«Танцы для меня – свобода, и мне хотелось, чтобы они такими и оставались»
Почему ты, активно занимаясь хореографией всё детство, решила не поступать в хореографическое училище?
В 10 лет по приглашению своего педагога Натальи Александровны Ильиной я попала в театр «Содружество актёров Таганки», где танцевала в детском спектакле и познакомилась с театральной жизнью изнутри. Тогда я поняла, что хочу получить другое высшее образование, оставив хореографию в качестве хобби. Причиной такой резкой смены планов стало осознание того, что я не хочу ограничивать свою жизнь сценой и быть зависимой от хореографии. Это профессия непостоянна – в любой момент может случиться травма или любая другая проблема со здоровьем, которая лишит возможности профессионального развития.
Танцы для меня – свобода, и мне хотелось, чтобы они такими и оставались. Ведь, когда танцы – твой единственный способ заработка, эта свобода, к сожалению, исчезает.
То есть хореография в какой-то момент ушла на второй план?
Как ни странно, решение поступать в «нетворческий» вуз, никак не повлияло на количество танцев в моей жизни. Я занималась 3-4 раза в неделю, после школы. В то времена я была участницей Ансамбля народного танца «Фантазия», с которым часто ездила на международные фестивали, конкурсы и концерты. Именно он дал мне прекрасную базу для дальнейшего развития в области хореографии.
Почему ты выбрала именно МГИМО и факультет МП?
История знакомства с МГИМО тоже связана с танцами. Уже в старшей школе, когда нужно было выбирать, куда поступать, я сомневалась между несколькими вариантами: творческий факультет (история искусств, например), консерватория (потому что я тогда серьёзно занималась академическим вокалом в музыкальной школе) и МГИМО, привлекавший меня своей международной направленностью. В 10 классе меня пригласили на бал МГИМО, где я познакомилась со студентами с разных факультетов. Они так увлеченно рассказывали о своём университете, причём не только об учебе, но и о студенческой жизни, что я по-новому открыла для себя этот вуз. Я выбрала факультет МП, посчитав его наиболее интересным вариантом для базового гуманитарного образования.
Как ты продолжала совмещать творчество и учёбу?
Поступив в МГИМО, я поняла, что не хочу бросать творчество. И физически, и морально было трудно. Но я была готова приходить домой в 11 вечера после репетиций и делать переводы по английскому и французскому, но не бросать любимое хобби. На первых курсах я продолжала танцевать в молодежной группе народного ансамбля и начала вести танцевальные репетиции для студентов МГИМО. А дальше в мою жизнь пришел балет. После занятий у меня появлялась мотивация не останавливаться, несмотря на все трудности. Именно это «совмещение несовместимого» научило меня грамотно расставлять приоритеты и эффективно распределять время.
В МГИМО ты даже основала танцевальную студию, расскажи, как тебе пришла такая идея?
На первом курсе мы с подругой Никой Савчук основали студию Il mondo. Создать собственный танцевальный коллектив было нашей давней мечтой. Мы хотели открыть студию не только чтобы самим продолжать заниматься танцами, но и чтобы делиться ими со всеми. В университете всегда очень много креативных ребят, и нам было интересно выявлять таланты и помогать им в развитии.
В чем была уникальность студии?
Это была первая танцевальная студия в МГИМО, специализировавшаяся на смешении танцевальных стилей. Мы занимались и бальными, и народными, и современными танцами. Все занятия вели сами. Ставили танцевальные номера и выступали с ними как на внутренних мероприятиях вуза, так и за пределами МГИМО.
Проводили мастер-классы – приглашали профессиональных танцоров разных жанров и стилей. Например, мастер-классы по капоэйре, ирландским танцам, хастлу. Это были популярные мероприятия, они были открыты для всех желающих, не только для постоянных участников студии.
Как возникла идея создать команду по чирлиндингу?
Со временем мы поняли, что в МГИМО до сих пор нет команды по чирлидингу, хотя спортивные мероприятия проводятся часто. Поэтому решили сформировать её на базе студии. Сначала провели несколько мастер-классов, а затем уже собрали команду. Два года мы тренировались и выступали на спортивных соревнованиях МГИМО, сотрудничали со спортивным комплексом.
