Elementar’ный бизнес

ТЕКСТ  Варвара Кеня
Просмотров 3043    / Март 2021 /
Если вы, как и многие москвичи, не любите часами выбирать продукты в магазине, а потом не меньше времени проводить за готовкой на кухне, возможно, вы слышали о фуд-сервисе Elemantaree – доставке готовых ингредиентов с набором рецептов на неделю. Идея создания этого сервиса принадлежит выпускнице МГИМО и Гарвардской школы бизнеса Ольге Зиновьевой. Как размышления о смерти могут помочь придумать свой старт-ап, почему иногда стоит брать передышку в погоне за успехом и в чем дедушка Ольги все-таки оказался прав? Об этом она рассказала нам в этом интервью.

Как вы поступили в Гарвард? 

Тогда я уже на протяжении долгого времени работала в McKinsey. Всем сотрудникам компании предоставлялась возможность получить дополнительное образование, в том числе в Гарварде, и я решила ей воспользоваться. Но для меня было важнее даже не получить знания, а скорее просто отдохнуть. Я совмещала работу с учебой начиная со второго курса бакалавриата МГИМО, во время магистратуры работала full-time. Постоянная гонка, нервотрепка. В этой поездке я смогла ненадолго все это отпустить. Короче говоря, основной мотивацией было отдохнуть и посмотреть мир, Америку. Ну, и знания получить, конечно. 

Были другие варианты кроме Гарварда?  

Изначально я планировала поступать в ENSIAD Business school. Это крутая современная американская школа бизнеса, но в России о ней мало кто знает. Плюсом ENSIAD был срок обучения – всего один год. Я тогда входила в 5% самых успешных аналитиков офиса и могла утратить свои позиции в рейтинге из-за долгого перерыва. Гарвард с его двумя годами и более классической программой обучения был запасным вариантом. В итоге меня пригласили в оба университета, и я уже была готова отдать документы в бизнес-школу. Но все решил случай.

Я рассказала своему дедушке, что еду учиться в Америку, но не могу выбрать между Гарвардом и ENSIAD. Дедушка с легким недоумением ответил: «Про Гарвард я знаю, а второй как еще раз называется?» И я поняла, что для успеха зарубежного образования в России лучше брать что-то классическое, известное и солидное. 

Не было соблазна остаться в США?  

Я предприняла ноль шагов, чтобы там остаться. На курсе нас было около десяти русских, а вернулась я одна. Я тогда была большим фанатом России, мне казалось, что здесь можно развивать все, и мне очень хотелось это делать. Поэтому я вернулась.  

Сейчас вы уже не фанат России? 

Сейчас у меня просто более ясное представление. Тогда я мало знала о том, как устроен бизнес в России, насколько здесь большой рынок, сколько денег у потребителей. Сейчас, покрутившись во всем этом, я вижу реальную картинку. И у меня теперь больше опыта, я привыкла работать с русскими инвесторами и предпринимателями, я знаю свою страну.  

Помните ли вы, в какой момент вы захотели создать собственный бизнес? Что стало толчком? 

До идеи создать собственный бизнес я дозрела, конечно, не сразу, только на втором курсе бизнес-школы. Мне кажется, если бы я поехала в ENSIAD, я бы вообще до этого не додумалась. Вернулась бы в свою «гонку» и снова увязла в ней. А идея для бизнеса пришла, как ни странно, из размышлений о смерти. 

На одном из занятий нам дали задание: посчитать, сколько примерно недель осталось до нашей смерти, представить себе свой последний день и понять, о каких своих достижениях мы хотели бы вспомнить в этот момент. Недель оказалось маловато, и это стало толчком – я начала понимать, что мне не нравится позиция наблюдателя, я хочу делать что-то сама, хочу результат, который можно будет пощупать.  

Как вам пришла идея создания Elementaree? 

