На солнечной стороне бизнеса

ТЕКСТ  Вера Баркатина
Просмотров 2874    / Декабрь 2020 /
Следуя за своей мечтой, человек может изменить к лучшему не только собственную жизнь, но и жизнь целого региона. Как такое возможно, «Международнику» рассказал выпускник МГИМО, руководитель «Агрокомплекса Выселковский» Роман Баталов. 15 лет назад герою прочили блестящую карьеру в нефтегазовой отрасли, но он по зову сердца выбрал предпринимательство. Сегодня компания Романа является крупнейшим мультиотраслевым холдингом Краснодарского края и истинным воплощением социальной ответственности и устойчивого развития.

На заре своей карьеры Стив Джобс собирал компьютеры в гараже, а Уоррен Баффет торговал жевательной резинкой. Расскажите, с чего начался ваш путь в бизнесе?

С должности хостес! Каждую пятницу по вечерам я встречал и провожал гостей в T.G.I Friday’s. Подработку в ТЦ «Атриум», где находился этот американский ресторан, я несколько лет совмещал со своей основной позицией в нефтегазовой компании. В НК «Роснефть» я попал еще во время преддипломной практики, по итогам которой получил предложение остаться в штате. Несмотря на то, что зарплата специалиста департамента по экспорту нефти и нефтепродуктов меня более чем устраивала,

я всю жизнь тяготел к ресторанному миру и хотел в нём основать свой проект. Чтобы преуспеть в этом непростом и весьма специфичном бизнесе, мне нужно было понять и изучить его «кухню» изнутри, что я делал в роли «хозяйки зала».

Удалось ли вам реализовать свою мечту и стать ресторатором?

Да, своё первое заведение я открыл сразу после переезда в Краснодар. Сегодня же группа ресторанов моего холдинга насчитывает порядка 15 локаций, где трудится в общей сложности 1 500 человек. Семья ресторанов «Мандарин» охватывает 10 разных концепций и, благодаря такой диверсификации, является устойчивым и успешным бизнесом. Так, даже во время пандемии мы расширялись и разрабатывали новые форматы обслуживания для всех категорий посетителей.

Наладив работу ресторанной сети, вы решили не останавливаться на достигнутом, а сместить фокус внимания на сельское хозяйство?

Да, проживая в Краснодарском крае, я всерьёз захотел разобраться в аграрных ноу-хау и применить лучшие из них на практике. Я написал кандидатскую по техническому перевооружению растениеводства и, заручившись поддержкой коллег, пересмотрел подход к организации посевных работ и выбору сельхозмашин на аграрных предприятиях группы. В целом, «Агрокомплекс» стал первым российским холдингом, который отказался от разрозненного внедрения инноваций и сделал ставку на системность и последовательность, что в конечном счете, дало положительный финансовый результат и эффект.

На что, помимо экономической составляющей, повлиял комплекс предпринятых мер?

Безусловно, они сказались на экологической ситуации в регионе. По количеству обрабатываемых земель агрохолдинг, которым я руковожу, занимает первую строчку в Южном федеральном округе. Каждый свой шаг мы оцениваем с позиции долгосрочной перспективы, потому очень озабочены состоянием земель края. Наш фундаментальный подход подразумевает значительные инвестиции в восстановление почв, которые были зачастую выхолощены их прежними владельцами. Многолетний опыт и новые технологии позволяют нам быстро реанимировать участки, которые приобретаем или берём в аренду. Мы тратим много времени и средств, чтобы вернуть этим землям былое плодородие, поскольку убеждены, что это важный элемент ответственного производства и зелёного будущего.

В концепции устойчивого развития, помимо экологической повестки, также присутствует ряд социальных инициатив. Расскажите, как ваш бизнес способствует их реализации на территории Краснодарского края?

Холдинг помогает региональным властям в осуществлении целого комплекса социальных мер. Наш бизнес функционирует не только в Краснодарском, но и в Ставропольском крае, а также в Ростовской области. В каждом регионе своего присутствия мы оказываем адресную помощь социально-незащищённым группам населения, финансируем спортивные соревнования, восстанавливаем церкви.

