Кибер… спорт?

ТЕКСТ  Руслан Жигалов
Просмотров 2874    / Декабрь 2018 /
Скажите среднестатистическому россиянину слово «киберспорт», а затем наблюдайте, как он плюет через левое плечо, стучит три раза об дерево и нецензурно выражается в ваш адрес. Не удивляйтесь: для большинства из окружающих все это – не более чем детская забава, игрушка, на которую не стоит тратить свое время и силы. Лучше заняться действительно полезными вещами – музыкой, профессиональным спортом, в конце концов, пойти на танцы или на вокал. Однако, если вдуматься, киберспорт по всем параметрам не сильно отличается от вышеперечисленных дисциплин. Не зря же в составе слова имеется корень «спорт».

Choose Your Fighter

1) Платон Громов, МИЭТ, 3 курс, факультет МПСУ

2) Александр Пеньков, ЯрГУ, 2 курс, факультет ИВТ

3) Артем Мельников, МФТИ, 3 курс, факультет ОПФ

4) Петр Рыбин, МГИМО, 4 курс, факультет МП

New Game

Как часто бывает, многие из представителей нашего поколения поколения начинают играть в компьютер в раннем школьном возрасте – в классе 4-7, когда или папа начинает изредка «поигрывать», или товарищи начинают массово сбегать в компьютерные клубы с уроков.

«Я начал в 7 классе, тогда половина друзей еще играла в первую DotA. Все ходили в соседний клуб. Была какая-то непередаваемая атмосфера крутости, когда вы сидите все вместе и рубитесь 5 на 5. Кто-то кого-то постоянно учил новым приемам, мол, «сейчас покажу, что, и как тут делать». Ну, тебе ли не знать!?» – восклицает Александр Пеньков.

«Вообще, я очень хорошо помню, как начал играть. Сначала смотрел, как папа гоняет в «Героев – 5», потом напросился играть вместе с ним. Помню, очень расстраивался, когда проигрывал. Ну, то есть, постоянно. Мне было лет 12», – рассказывает Платон Громов.

В это же время на пути юных «киберспортсменов» встает первый противник – консервативно настроенный, родившийся еще под советским идеологическим прессом родитель, чья главная задача – оградить неразумное дитя от влияния «игрушки», что только портит детям глаза, мозг и жизнь. Во многом их позиция правильна. Но как объяснить это дорвавшемуся до нового развлечения ребенку?

«Поначалу родители не разрешали много играть, сильно ругались, и я играл втайне от них, когда они уезжали из дома или по ночам. Пару раз приходилось сидеть без компьютера целый месяц в качестве наказания. Основными тогда для меня были игры из серии Warhammer 40000 и еще Left 4 Dead 2», – продолжает Платон.

Впрочем, сейчас Платону увлечение играми совершенно не мешает: каким-то невероятным образом он умудряется делить время поровну между учебой, друзьями, спортом и играми (десяток тысяч часов в Steam). Но его выступление в мире компьютерных игр все же нельзя назвать профессиональным: он скорее любитель, который предпочитает играть для собственного удовольствия.

Иные родители, замечая интерес ребенка к технологиям идут более гуманным путем: отметая в сторону любые запреты как неэффективный метод воспитания, они подталкивают детей играть в «развивающие игры», совмещая приятное с полезным.

«Впервые я увлекся играми еще в возрасте 6-7 лет. Я часто наблюдал за игрой брата, и родители решили направить мой интерес в нужное русло. Они подарили мне две развивающие игры: географическую викторину и курс английского. И пусть я ничего в них не понимал, оторвать меня от компьютера было невозможно!» – пишет Петр Рыбин, организатор и действующий член университетской киберспортивной команды.

Level Up

Но начало пути – это еще не киберспорт, а лишь нечто на него похожее, точно так же, как, например, занятия по плаванию или уроки игры на гитаре у детей лишь отдаленно напоминают тренировки настоящих профессионалов. Однако бывает и так, что даже самых молодых можно поставить в один ряд с лучшими.

«После двух лет игры я стал лидером команды в Team Fortress 2 [TF2]. Я был в восьмом классе, а многим моим товарищам было больше 20 лет. Все началось, когда во время игры на соревновательных серверах меня заметил и пригласил к себе один старый профи, который набирал команду для турнира. Желание чего-то добиться было не хилым, поэтому я начал упорно играть, затем меня назначили лидером и – вуаля – первый международный турнир в моей жизни!» – говорит Артем Мельников.

