Артур Абраров – дизайнер приложений и своей жизни

ТЕКСТ  Анастасия Бубнова
ФОТО  Ангелина Старкова
Просмотров 2844
После окончания МГИМО Артур Абраров с нуля обучился дизайну мобильных приложений, готовил проекты для крупных компаний, а теперь отвечает за разработку визуальной части финансового стартапа. Он настолько разобрался в различиях приложений для платформ iOS и Android, что уже читает лекции по этой теме в ВШЭ и Британской школе дизайна. Артур рассказал нам, как удалось погрузиться в абсолютно новую сферу, и поделился тонкостями работы на этом рынке. 

Ты выпускник МБДА. Как и почему ты начал заниматься дизайном приложений? 

Я окончил вуз и должен был выбрать, чем буду заниматься в будущем. И тогда мне повезло, я общался с человеком, который стал своего рода ментором для меня – рассказал, как и зачем он перешёл в дизайн, позволил мне тоже попробовать себя в этой сфере. Изучив профессию, я понял, что это очень круто и что надо рискнуть.

Что ты имеешь в виду под фразой «очень круто»?

Есть несколько объективных причин, почему дизайнером приложений быть классно. Эта профессия даёт мне возможность продолжать креативную деятельность.

До этого я проходил практику в KPMG, сидел там весь день в Excel и понял, что ненавижу эту работу, просто терпеть не могу. А дизайн позволил мне применить то, чему я учился в МГИМО, я стал «продуктовым дизайнером» – человеком, который знает, какие есть потребности у пользователей.

Он их анализирует, учитывает техническую часть и делает хороший интерфейс, которым приятно пользоваться. 
В дизайн чаще всего идут ребята, которых, как и меня, возмущает то, что в России нет нормального обучения продуктовому дизайну. И они, скорее всего, самоучки. Следовательно, те, кто чего-то добился, очень интересные люди, потому что они прорывались к этому самостоятельно. С ними есть, о чём поговорить. 
Ещё одна причина – сейчас это очень востребовано. Крупнейшие компании России нанимают хороших, классных дизайнеров. Это нужно и за рубежом. Хороший дизайн везде ценится. Можно уехать куда угодно, просто надо знать язык. Я понимал, что я точно пригожусь.

Ты сказал, что в России негде профессионально учиться дизайну. В таком случае хотелось бы подробнее узнать о твоём самообразовании.

На самом деле, есть где учиться, но таких мест не так много. Моё самообразование состояло из трёх частей, и я считаю их сочетание самым оптимальным подходом. По крайней мере, мне этот подход помог.
Первая – это ментор. Без ментора очень сложно. Когда приходишь в профессию, ты как будто в тумане. А ментор тебе фонариком издалека подсвечивает путь: «Вот туда попробуй пойти». А дальше ты уже пытаешься разобраться. 
Второе – это онлайн-курсы. Даже если у тебя есть ментор, за час разговора он не сможет дать тебе всю необходимую информацию. Всё равно нужно где-то учиться, получать хотя бы базовое понимание того, что такое дизайн. У хороших онлайн-курсов есть такой плюс, что в конце ты, как правило, делаешь проект и выступаешь перед дизайнерами из какой-либо компании. Ты им можешь понравиться, и они тебя возьмут на работу. У меня примерно так и сложилось.
И наконец – практика: надо сидеть и много работать. На старте я по шесть-восемь часов без выходных сидел и трудился. Это время включало в себя около двух часов обучения, трёх часов практики, остальное уходило на изучение референсов. Ты сам себе организуешь работу. Но в основном вся она сводится к тому, чтобы собрать портфолио, показать его работодателю и не умереть от голода. Такой упорный труд поможет стать востребованным специалистом.

Каким был твой первый проект?

Первый хороший проект, за который мне заплатили деньги, был создан для компании «Печь.ру». Они занимаются производством и продажей печей. Я нашёл их на сайте с конкурсами. Это хорошая вещь: ты приходишь туда, делаешь работу по техническому заданию заказчика, и, если ему нравится, он тебя выбирает, платит деньги и продолжает с тобой работать. Я проиграл тот конкурс, но исполнителю понравился, потому что, условно говоря, надоедал. Нашёл его личную почту, написал. Попросил его посмотреть и дать комментарии. В итоге он мне предложил дальше работать, так как одного дизайнера им было мало. Он дал мне новое задание, я его выполнил, и мне за него заплатили где-то тысяч восемь. Это были первые деньги, и кайф был просто безумный. 

