Бренды и тренды: как изменится мир после пандемии?

ТЕКСТ  Жанна Акименко
ФОТО  Никита Суслов
Просмотров 2721
Почему связи и контакты с другими людьми становятся всё важнее не только для выпускников вузов при поиске работы, но и для всего общества в целом с наступлением пандемии? Об этом мы поговорили с сотрудником агентства Electric Brand Consultants, создателем сообщества 2b.mgimo-style Михаилом Бобылевым. Он также поделился историей своего первого трудоустройства, дал несколько советов выпускникам и рассказал о формировании личного бренда, тенденциях в маркетинге и PR.

В декабре ваша команда опубликовала большое исследование про будущее мира после пандемии. Почему вы решили заняться изучением этой темы и как оно проходило?

Когда начался локдаун и многие процессы приостановились, у нас появилось время, и мы с коллегами и партнёрами из компании Presium решили провести собственное исследование на волновавшую всех тему. Используя свои контакты, мы опросили большое количество экспертов из самых разных областей, нам даже удалось взять комментарий у американского актёра Тома Хэнкса. 

По итогу исследования, как ты считаешь, мир на самом деле стал другим после пандемии? Или это только временные трудности?

Главный посыл нашего труда в том, что мир действительно изменился, но не из-за пандемии. Он менялся какое-то время до этого, но это происходило достаточно незаметно, особенно, если говорить об изменениях на уровне жизни каждого отдельного человека. Коронавирус заставил взглянуть критически на происходящее и оценить силу влияния технологий на нашу жизнь. До этого они были для нас чем-то обыденным, но во время пандемии мы осознали, что благодаря технологиям можем жить совершенно по-другому: совсем иначе общаться, учиться, работать и многое другое. Конечно, трудности, которые мы сейчас испытываем, временные. Но прошлой жизнь уже не будет. Пандемия стала некой отметкой, благодаря которой мы сможем отсчитывать начало новой эпохи. 

По результатам исследования, какие наиболее важные изменения внесла в нашу жизнь пандемия? 

Мы будем больше внимания уделять здоровью. Люди стали сильно переживать на этот счет, да и у всех нас время от времени возникает некая ипохондрия. Ношение масок и другие меры предосторожности прочно войдут в нашу жизнь, что особенно относится к жителям мегаполисов. 

Но главные изменения связаны с тем, как мы общаемся с другими людьми, с нашим восприятием социализации в принципе. Думаю, в будущем люди будут более тщательно относиться к своим контактам, но не в том смысле, что они начнут меньше общаться и реже посещать какие-либо мероприятия. Скорее, будут обращать больше внимания на то, с кем они проводят время, кто их окружает. 

Важный вывод из нашего исследования заключается в том, что в результате пандемии люди начнут стремиться к большей коллективности. Всеобщая самоизоляция и карантин выявили разобщенность индивидуалистического общества, обнаружилось, насколько хрупки наши контакты с другими людьми и то, как сильно они в них на самом деле нуждаются. Поэтому в будущем мы будем стараться создавать более осмысленные взаимосвязи друг с другом, постепенно будут возвращаться идеи коллективизма и, возможно, даже социализма.

МГИМО как раз известно тесным сообществом студентов и выпускников. Например, созданное тобой объединение 2b.mgimo-style позволяет мгимовцам помогать друг другу с трудоустройством. У нас действительно есть такое преимущество? 

Студенческие контакты очень помогают в профессиональной деятельности. Это относится не только к друзьям, но к любым знакомствам, которые мы заводим в течение университетской жизни. Распространено мнение о том, что выпускники МГИМО всегда поддерживают друг друга, и я сталкивался с этим много раз. Возможно, и в других университетах есть такая корпоративная солидарность. В МГИМО это чувство особенно воспитывается в студентах, и это тот ресурс, который нужно использовать. 

А как удалось найти первую работу тебе? Чему научил тебя твой первый проект?

Моя первая работа после четвертого курса была связана с организацией «Московского урбанистического форума», объявление о наборе на который я случайно нашёл во «ВКонтакте». Хоть это была и временная работа, она дала мне определенный опыт в сфере проведения мероприятий и позволила понять, что мне нравится, а что, наоборот, не устраивает и куда хочется двигаться дальше. Позже мне приходилось совмещать две работы с учебой в магистратуре. Я очень старался успевать всё, и у меня это получалось. Я научился управлению временем, а также азам дисциплины на рабочем месте – вещам, которым не учат в университете. Однако это было тяжело и, как мне кажется, после университета лучше не торопиться забивать всё время работой. Нужно правильно оценивать силы и всегда оставлять время на отдых.

