«Нас всегда учили оставаться мужчинами и не искать обходных путей»

ТЕКСТ  Екатерина Ремизова
Просмотров 2791    / Октябрь 2019 /
У четверокурсника Никиты Клепикова – первый взрослый разряд по классической борьбе. Он выступал на Спартакиаде, тренировался в одном зале с многократными олимпийскими чемпионами и знает, в чем секрет успеха Хабиба Нурмагомедова.

Помнишь ли ты, как прошла твоя первая тренировка?

Она состоялась, когда я учился во втором классе. Тогда я познакомился с моим первым тренером Сергеем Ивановичем Волковым в борцовском зале в Новосибирске. Нас было пятнадцать маленьких пацанов возраста семи-девяти лет. Мне сразу удалось влиться в тренировочный процесс, и я до сих пор помню, какие приемы мы изучали на первых тренировках. Уже тогда мне удалось ощутить борцовский дух, который царит в зале. 

А как ты выступил на первых соревнованиях?

Я тогда проиграл с треском. Это были клубные соревнования, я боролся с парнем, который был на три года старше. Очень большую роль сыграл психологический фактор. Я вышел на ковер и почувствовал, что все смотрят на меня, знал, что где-то в уголке стояли родители, тренер. Позже, кстати, я обыграл этого парня. 

Сейчас, будучи студентом МГИМО, ты по-прежнему занимаешься борьбой? 

Да, и тренируюсь, и участвую в соревнованиях, но теперь уже я представляю университет. В МГИМО есть секция, куда приходят ребята, которые занимаются разными видами единоборств, поэтому найти себе партнера несложно. Иногда я тренируюсь и в Олимпийской деревне, она расположена рядом с МГИМО, там занимаются титулованные борцы, и у меня достаточно много знакомых. 

Сколько раз в неделю ты тренируешься и как проходят тренировки?

Обычно у меня пять тренировок, каждая длится полтора-два часа. Есть тренировки на ковре, есть – в тренажерном зале. У борцов они распределяются в пропорции пятьдесят на пятьдесят. Учеба заканчивается не очень поздно, и после нее я успеваю потренироваться. 

Не всем удается совмещать спорт и учебу, поэтому некоторые спортсмены предпочитают выбрать что-то одно, а именно – спорт. Но это явно не про тебя.

Когда я учился в девятом классе, меня очень заинтересовал МГИМО, я специально приезжал сюда на дни открытых дверей. Я решил, что если удастся поступить, то буду совмещать учебу и спорт. В одиннадцатом классе сделал больший упор на подготовку к экзаменам, но про занятия спортом тоже не забывал. На самом деле многие мои друзья-спортсмены, даже если они учатся не в топовых вузах, всегда стремятся к самообразованию. Это скорее стереотип, что спортсмены не хотят уделять должного времени учебе. 

Я слышала, ты выполняешь колоссальный объем работы в спортивном клубе. Что это за организация?

Не я один, мы работаем большой командой. Многие думают, что Спортивный клуб является частью Студенческого союза, хотя на самом деле это не так. Спортивный клуб МГИМО – это отдельная организация, которая основной задачей ставит популяризацию массового студенческого спорта. В нашем университете можно по пальцам пересчитать студентов, которые имеют высокие достижения в спорте. Мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше людей вели здоровый и активный образ жизни. Мы не призываем человека, который просто хочет следить за здоровьем, изнурять свое тело трехчасовыми тренировками. Это могут быть и занятия йогой, и пробежки по вечерам, и стретчинг – то, что сейчас популярно и даже модно. 

Какие мероприятия вы организуете? 

Мы проводим различные турниры как внутри вуза, так и на межуниверситетском уровне. Иногда делаем это самостоятельно, иногда совместно с кафедрой физического воспитания. В то же время мы организуем мастер-классы, лекции, панельные дискуссии, диалоги. В роли лекторов выступают титулованные спортсмены или люди, которые сегодня играют важную роль в популяризации какого-то вида спорта. Например, мы приглашали Камила Гаджиева в прошлом году. Его заслуга в том, что он один из первых в России научился монетизировать смешанные единоборства. 

Вы приглашали в университет двукратного олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе Романа Власова. Как удалось с ним связаться?

Роман – из Новосибирска, мы земляки. Когда я еще был ребенком, мы тренировались в одном зале, и на протяжении моей борцовской карьеры он присутствовал в моей жизни, был для меня примером. С тех пор мы находимся в постоянном контакте, и договориться о встрече с ним мне не составило труда. 

Ты тренировался и с другим именитым спортсменом – трехкратным олимпийским чемпионом, сибиряком Александром Карелиным. Давало ли тебе это дополнительную мотивацию? 

Конечно. Когда с тобой рядом находятся люди, которые достигли такого успеха, неважно, в спорте или любой другой сфере, это, безусловно, мотивирует. Ты понимаешь, что они все свои силы направляют в одно русло, сконцентрированы на своем деле, не распыляются на множество занятий, у них есть цель, и они достигают ее путем ограничений и иногда даже жертв. 

Какого спортсмена, занимающегося другим видом спорта, ты бы выделил? 

Я бы отметил молодого теннисиста Даниила Медведева. На турнире Большого Шлема он недавно играл с мировой звездой, второй ракеткой мира Рафаэлем Надалем и проявил по ходу матча стойкость характера. Проиграв первые два сета, он продолжил бороться. В такие моменты проявляется не столько талант, сколько трудолюбие и мужество, и это оказывает на меня большое воздействие. 

Смотрел ли ты бой Хабиба Нурмагомедова с Дастином Порье? 

Конечно, смотрел. Я болел за Хабиба, потому что он вывел смешанные единоборства на новый уровень, многое сделал для этого вида спорта. Ведь еще недавно шли дискуссии о том, можно ли вообще считать смешанные единоборства спортом. А сейчас у Хабиба тысячи, десятки тысяч последователей и болельщиков не только в Дагестане, но и по всей стране. Многие начали заниматься единоборствами – неважно, смешанными или несмешанными, – благодаря тому, что делает Хабиб. Он умеет держать свое слово, старается быть сдержанным, не занимается, как сегодня говорят, трештокингом и понимает, что ему нужно для того, чтобы добиться успеха. 

Как ты относишься к тому, что Хабиба часто критикуют за то, что он не всегда убедительно смотрится в стойке?

Да, как правило, он переводит бой в партер. Хабиб – очень сильный борец. Я считаю, что, в принципе, в смешанных единоборствах преимущество всегда будет у борца, а не у боксера или у человека с хорошо поставленной ударной техникой. Поставить ударную технику, на мой взгляд, легче, нежели освоить борцовские приемы. А борьба – это то, чем занимается Хабиб всю жизнь, поэтому всем его соперникам в первую очередь нужно пытаться достать его своими ударными приемами и не переводить бой в борьбу. Но ни у кого из них это не получается, и поэтому в партере Хабибу легко удается довести дело до победного конца. 

Чему тебя научили занятия классической борьбой? 

В первую очередь борьба учит уважать старших. В борцовском зале старшие товарищи – это и тренеры, и более взрослые спортсмены, которые занимаются с тобой, – являются твоими вторыми родителями. Они не только делятся своим опытом, но и, можно сказать, участвуют в твоем воспитании. Нас всегда учили оставаться мужчинами и не искать никаких обходных путей, уловок, с помощью которых можно победить соперника. Нужно делать все честно, искренне. Это и является залогом успеха, только так и можно стать чемпионом.

октябрь 2019