Сейчас Il mondo не работает, есть ли шанс, что студия возобновит свою работу?
Когда мы с Никой окончили МГИМО, студия Il mondo прекратила свою работу. Сейчас проект в стадии «заморозки», но, возможно, мы еще вернемся! Мы решили не передавать студию кому-то после выпуска. Поэтому закрыть её было нашим взвешенным и обдуманным решением. Я уверена, что в МГИМО еще будут появляться новые подобные проекты. С каждым поколением рождается все больше и больше замечательных студенческих организаций.
После выпуска ты продолжаешь профессионально заниматься танцами?
Сейчас я балерина-любитель, участница Московской балетной команды BALLET DREAM RU.
Расскажи, почему ты решила стать участницей этого проекта?
Balletdream – уникальная балетная группа, где танцоры-любители с хореографической подготовкой выступают на одной сцене с профессиональными артистами балета из московских театров. В детстве, танцуя с ансамблем на сцене, я мечтала попасть в полноценный балетный спектакль, что казалось тогда чем-то нереальным. И чудесным образом эта мечта сбылась.
В Balletdream я попала на 4 курсе, тренировки тогда проходили 4 раза в неделю с 20 до 22, а у меня – написание диплома и подготовка к экзаменам. Но я поняла: либо сейчас, либо никогда. Начались поздние репетиции. В перерывах – университетские домашние задания, каждая минута на счету.
В начале планировала принять участие в одном балетном проекте на 3-4 месяца, но это оказалось только начало. Я осталась в группе и танцую в Balletdream уже третий год. «Следуй за мечтой» – девиз нашей команды!
Какая была твоя первая роль, исполненная в Balletdream?
Когда я только пришла, думала, что постою где-нибудь в кордебалете, но мне сразу дали сольную партию – роль русской невесты в балете «Лебединое озеро». Конечно, первая премьера – самая запоминающаяся. Она проходила в театре «Ромен».
В каких балетных постановках ты участвовала за 3 года работы в команде?
У нас поставлено уже много балетов. Я танцевала партию Жизели в балете «Жизель», роль Китри в «Дон Кихоте», русскую невесту и другие партии в «Лебедином озере», роль Гамзатти в «Боядерке». Это потрясающая возможность – исполнять сольные партии в знаменитых балетах!
Помимо участия в команде Balletdream ты преподаёшь в Знаменской гимназии, где основала детскую хореографическую студию. Почему ты начала преподавать?
Преподавание в Знаменской гимназии – один из проектов, объединяющий два моих любимых вида деятельности – хореографию и педагогику. Работать там я начала на первом курсе магистратуры МГУ. Тогда же я получала дополнительное образование на специальных курсах для педагогов-хореографов. Для учеников гимназии хореография – обязательный предмет, они посещают его с удовольствием.
Для меня преподавание хореографии – не просто демонстрация правильных движений и занятия ритмикой. Это прежде всего умение налаживать контакт с разными детьми, возможность раскрыть и развить их талант, привить эстетический вкус.
Существует стереотип, что педагоги-хореографы очень жесткие и требовательные по отношению к ученикам. Ты строгий педагог?
У меня не было цели строить из себя строгого и недосягаемого педагога. Но я хотела сохранить очень важную и тонкую грань. С одной стороны, оставаться открытой к общению, добиться доверия, когда ученики могут и спросить совета, и попросить о помощи. С другой — быть для них педагогом и старшим наставником. Я счастлива, что нам с ребятами удалось найти баланс, основанный на взаимоуважении.
Что тебе больше всего нравится в работе с детьми?
Находить к ним подход. Я никогда не стараюсь относиться ко всем одинаково, потому что понимаю, что у каждого ребенка разные физические возможности. Заставлять ученика выворачивать ноги на 180 градусов, если пока по данным он не может, я не буду.
С кем и почему тебе сложнее работать: с маленькими детьми или со старшеклассниками?