Можно ли в начале пути попасть на оплачиваемую стажировку в этой сфере?

Если, например, ты попадёшь на бесплатную программу в студию AIC, то сможешь учиться у лучших ребят, но ничего не будешь за это получать. Лично я сначала работал в двух проектах и зарабатывал там в пределах сорока тысяч рублей. Это были очень маленькие компании и из-за того, что они не могли много дать в плане образования и развития, они оплачивали стажировку. Таких ситуаций лучше избегать и пробиваться в самые лучшие места ради опыта. Не стоит гнаться за деньгами. Они придут чуть позже.

После этого ты работал в агентстве Redmadrobot, а сейчас перешёл в стартап Joompay. В чём разница между работой в этих двух компаниях?

Redmadrobot – это любовь всей жизни, агентство, которое делает лучшие мобильные приложения в России. Я там проработал полтора года и был окружён хорошими, сильными дизайнерами, которые прокачивали мои навыки создания мобильных приложений. Нашей главной задачей было сделать хороший продукт для клиента, чтобы он согласился с нами дальше работать. Заказчиков всегда было много: я поработал с «Ростелекомом», «Азбукой вкуса», банком «Открытие». Это постоянная смена проектов, за счёт чего ты можешь обучаться и пробовать себя в новых направлениях. Это идеальное место для джуниор- и миддл-специалиста.
Но в какой-то момент я почувствовал, что мне нужно своё приложение, которое я буду лелеять и которое я сделаю лучше всех. Не так давно меня позвали в стартап Joompay. Это люксембургская компания с российскими корнями. Она занимается разработкой мобильного приложения в банковской сфере. Я впервые попал в стартап, и прочувствовал, как замечательно его устройство.

У меня есть страх попасть в большую компанию и там продать душу как дизайнер, начать заниматься штампованной деятельностью.

А здесь я практически единственный дизайнер, который отвечает за всю визуальную часть продукта. Ответственность заставляет тебя быстро расти, признавать ошибки и идти дальше. Наверное, в этом главное отличие агентства от стартапа. В агентстве ты делаешь задание для клиента и отвечаешь за качество не так сильно, а в стартапе мы жертвуем своими деньгами, сами себя обеспечиваем, и это всегда интереснее. 

Сколько в среднем людей работает над одним приложением?

Для начала нужен менеджер – человек, который будет общаться со всеми и сделает так, чтобы никто не начал делать что-то не то. Менеджеру нужны несколько специалистов. Человек, который отстроит аналитику приложения, чтобы знать, что там вообще происходит: куда кликают, сколько людей скачивает, сколько пользуются, на каких этапах отваливаются. Ещё нужен дизайнер, который будет воплощать задачи от менеджера, создавать реальный макет приложения.
Дальше нужны разработчики. Если ты делаешь мобильное приложение, тебе нужны как минимум разработчики для iOS и Android. Они создают визуальную часть приложения, делают так, чтобы всё кликалось, проходило, срабатывала анимация и переходы, чтобы в нужных местах данные отправлялись, проходили, и ничего не пропадало. Помимо этого, есть backend. Они занимаются переговорами между приложением и сервером. 
Ещё очень хорошо, если будет тестировщик. Это человек, который проверяет, что все сценарии работают. Пожалуй, всё. Так будет выглядеть основная команда.

Сколько времени в среднем уходит на разработку одного приложения?

Думаю, что где-то за полтора-два месяца при той команде, которую я писал, можно с нуля запустить приложение.

Я читала твою подробную статью про разницу между платформами iOS и Android. Как создавался этот материал?

Redmadrobot сотрудничает со школой Skillbox, и мы записывали новый курс дизайна мобильных приложений. Я читал три модуля. И один из них как раз был про платформы и правильную адаптацию к ним. Сел и начал изучать, в чём состоят отличия. Я их приблизительно понимал, но необходимость разложить информацию по полочкам так, чтобы она была ясна всем новичкам, меня озадачила. Так этим увлёкся и проникся, что решил собрать все возможные отличия, хотя половина из них вообще не нужна на базовом уровне. Это превратилось в очень хороший модуль, которым я горжусь. 
Материал получился качественный. Я читал пару лекций внутри компании и написал статью, которая очень хорошо была принята публикой. Благодаря этому опыту я разобрался в основах технической составляющей, на которую я потом начал наслаивать визуальные вопросы, графику, цвет – то, что составляет эмоциональную часть восприятия приложения. Что интересно, до меня этого настолько подробно практически никто не делал, лишь в маленьких объёмах. 