В рамках бизнес-группы ключевой задачей управляющих была и остается поддержка сотрудников. Для каждого из сорока пяти тысяч работников доступен расширенный соцпакет и корпоративные программы льготного кредитования. В отличие от многих компаний, мы за время самоизоляции не проводили кадровых сокращений, хотя наш туристический кластер переживал далеко не самые простые времена.

Туристическое направление в составе холдинга — ваша новая инициатива?

Не только моя. Уже несколько лет мы интегрируем все направления деятельности холдинга в целостную экосистему, которая призвана поддерживать наших клиентов в стремлении к долгой и качественной жизни. Мы с коллегами тщательно анализируем проблемы каждой сферы бизнеса и стараемся выявить возможные функциональные пустоты. Чем их заполнить, нам часто подсказывают молодые сотрудники. К примеру, у нас долгое время не было комплексного подхода к бронированию гостиничного фонда, и однажды ведущий IT-специалист предложил самостоятельно написать программу, которая будет роботизированным «продажником» наших номеров. Оценив опыт Booking и его азиатских аналогов, мы составили техзадание, дополнив его уникальными опциями. Через полгода в распоряжении компании оказался цифровой продукт, который в разы снизил наши расходы на комиссионные платежи турагентствам и онлайн-агрегаторам.

Что, на ваш взгляд, может ещё больше усилить синергию вашего бизнеса и повысить лояльность клиентов?

Полагаю, объединение существующего офлайн-бизнеса с новыми онлайн-решениями. В целом, эти два формата отлично дополняют друг друга и открывают перспективы для масштабирования бизнеса, роста капитализации компании, оптимизации затрат и корпоративного управления. Совместное использование офлайн- и онлайн-сервисов в нашей группе уже ускорило очень многие процессы. До того момента, как наши клиенты стали пользоваться приложением, о котором я рассказывал, на подбор контрагентов и выстраивание диалога с ними мы тратили огромное количество времени и кадровых ресурсов. Теперь эти задачи выполняет машина. Кроме того, новое программное обеспечение повысило удовлетворённость наших гостей, поскольку теперь они могут оформить в один клик сразу все необходимые им услуги.

Для поиска перспективных цифровых стартапов в структуре холдинга функционирует даже свой венчурный фонд. Он финансирует проекты в фуд-, тревел- и агротехе. Эти направления охватывают все приоритетные сферы бизнеса компании.

После Олимпиады 2014 года туристический кластер на юге России сильно изменился и многим может показаться, что, к примеру, в Сочи есть уже абсолютно всё: отели, тематический парк, горнолыжный курорт. Что ещё вам хотелось бы добавить?

Несмотря на то, что на нашей основной площадке, в Сочи, действительно уже создано много качественных туристических сервисов и объектов, мы с командой не намерены ограничиваться только индустрией развлечений. Мы разрабатываем новые проекты в сфере медицины и реабилитации, музыки и искусства, а также специальные возможности для гостей «серебряного возраста». Хочется одновременно охватить все сферы, чтобы по завершении отпуска наши соотечественники возвращались домой с новыми силами, яркими эмоциями и желанием приехать к нам вновь.

Для успешной реализации такой стратегии одной идеи недостаточно. Каждой инициативе нужен компетентный и мотивированный исполнитель. Расскажите, как это отражается на кадровой политике вашей группы?

Чем больше развивается холдинг, тем острее ощущается потребность в свежих идеях и взглядах. Их могут привнести только молодые профессионалы, доля которых в нашей компании превысила 50%.

На нашу сочинскую площадку охотно приезжают выпускники не только из Краснодара, но из и из столицы. Благодаря им в нашей бизнес-модели появились трекеры по правильному питанию, здоровому сну, а также самообучению; а в их жизни стало гораздо больше тепла, позитива и солнечных дней, которых мне лично во время учёбы в Москве очень сильно недоставало.

декабрь 2020