На равных
– Алена?
Услышав свое имя, я оборачиваюсь. Ко мне подходит Анна, глава проекта «Ее профессия» и по совместительству героиня этой статьи.
– Добрый день!
Не успеваю встать, как Анна протягивает мне руку.
– Какое сильное рукопожатие! — удивлённо замечаю я.
– Стараемся. — коротко отвечает собеседница.
Анна снимает пальто, садится, кладет на край стола телефон. На протяжении нашей беседы экран будет неоднократно загораться, и в конечном итоге моя собеседница выключит звук и уберет его в карман. Работа – работой, но от нашего разговора о проекте и феминизме отвлекает. Делаю последний глоток горячего какао, включаю диктофон и открываю заранее подготовленный список тем для интервью.
О проекте
Первая запись в группе «Её профессия» датируется 10 январем 2019 года. Меньше чем за двенадцать месяцев вы смогли раскрутиться и превратиться в достаточно популярное сообщество с 6,7 тысячами подписчиков. А с чего все началось? Когда впервые появилась идея создания подобного проекта?
Идея о том, что важно объединять амбициозных девушек, у меня была давно — еще с первого курса, но тогда мне казалось, что имеет смысл делать камерный формат, привлекать только знакомых девушек. А потом я поехала в Аргентину на саммит (G)irls 20. Это неформальная рабочая группа саммита G20, которая объединяет амбициозных и перспективных девушек из стран большой двадцатки (по одной от каждой страны).
Когда проходил отбор, я была на стажировке в Литве и узнала о форуме случайно, буквально за несколько часов до закрытия регистрации. Я бы не успела подать заявку, но мне повезло — из-за большой нагрузки на сайт, он перестал работать и дедлайн продлили на два дня.
На саммите я увидела, что даже перспективные и мотивированные девушки, которые прошли сложную процедуру отбора, не уверены в себе, считают, что они попали на форум случайно и занимают чьё-то место. Тогда мне и стало очевидно, что многие нуждаются в поддержке и нужен большой проект, который покажет девушкам, что их жизнь и успех — это большая ценность.
О чем этот проект? В чем состоит его главная задача?
Наша цель — поддерживать, мотивировать и обучать девушек и молодых женщин в возрасте от 17 до 30 лет, которые заинтересованы в профессиональном развитии и карьерном росте. Мы рассказываем о том, как бороться с гендерным неравенством на рабочем месте и чувствовать себя востребованными на рынке труда. Важная миссия — показать девушкам, что они могут быть абсолютно любыми, выбирать тот стиль жизни и карьеру, которая им действительно нравится.
Во время деловых завтраков мы всегда просим девушек представиться и назвать две вещи, которыми они гордятся. Несмотря на то, что к нам приходя студентки МГИМО, МГУ, ВШЭ, сильные и мотивированные, большинству трудно говорить о своих достижениях и успехах. Девушки часто стесняются себя, преуменьшают свой успех.
Первоначально проект задумывался как лекторий на площадке МГИМО, но потом концепция изменилась. Почему?
Мы увидели, что наша работа интересна широкому кругу девушек: нам писали из других вузов, из разных городов, спрашивали будут ли мероприятия проводиться и на их площадках. Помимо Москвы мы уже провели лекции в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и планируем проведение серии мероприятий на Дальнем Востоке.
Важно масштабировать проект на менее развитые регионы, потому что часто в родных городах амбициозные девушки не находят понимания и поддержки. Тоже самое касается и возможностей для трудоустройства, подготовки к собеседованиям.
Как руководство МГИМО отреагировало на появление в стенах нашего консервативного вуза такого смелого проекта?
В университете нас поддерживает директор Фонда развития МГИМО Марина Алексеевна Петрова и проректор по научной работе Евгений Михайлович Кожокин, через него Анатолий Васильевич Торкунов помогает нам приглашать высокопоставленных спикеров.
Какие изменения ждут проект в этом году?
Мы хотим, чтобы проект менялся и постоянно открываем новые форматы. В этом сезоне мы уделяем больше внимания карьерным мастер-классам, на которых девушки учатся грамотно составлять резюме, правильно использовать HeadHunter, поддерживать и заводить полезные контакты. При этом мы сохраняем наши традиционные форматы — деловые завтраки и лекции с успешными женщинами. Например, недавно мы провели деловой завтрак с Ириной Рейдер, генеральным директором BlaBlaCar в России.
