. Независимо от выбранной профессии и специализации, включение такого курса в программу обучения вузов целесообразно.
В чём, на ваш взгляд, сильные стороны выпускников МГИМО как потенциальных сотрудников банка? Есть ли возможность у студентов нашего университета проходить стажировки в подразделениях ВТБ?
МГИМО — это один из лидеров российского высшего образования, университет, который готовит высокопрофессиональных специалистов в разных областях. Опыт нашего сотрудничества показывает, что выпускники МГИМО демонстрируют высокий уровень профессиональной подготовки, свободно владеют иностранными языками, эффективно работают в команде и обладают широким кругозором и знаниями, необходимыми для развития в банковской сфере.
Мы рассматриваем на стажировки и программы развития студентов старших курсов или недавних выпускников. Это связано с тем, что стажёры ВТБ являются полноценными сотрудниками банка, которые участвуют в ведущих проектах и выполняют реальные задачи, что требует максимального вовлечения в работу. Как показывает практика, на начальных курсах студентам тяжело совмещать работу и учёбу из-за большой образовательной нагрузки, поэтому мы рекомендуем планировать старт карьеры именно на старшие курсы.
Ежегодно более 11 % от всех стажёров, нанимаемых в банк, — это выпускники или студенты МГИМО. Мы всегда рады видеть студентов и выпускников университета на наших стажировках и программах развития.
Какие программы для молодых специалистов действуют в вашем банке?
Первая — «ВТБ Юниор» в головном офисе, сети банка в Москве и регионах. Это программы стажировок для выпускников бакалавриата и студентов магистратуры финансовых и экономических направлений без опыта работы. Вторая — «ВТБ РОСТ», программа развития для выпускников магистратуры с опытом работы от 6 месяцев по направлениям «Корпоративно-инвестиционный бизнес», «Средний и малый бизнес», «Подразделения поддержки и контроля». Кроме это, есть программы «IT Юниор» и «Школы IT-специалистов» для студентов и выпускников бакалавриата и магистратуры технических специальностей.
ВТБ рассматривает возможность инвестиций в проекты и стартапы наших студентов? Какие бы направления могли бы заинтересовать ваш банк?
Пока в наших планах нет задачи по рассмотрению подобных, pre-seed, проектов и инвестированию в них. В основном мы рассматриваем готовые решения с MVP и работаем по модели реализации совместных пилотов. Возможно, в будущем у нас появится такая потребность. Пока мы сконцентрированы на решениях, которые могут помочь нам в привлечении новых клиентов или создании новых сценариев удовлетворения клиентских потребностей. Ну и, конечно, на проектах, направленных на повышение внутренней эффективности.
У нас в стране очень талантливая молодёжь. Если у кого-то из вас есть интересные идеи, предложения или потенциал, мы открыты и готовы вместе реализовывать самые амбициозные задачи!