«Хор — это не про развлечения. Это серьезно»

ТЕКСТ  Дарья Назарова
Просмотров 3273    / Ноябрь 2018 /
О том, что в МГИМО есть хор, слышали, наверное, все. Ни одно крупное мероприятие без него не обходится, и каждым своим выступлением коллектив доказывает, что университету нужна музыка. Хорошая музыка, классическая, интересная. Летом Хор МГИМО PROXENOS совершил гастрольный тур по странам Бенилюкса, в октябре выступал в Париже – а когда-то в успех создателя хора, выпускника МЭО Антона Токовинина, почти никто не верил. Весной Антон Токовинин уедет на работу в Посольство России в Париже, а пока мы поговорили с ним о том, как экономика помогает в музыке, почему кнут эффективнее пряника и зачем Хору МГИМО сниматься в сериале.

Насколько важно для музыканта наличие музыкального образования?

Я верю, что любого человека можно научить петь, абсолютно любого. Хотя бы до среднего уровня. А если человек учился в музыкальной школе и немного знаком с сольфеджио, то он, как правило, умеет интонировать. Когда мы только начинали строить хор, я брал всех, кто попадает в ноты, уже по ходу дела обучая их каким-то нюансам звукоизвлечения. Можно сказать, что за почти пять лет существования хора я стал педагогом. Не имея при этом специального образования.

И это не мешает тебе руководить хором профессионально. В чем причина?

Все свое детство я пел в разных хорах, а музыкальную школу закончил по классу скрипки. Успел даже немного поучиться в Колледже при Московской консерватории. Думаю, наличие у меня экономического образования оказалось куда важнее для проекта, чем отсутствие высшего музыкального. Потому что здесь важнее быть хорошим менеджером. Одна организация наших гастролей чего стоит! Этим летом мы ездили в Бельгию и Люксембург, хористов вместе с сопровождающими было около сорока человек, и это была организационная работа на предельном напряжении – ничего не упустить при планировании, финансировании, успевать закрывать пробелы в бюджете, вовремя находя спонсоров, не говоря уже о том, как сложно дисциплинировать такое количество студентов.

То есть хор – это все про экономику?

Безусловно, а еще про управление людьми и оптимизацию деятельности в целом. Хор научил меня работать с очень разными людьми, научил находить к каждому подход, чтобы они выполняли те задачи, которые от них требуются. Кнут или пряник? Скорее, кнут.

Каким бы талантливым ни был хорист, если человек не соблюдает дисциплину и пропускает репетиции – мы с ним расстаемся. «У меня много дел» – это не оправдание.

Когда я только начинал развивать хор, у меня в этом плане было огромное преимущество перед другими творческими объединениями МГИМО – я был единственным руководителем-студентом. Отговорки про экзамены и контрольные не работали, потому что я был по ту же сторону баррикад. У меня тоже экзамены, но мы пришли не самодеятельностью заниматься, а серьёзно работать.

Значит, хор – не просто способ отвлечься и получить удовольствие от музыки?

Хор – это работа на качество. Только так можно за четыре года приблизиться к уровню лучших любительских хоров России. Если за нашими спинами – бренд МГИМО, мы не имеем права петь плохо. Это главный мотивационный посыл, то, что позволило нам вырасти. На первой репетиции было семь человек – семь девочек, которые не могли даже спеть в унисон. А теперь мы – коллектив, который открывал Дни Москвы в Бельгии в Кафедральном соборе Льежа. Помню, мы еще были в Бельгии, и мне передали, что Анатолий Васильевич нами очень доволен. Откуда? Оказывается, кто-то из его друзей, присутствовавших на наших концертах, прислал ему видео нашего выступления.

Как после такого успеха вернуть себя на землю?

Я на ней стою довольно крепко. А вот ребятам я объяснял, что почивать на лаврах мы просто не успеем. Споем хорошо на одном концерте – в нас буду заинтересованы, многие захотят задействовать хороший хор, получив бренд МГИМО на афишу. Но упасть с вершины всегда легко – достаточно одного провального выступления.

Недавно, например, вы закрывали Французскую рождественскую ярмарку в Музее Москвы. А каким был ваш самый необычный проект?

Мы как-то участвовали в съемках сериала «Свидетели» для НТВ – изображали школьный хор. У нас было буквально шесть минут в кадре в одной серии, где мы инфернально пели песенку про «любимый лицей» на мотив «Гаудеамуса». За целый съемочный день на площадке мы получили бурю эмоций, а еще каждому хористу заплатили за участие в съемках. Так что это была полноценная работа.

Что еще важно для хористов, чтобы они работали на качество?

Правильное целеполагание. Я учился этому у других хоровых дирижеров, потому что в некоммерческих проектах нужно вдохновлять людей целями, которые кажутся нереализуемыми. Для нас первой такой целью стало участие в фестивале «Хоровая Москва» в 2015 году. Сразу после этого мы собрали костяк хористов, воодушевленных первым самостоятельным успехом, и, благодаря гранту, полученному от Эндаумента МГИМО, отвезли в Польшу на молодежный фестиваль. Именно эти ребята оказались моей самой надежной опорой и стали моими друзьями. Они пришли в момент, когда коллектив был на начальной ступени развития, трудились за идею, когда хор еще ничего из себя не представлял. Именно они подняли проект на нынешний уровень, и, конечно, сейчас пользуются особым уважением, став «старшими товарищами» для нынешних первокурсников. Кстати, не только в хоре, но и в учебе. Это очень приятно наблюдать.

Какое будущее у Хора МГИМО PROXENOS?

У любого любительского коллектива есть определенная грань уровня мастерства, планка, выше которой подняться невозможно. И я чувствую, что мы к ней очень близко подошли. Что делать дальше? Держать эту планку. Лично я получаю колоссальное удовольствие от момента развития, от создания чего-то «с нуля»: в этот момент чувствуешь себя творцом. Раньше мне приходилось постоянно подкидывать дров – собирать всех, устраивать квартирники после репетиций, создавать особую хоровую атмосферу. А сейчас хор уже зажил своей жизнью, поэтому я с легкой душой передал руководство профессиональному хормейстеру – Дмитрию Власенко. У него большой опыт работы с любителями и, я думаю, он удержит коллектив на высоком уровне мастерства.

По каким вещам ты будешь скучать больше всего?

Во всем, что мы с хором делаем, большой нерв. Перед каждым концертом, на каждой репетиции. Это не только нерв репетиционного процесса, это мощная работа каждую неделю, каждый день – партитуры, концерты, записи дисков, организация поездок. Все по-настоящему, не просто развлечение.

Любое искусство, пусть даже любительское – это ежедневная работа на износ ради нескольких минут наслаждения сценой.

Буду скучать по эмоциям во время выступления – и даже не от зала, а от хора. Ты выходишь на сцену, поворачиваешься спиной к зрителям, и вы оказываетесь в своем мире, доступном только вам, потому что зрители не видят твое лицо. Мы переглядываемся, я показываю – улыбайтесь. И хор улыбается. Они сконцентрированы, и вы готовы вступить.

По самой музыке скучать, конечно, буду. Но думаю, что я к этому еще вернусь. Слышишь, как чисто поют? Умнички! Справляются.

ноябрь 2018