О феминизме, конкурсах красоты и государстве
Как ты считаешь, изменилось ли отношение к женщине как к работнику в российском обществе за последние десять лет?
Это вопрос динамики. Если сравнивать с XIX веком, то кардинально изменилось, но если брать в сравнении с мировой практикой, то нам есть куда расти. В России растет разрыв в оплате труда мужчин и женщин, существуют проблемы с ответственностью за домашнее насилие и все еще есть список запрещенных для женщин профессий.
К сожалению, многие женщины, занимающие высокие государственные посты, не в полной мере знакомы с повседневными проблемами и положением большинства женщин. Находясь на руководящих должностях, они не всегда защищают интересы своей социальной группы, потому что банально не разделяют их. В этом состоит большая загвоздка: в Государственной Думе есть женщины, но это мало что меняет. Яркой иллюстрацией служит известный факт, что законопроект об отмене уголовного наказания за домашнее насилие внесла именно женщина.
Основной трек дискуссии сегодня — равенство возможностей, а не попытка «унифицировать» мужчину и женщину. Так, мы не говорим о том, что любую женщину должны принимать на должность машиниста поезда, но если её профессиональные качества соответствуют требованиям, то не должно быть ни юридических, ни личных оснований для отказа ей в рабочем месте. Конечно, в любом движении существуют группы людей, которые перехватывают повестку, занимают крайнюю точку зрения. Это происходит поскольку в моменты социальных изменений высвобождается очень много нереализованной энергии, боли и агрессии. Такой эффект часто создает негативные стереотипы обо всем движении в целом.
Получается, что люди не до конца понимают, что скрывается за таким социальным явлением, как феминизм?
Да, поэтому мы достаточно аккуратно используем это понятие, только тогда, когда мы точно знаем, что у нас будет возможность напрямую ответить на критику и обеспечить диалог. В России существует проблема с пониманием феминизма. Мы живем в информационном поле, где, согласно недавним опросам, 62% жителей считают, что нужно стремиться к равенству полов, но при этом 55% респондентов выступают против феминизма. Это результат достаточно поверхностного знакомства с темой равноправия. Феминизм, это, в первую очередь, про равенство мужчины и женщины, а не про матриархат.
Необходимо больше работать не только над социальным образом феминизма, но и над пониманием ответственности государства за формирование комфортной среды, где каждый имеет равные возможности. Ведь, в общем-то, не так уж и важно, как называется то или иное социальное явление, намного важнее понимание, что никого нельзя дискриминировать и унижать. По словам министра экономического развития Максима Орешкина, рост женской занятости в России с 57% до 61% мог бы добавить ВВП России до 4%. Так что равноправие еще и экономически выгодно.
Ты заговорила о социальных обязательствах государства. Какое отношение у государства, на твой взгляд, должно быть к конкурсам красоты?
Я считаю, что такие мероприятия государство поощрять не должно, поскольку формат, в котором людей оценивают как картины на выставке, неприемлем для цивилизованного общества. Да, по сути, собеседование, экзамен, олимпиада, также ранжируют людей в зависимости от их внешних и внутренних качеств, проявленных в конкретном моменте. Однако, в таких ситуациях это вынужденная мера, необходимая в рамках конкурентного рынка труда. Конкурсы красоты же не ведут ни к чему, способствуя лишь дегуманизации общества и превращению женщины в трофей или украшение. Общество, которое больше прочих качеств ценит красоту женщины, обесценивает девушек и говорит им, что они не должны строить карьеру, получать образование, потому что это не их основная задача. Государству стоит дистанцироваться от подобных мероприятий и поощрять развитие индивидуальности как у женщин, так и у мужчин. Федеральный центр обладает значительным ресурсом влияния на общественное мнение и может выступать инициатором прогрессивных изменений.
В одном из своих интервью ты говорила, что то, чем ты сейчас занимаешься, помогает тебе приблизиться к той женщине, которой хочешь быть. А какая она, эта женщина?
Я стараюсь быть сильной и уверенной в себе, чтобы команда и близкие люди чувствовали мою заботу и были уверенны в завтрашнем дне. Я вижу себя лидером, который отвечает за свои слова и поступки и создает комфортную среду для жизни людей. Для меня важно, чтобы никто не мог сказать про меня, что я добилась чего-то благодаря покровительству. Самое важное, хочется быть со всеми на равных, быть открытой и сохранять в себе человека.