Сейчас твоя работа связана с формированием и продвижением брендов. Чем именно ты занимаешься?

Да, я являюсь бренд-консультантом в компании Electric Brand Consultants, занимающейся созданием брендов и предоставляющей коммуникационные услуги. Как правило, я провожу маркетинговые исследования, изучаю бренд заказчика и бренды конкурентов, анализирую рынок. Затем я показываю результаты проделанной работы клиенту, делюсь своими выводами и предлагаю наиболее эффективную стратегию продвижения. Дальше я выступаю уже в качестве куратора, то есть контролирую дальнейшее развитие бренда. 

Особенность моей текущей работы заключается в том, что она объединяет в себе различные компетенции: часть работы я провожу как аналитик, часть как стратег, а также сотрудничаю с дизайнерами и другими участниками рекламной кампании. 

Какие навыки и умения сегодня особенно востребованы на рынке труда в сферах маркетинга и PR? 

Больше всего ценятся soft skills: уровень эрудиции, умение находить общий язык с людьми, искать подходы к решению возникающих проблем и так далее. Это всё то, что связано с общением и нахождением в обществе. Как ни странно, эти навыки сейчас есть далеко не у всех выпускников даже гуманитарных направлений. Говоря о сфере маркетинга, здесь нужно находить свою специализацию и получать конкретные знания и навыки в той отрасли, в которой ты хочешь профессионально развиваться. Сейчас в этой сфере очень сильно ощущается цифровая трансформация и обязательным становится понимание работы различных digital-инструментов, которые используются для продвижения в сети.

А стоит ли использовать соцсети для формирования личного бренда при поиске работы? Занимаешься ли ты этим?

Я не развивал свой бренд целенаправленно, однако чувствую, что мне нужно больше этим заниматься. В ведении социальных сетей необходимо понимание того, какой образ ты хочешь сформировать у людей и иметь определенную стратегию. В продвижении есть два пути: можно ждать, пока репутация сложится самостоятельно, или работать над ней. В первом случае сложно контролировать восприятие бренда другими и оценивать его самому. Мой бренд складывался постепенно и органично во многом благодаря широкому кругу общения. Здесь важна твоя открытость и отзывчивость, при этом нужно всегда оставаться собой. 

А для продвижения своего проекта стоит придерживаться тех же правил?

Если говорить о стартапах, первым шагом в продвижении является понимание бренда и формулирование его сути. Затем вырабатывается инструментарий, основанный на целях, которые вы хотите достигнуть. К примеру, когда я работал над брендом ДОМ.РФ, первым делом мы определили позиционирование бренда. Оно заключалось в том, что это был институт развития, дающий жителям России уверенность в будущем через комфортное и доступное жильё. Позиционирование позволяет понять, к кому ты обращаешься и с каким посылом. В зависимости от особенностей целевой аудитории ты выбираешь наиболее эффективные каналы коммуникации. Например, ими могут быть конкретные социальные сети, СМИ, которыми пользуются люди, заведения, которые они часто посещают, и так далее. При этом возможностей для рекламы сейчас очень много, а благодаря новым технологиям становится еще больше: с этой целью используются видеоигры, разрабатывается дополненная реальность, система распознавания лиц на улицах и многое другое. 

Какие российские бренды являются наиболее успешными? Чем они выделяются, каковы секреты их успеха? 

Первое, что приходит мне в голову, это российские мультфильмы, например, «Маша и Медведь» или «Смешарики», которые успешно продаются за рубежом. Думаю, что залог их успеха в том, что эта сфера наименее подвержена каким-либо политическим предубеждениям. Они несут добрые, правильные идеи. Можно сказать, что российские бренды в сфере культуры, искусства являются успешными и вполне конкурентноспособными за рубежом. Это та область, в которой требуется нестандартное мышление, свой взгляд на мир – то, что у нас всегда было и есть, и в значительно меньшей степени здесь имеют значение технологии.

февраль 2021