Во время учебы в Гарварде я начала готовить и, как человек, который до этого не проводил много времени на кухне, столкнулась с еще одной «full-time работой», на которую не подписывалась. Мы тратим очень много времени на действия, напрямую не связанные с готовкой – нужно подобрать рецепт, собрать ингредиенты – а ведь не все есть в магазине у дома – и понять, что делать с остатками. Сервисов с готовыми наборами ингредиентов тогда практически не существовало, и я поняла, что это нетронутая отрасль. Особенно в нашей стране, где мужчины в основном не заглядывают на кухню, всем занимается женщина.  

И при этом многие отрицательно относятся к женщине, руководящей своим бизнесом. Сталкивались ли вы с таким отношением? 

Когда организуешь бизнес сама, есть давление со всех сторон. У всех родственников и друзей дефолтная реакция – вопрос «Зачем тебе эти сложности?». С другой стороны, есть давление и со стороны людей из моей сферы. Когда ты мужчина, ты спокойно общаешься с инвесторами, когда ты женщина – тебе нужно доказать, что ты действительно разбираешься в своем деле. Кроме того, есть методы «неофициальных переговоров», но мне они не подходят – я не пью и не хожу в баню. Сложностей много, но, когда тебе нужен инвестор, ты не можешь агрессивно-феминистски ответить на странную реакцию. Я вообще легко приспосабливаюсь к любым ситуациям, поэтому мне проще подыграть мужчинам, чем идти напролом. 

Как вы поняли, что ваша идея стоит того, чтобы её услышали и продвигали? Как поверили в себя? 

Я просто нашла идею, полезную для всех, и для меня в том числе. И мне было важно чувство драйва от того, что я делаю. На втором курсе Гарварда можно было выбрать профессора и создать с ним свой бизнес-план. Мне повезло, и моим куратором в разработке проекта стал бывший генеральный директор сети супермаркетов в США. Нас объединило желание развиваться, он научил меня видеть ситуацию целиком, но в тоже время внимательно относиться к деталям.  

На ваш взгляд, нужны ли наставники в процессе создания бизнеса? 

Наставники, безусловно, важны, они сэкономят вам много времени. Главное – помнить, что работа с наставником эффективна, когда ты приходишь с проблемой и самостоятельными попытками ее решить.

Никто не примет лучшее решение для бизнеса, кроме тебя – его создателя. 

Кроме того, наставник должен быть из твоей сферы. С тем преподавателем из Гарварда не получилось продолжить общение как с наставником, когда я начала бизнес в России, потому что наша страна все-таки сильно отличается от США в этом плане. 

Какую роль вы отводите университетскому образованию в сфере бизнеса? 

Проблема высшего образования и в сфере бизнеса, и вообще – неактуальность. Мир быстро развивается, зачастую то, что люди учат сейчас, уже лет пять как неактуально. Веками вырабатывался подход к образованию как к закачиванию большого объема информации, но все изменилось, теперь глупо делать из людей плохую версию Google-поисковика. Нужен следующий уровень, новые инструменты преподавания. Гарвард, например, уже выкладывает многие свои курсы онлайн, что дает возможность людям быстрее получить хорошее узконаправленное образование, занимаясь при этом делом, то есть учась и в теории, и на практике сразу. Я пошла по классическому пути высшего образования – бакалавриат, магистратура, – потому что не видела себя предпринимателем. Но в принципе, 

если человек уже понимает, что он хочет иметь собственное дело, то он может сразу его начинать, а потом идти на курсы или в университет.  

Какие советы вы бы дали студентам МГИМО, желающим создать свой бизнес?  

  1. Учить английский, как завещал преподаватель с кафедры экономической теории Роман Владимирович Огоньков! Он говорил нам, что свои «странные» иностранные языки мы можем знать на любом уровне, а вот английский – только на высочайшем, чтобы спокойно жить и работать в любой стране. 

  1. Не ждать и не откладывать. Если есть идея, то уже сейчас, будучи в университете, можно запустить свой проект. 

  1. Найти большой и быстро растущий рынок, сферу. 

  1. Не сильно париться по поводу продукта и конечного результата. Все придет в процессе. 

  1. Найти опытного наставника. 

  1. Развить в себе умение четко формулировать вопросы, брать на себя ответственность и не бояться менять команду и тактику, если что-то не получается.  

март 2021