Получается, это уникальный материал?

Да, вышел уникальным. Нам даже написали из зарубежного онлайн-журнала и сказали: «Давайте мы переведём и опубликуем с упоминанием вас». Перевели, и классно получилось. С тех пор ко мне привязалась роль человека, который всегда рассказывает про отличия платформ. Меня от директора Redmadrobot отправили в Вышку прочитать пару лекций. Ещё приглашали в Британскую высшую школу дизайна. 

Занятия проходили в формате мастер-классов?

В Вышке – да. А в Британке нужен был человек на четырёхдневный интенсив для ребят, которые ещё не поняли, нужна им эта профессия или нет. Тут появляюсь я и говорю: «Да, конечно нужна». Опыт хороший, я обожаю преподавать, это меня всегда заряжает энергией. 

Как ты уже сказал, рынок приложений – сейчас перспективная сфера. Как она развивается?

Можно выделить две тенденции, которые я сейчас наблюдаю. Первая – это возникновение супераппов, суперприложений. Она пришла к нам с азиатского рынка, где в мессенджере WeChat ты можешь не только переписываться, но и делать уйму других вещей: заказывать билеты, еду, записываться в салоны и много всего другого. То же самое мы можем наблюдать сейчас в России. По-моему, первым это сделал Тинькофф, когда у них появились сервисы. Есть ещё яркий пример «ВКонтакте», который сделал огромного монстра из своего приложения, в котором теперь есть всё. «Яндекс.Такси» превратился в «ЯндексGo» и тоже стал супераппом, где можно заказать такси, доставку еды, каршеринг, посмотреть расписание автобусов.
Вторая тенденция свойственна именно России. Она заключается в появлении очень крупных экосистем. Возможно, их будет становиться всё меньше и меньше, и в какой-то момент просто весь рынок будет поделен ими. Экосистемы «Яндекса», «Сбера», «Тинькофф Банка», Mail –  это огромные гиганты. В какой-то момент люди будут уходить не из компании в компанию, а переходить в разные отделы внутри одной экосистемы. Как наёмный сотрудник, я, конечно, расстраиваюсь. Я хочу, чтобы было много разных компаний, и они друг с другом конкурировали за нас, специалистов, а не так, чтобы они меня поглотили и всё, я пропал.

Какие приложения сейчас наиболее популярны?

Короли бала – социальные сети, которые сейчас агрессивно залезают во всевозможные направления: Facebook и Instagram развивают, например, финансовые проекты. Следующие по популярности – финансовые приложения. Они вбирают в себя самое лучшее. Во-первых, потому что ими пользуется огромное количество людей, во-вторых, потому что у них много денег. Они могут себе позволить поэкспериментировать. Наконец – это лайфстайл. Тут всё очень банально. Чем пользуешься, то и в тренде.

Какими приложениями ты восхищаешься?

Пожалуй, это Balance, Local Kitchen, Telegram, Nike Training, Cash App.

Что, на твой взгляд, отличает эти приложения от менее качественных?

Я хочу ответить как дизайнер. Очень многое основано на отношении к разработке. Думаю, хороший дизайн состоит из двух вещей: сильная команда с большим опытом и полная концентрация на пользователя.

Правильный подход – тот, при котором мы понимаем, что пользователям нужно и чего не хватает. 

Есть ли в твоём портфолио проекты, которыми ты мог бы гордиться?

Хороший вопрос. В Redmadrobot я, как правило, развивал то, что уже существует. Скорее, обучался, тогда я всё-таки был слабеньким дизайнером. Последним моим проектом в студии был «Ростелеком.Ключ». Мы провели большой редизайн, и я думаю, что приложение получилось очень чистым и удобным. На мой взгляд, оно отвечает правилам современного дизайна, я доволен итогом работы. Но я в настоящем восторге от того, что мы делаем сейчас в Joompay. Это приложение мы скоро опубликуем.

Для всех, кого заинтересовала тема, советуем посмотреть телеграм-канал Артура «Шире», в котором он делится наблюдениями в сфере продуктового дизайна и личной продуктивности.

февраль 2021