У меня нет предпочтений в том, с кем я работаю, это все разный опыт. От маленьких детей я получаю больше эмоциональной отдачи: они смотрят на тебя как на настоящую балерину. С ними самое тяжелое – постоянный контроль. Нельзя ни на секунду отвлечься, потому что за эту секунду с ребенком может произойти всё что угодно, а ответственность лежит на тебе. От этого сильнее устаешь. Но мне нравится смотреть на их динамику и прогресс, которые видны уже за первые месяцы работы. Это мотивирует!
Со старшими группами всё по-другому. Мне с ними легко, потому что они быстрее понимают, что требуется. Но завоевать их доверие тяжелее. Со старшими так: либо они тебя принимают, и работа складывается, либо нет. Здесь важно сделать так, чтобы этот процесс приносил им удовольствие и вызывал интерес. Помимо уроков хореографии у старшеклассников экзамены, сложная учебная программа, поэтому хочется, чтобы на танцах они действительно чувствовали себя счастливыми.
Мне нравится работать со сложными детьми. То есть с теми, у кого есть какие-то физические или эмоциональные особенности. Я всегда радуюсь, когда получается помочь ребенку преодолеть эти трудности.
Какого главного принципа в преподавании ты придерживаешься?
Не выделять кого-то одного из группы и не сравнивать ребят друг с другом. В наших детских спектаклях не бывает единственного солиста. Стараюсь подобрать роль для каждого в соответствии с его особенностями. Мне нравится на сольные партии выбирать детей, которые по физическим данным, казалось бы, недотягивают. Специально подбираю под них хореографию, чтобы не боялись пробовать и поверили в свои силы.
Ты работала с детьми еще в МГИМО, в волонтерской организации «Друзья детей Кондровского детского дома». Что входило в твои обязанности?
Я занималась набором и подбором волонтеров, их адаптацией, мотивацией. Организовывала и проводила корпоративные мероприятия, работала с теми, кто чувствовал эмоциональное выгорание. Именно тогда я решила поступить в магистратуру на HR. В МГИМО таких программ не было, поэтому я выбрала МГУ.
А сейчас ты состоишь в волонтерских или благотворительных организациях?
Я все ещё состою в «Друзьях детей Кондровского детского дома», из-за пандемии мы немного изменили формат нашей работы. Детский дом находится в Калужской области и пока еще закрыт на карантин. Поэтому мы продолжаем работать со своими подопечными онлайн, всегда остаемся с ними на связи.
Помимо этого мне довелось участвовать в волонтерской программе от Института русского языка имени А.С. Пушкина – «Послы русского языка в мире». До пандемии в рамках этой программы проводились разные экспедиции, например, мы ездили в Армению. Цель таких поездок – раскрыть и показать красоту русского языка и заинтересовать нашей культурой и искусством ребят из других стран.
Какой ты видишь свою идеальную работу?
Я точно не человек одной профессии, мне нравится совмещение моих интересов! В моей идеальной картине мира я бы хотела соединить все свои навыки, умения и хобби в один масштабный проект.
Сейчас у меня идеальное сочетание. Хобби – балет – остается хобби, но на более серьезном уровне. А профессия – педагогика – связана с творчеством и работой с детьми. А в волонтёрских проектах востребованными оказались моё образование, знания в юриспруденции и HR. Я счастлива!
Никогда не думала, что моя работа будет связана с танцами. Если бы мне еще 4 года назад сказали, что я буду вести хореографию в школе и танцевать в балете, я бы сильно удивилась. Но балет сам нашел меня. И я этому безумно рада!
Какой совет ты можешь дать тем, кто боится выбирать творчество как основную деятельность?
Никогда не думайте стереотипно! Не нужно бояться изменить что-то, в какой-то момент сойти с начерченного заранее вектора. Многие думают, что после окончания определенного факультета, они уже не смогут сменить род деятельности. Нет! Я нисколько не жалею, что проучилась 4 года на факультете права в МГИМО. Я уверена, что эти знания мне еще помогут и пригодятся. Я всем сердцем благодарна университету, ведь именно там я поняла, чем действительно хочу заниматься в жизни.
Всегда следуйте за своей мечтой и не слушайте тех, кто говорит, что ничего не выйдет. Не бойтесь быть гибкими, и тогда все точно сбудется!