Никита Белоголовцев: от звездной болезни до «Яндекс.Дзена»

ТЕКСТ  Мария Беликова
ФОТО  Валерия ИлюхинаАрхив героя
Просмотров 5994    / Февраль 2021 /
Уже на четвертом курсе МЖ Никита Белоголовцев вел программы на «ТВЦ» и «О2ТВ», а после окончания МГИМО – работал на «России-2» и «Дожде», основал самый популярный в России портал об образовании «Мел» и стал его первым главным редактором. Сейчас он руководит отделом сторителлинга в «Яндекс.Дзене», где создает возможности для новых авторов. Мы поговорили с Никитой о том, каково это, вести свою программу и руководить целой редакцией уже в студенческие годы, почему сегодня начинающим журналистам проще найти себя и сколько зарабатывают блогеры в «Яндекс.Дзене».

Как так получилось, что на четвертом курсе вы уже работали на двух телеканалах?  

Сначала я попал на О2ТВ. Тогда это был относительно популярный молодежный канал с большим количеством общественно-политического контента. Предыдущая команда канала ушла на «Маяк», им срочно нужны были новые люди и их набирали буквально по объявлению. Моя знакомая как раз работала с помощницей Василия Бровко (тогда продюсера канала). Она меня позвала, мы записали один пилот, а через неделю я уже провел свой первый часовой прямой эфир. В итоге там я стал руководить новостной и общественно-политической редакцией, а параллельно начал еще и вести ток-шоу «Только ночью» на канале «ТВЦ».  

Сложно было совмещать работу на двух телеканалах и учебу в МГИМО? 

Да нормально, телек – это же не завод, где ты в восемь утра приходишь, а в пять уходишь. Правда, на последнем курсе меня накрыла звездная болезнь. Я считал себя крутым-прекрутым, думал, что не нужно ничего учить, пересдавать экзамены. Ведь я уже учился в крутом вузе, работал на двух телеканалах, денег по потребностям 22-летнего парня зарабатывал дофига. Ко мне в прямой эфир на один телеканал приходил Владимир Жириновский, на другой – Андрей Макаревич, и я говорил с ними на равных. Еще sex&drugs&rock'n roll ко всему прочему. Вот мне и подснесло немного башню. Я тогда расстался с девушкой (моей нынешней женой), поссорился с родителями, ушел из дома… Неприятное было время. Такое, наверное, случается с любым человеком, который слишком быстро достигает какого-то профессионального успеха и относительно широкой известности.  Главное, в такой ситуации не дать себе упасть слишком низко, а то потом тяжело подниматься. И чтобы в нужный момент рядом оказались люди, которые дали тебе подзатыльник.   

Кто дал подзатыльник вам?  

От совсем неприятных историй меня тогда спасли друзья с курса, которые меня встряхнули и заставили взяться за голову. В итоге я ушел в академ и закончил вуз на год позже с курсом моего брата.  

Сейчас начинающим журналистам продвинуться сложнее или проще? 

Гораздо проще. Сейчас ты можешь ни от кого не зависеть и обладать огромной аудиторией прямо на старте. Лет десять назад были какие-то возможности типа ЖЖ, но все равно известность и узнаваемость зависели от того, дадут ли тебе рупор: газетную колонку, телеэфир или рубрику. Тогда на все влияли ретрансляторы сигнала. Грубо говоря, ты приходил на кастинг, и если ты не был первым, уже не важно, на каком ты там месте: работа уже не твоя.

Раньше ты всегда был ограничен количеством кастингов. А сейчас – нет, бери и заводи 16 блогов на 26 платформах и долбись, пока один из них не станет успешным. 

Как именно сейчас на своем контенте зарабатывают авторы того же «Яндекс.Дзена»?  

Можно заработать тремя способами. Прежде всего, когда блог достигает определенной популярности, ты можешь подключить простую монетизацию: в статьях появятся рекламные блоки, и «Яндекс» будет делиться доходом от них. Большинство авторов так и зарабатывает. Можно также заработать на нативной рекламе. Или на товарных виджетах. Это когда человек листает ленту, видит статью, например, о самых необычных московских дворах, читает ее, а в конце узнает, как там можно приобрести квартиру. Я как раз отвечаю за рекламный контент – моя команда занимается маркетингом, учит писать классные тексты, настраивать рекламу. 

Сколько можно так заработать? 

По-разному. От 10 до 300 тысяч рублей. 

Зачем вы сами пишете на «Дзене»? Это же не входит в ваши обязанности?  

Нет, не входит, но в конце прошлого года мне захотелось лучше понять, как работает наша платформа. Я вообще считаю, что если ты менеджер платформы на относительно высокой позиции, ты обязан понимать, как в ней все устроено. Это как хозяин пиццерии должен иногда постоять у печи. Поэтому решил попробовать заработать на своем блоге, чтобы лучше понимать наших авторов.  

И сколько вам удалось заработать?  

В свой лучший месяц я заработал больше 45 тысяч рублей и был этим доволен. 

На ваш взгляд, обесценивают ли такие платформы как «Яндекс.Дзен» журналистское образование?  

Журналистское образование – это, в принципе, довольно условная вещь. Но я не думаю, что оно больше не нужно. Лично я в МГИМО получил хорошую гуманитарную базу. Когда у нас преподавал Легойда, он любил говорить, что «образование – это то, что остается в голове после лекций».

Мне ближе другая формулировка: «образование – это то, насколько осмысленно ты понимаешь, что тебе нужно гуглить».

В этом плане гуманитарные науки очень хорошо помогают. 

А как быть с тем, что некачественные статьи с речевыми ошибками, по типу «Топ-5 худших знаков зодиака», набирают в «Яндекс.Дзене» больше просмотров, чем профессиональные тексты об искусстве?

Очень просто. Если ты заходишь по ссылке, чтобы это прочитать, значит, автор сделал свою работу хо-ро-шо! Абсолютно во все времена заметки о худших знаках зодиака набирали больше аудитории. Блог-платформы просто заменили газеты. Неправильно считать, что потребитель медиа 1920-ого года начинал утро с заметки об искусстве. Люди любят говорить, что блог-платформы и алгоритмы породили кликбейт. А вы посмотрите передовицы The Sunday Times и узнаете, что такое кликбейт на самом деле. Другой момент  –  конечно, каждый автор должен быть честен с собой и отдавать себе отчет в том, какую цель он преследует в материале. И если эта статья сделана чисто ради кликбейта, нужно себе в этом признаться и не пытаться выдавать ее за качественный контент.

Все-таки главная ценность в современном мире – это время. Поэтому задача человека, работающего в медиа, – сделать так, чтобы читатель был рад тому, что он потратил на твой контент свое время. 

Почему вы работаете в медиа, но не хотите стать медиа сами?  

Хочу (смеется). Отчасти лень, отчасти страшно облажаться. Еще ипотека заставляет держаться за более надежный заработок. Плюс я еще не до конца придумал, что это может быть. Но, конечно, хочу, очень хочу. 

А хотели бы вы, чтобы ваши дети продолжили журналистскую династию? 

Меня всегда невероятно забавляли люди, которые смотрят проникновенными глазами в камеру и говорят: «Я никогда не пожелаю этого своим детям, это тяжелый труд…» Да это же все фигня! Называйте вещи своими именами. Я вот невероятно доволен тем, как складывается моя жизнь и карьера: у меня крутая семья, классные дети, квартира в красивом доме, я работаю в «Яндексе», где многие мечтали бы работать. Это же офигенно! И я буду рад, если у моих детей будет так же. И буду рад, если будет не так. 

февраль 2021