«Приходилось тренироваться по 3 часа каждый день. Не скажу, что это было тяжело, – продолжает он. – Учитывая строгий распорядок дня, включить туда ежедневную игру не составляло труда: все основное я делал до восьми вечера (школа, домашка, бег), а TF2 к тому же был идеальным средством отдохнуть от бесконечных уроков и тренировок. Единственная проблема – сложно было согласовать время игр: все мои товарищи по команде были разбросаны по Европе и Америке».

Final Round

Путь к вершине здесь, как и во многих иных сферах, требует много времени и сил: необходимость постоянно совершенствоваться должна сочетаться с целеустремленностью. Именно это – главное препятствие для многих новичков.

«Я долго играл в DotA 2, пять лет подряд. В серьезное увлечение это переросло постепенно. Сначала просто как отдых после уроков. Потом как обязательная часть дня. А дальше уже – игровой азарт: сможешь или нет? Улучшение навыков игры, командная работа, просчет тактики – без этого уже никуда. Но к 1 курсу пришло понимание, что дальше простого развлечения это не пойдет: уже нет сыгранной команды, былого азарта, какой-то реальной цели. Денег за турниры мы получали немного, так что их в расчет не беру. Да и интересовать начали совершенно другие вещи», – вспоминает Александр.

«Я был настроен на поступление, а потому игры пришлось оставить в стороне. Сейчас совсем не играю. Жаль, что потратил так много времени: мог больше читать, тренироваться… Но все же я получил немало: начиная от десятков тысяч рублей в качестве призовых и заканчивая опытом в общении с людьми. Тут, как говорится, доверяй, но проверяй. И киберспортивный мир – не исключение», – отвечает Артем.

Иногда страсть к играм не утихает со временем, как это бывает у многих, а перерастает в гораздо более взвешенный и конструктивный подход к дисциплине.

«Нет, я не оставил киберспорт позади. Да, интенсивные тренировки и еженедельные турниры по Counter-Strike я оставил еще в 11 классе. Но позже открыл для себя ККИ (коллекционные карточные игры), которые не требовали столько времени, – делится Петр. – Будучи студентом 2-го курса, я начал играть в Hearthstone. Дальше 1500 лучших игроков по Европе мне пробиться пока не удалось, но и это серьезное достижение. До сих пор стабильно беру ранг "легенды" почти каждый сезон».

Game Over

Любые усердные тренировки, в какой бы сфере жизни они не проводились, оставляют свой отпечаток, давая какой-то навык для будущего. Так и киберспорт – не исключение.

«Играя, я развил в себе силу воли и целеустремленность, – пишет Петр. – В этом плане киберспорт не стоит особняком от традиционного спорта. Напротив, он даже интенсивнее – не в физическом, но в психологическом плане. Собственно, поэтому я и взялся за организацию киберспортивного клуба у нас в МГИМО».

«В игре, как в жизни: если хочешь чего-то добиться, придется хорошо поработать. Я вот за годы игры научился несколько часов кряду сидеть за компьютером, не уставая. Очень помогает, когда пишешь ночью лабораторные работы! И, конечно, без игр я бы точно не понял, что люблю программирование. Это же круто: из строчек никому непонятного кода создавать то, что облегчает миллионам людей жизнь», – делится мыслями Платон.

«Игра в DotA 2 дала много пищи для размышлений. Теперь я понимаю, что хочу от жизни большего. Хочу работать и трудиться, хочу учить новые языки. Хочу быть лучше, в конце концов. Если б не мои «игрушки», всего этого бы не было. Просто в один момент я понял: почему я не могу прикладывать столько же сил в реальной жизни?» – рассказывает Александр.

Основное заблуждение современного российского общества: бесперспективность киберспорта как серьезной дисциплины. Большая часть населения считает это занятие совершенно несерьезным, даже детским, с целым букетом пагубных последствий для психологического и физического здоровья игрока. Однако, важно прийти к понимаю: киберспорт – не игрушки, не бессмысленное развлечение или «отдых после работы». Это упорные тренировки, годы практики и верная команда, объединенная общей целью. Достигают успеха очень немногие. За границей киберспортивная культура уже давно стала объектом пристального внимания общества: в Китае, Южной Корее, США. Отсутствие же подобного явления в России – следствие стереотипов, которые нам, пожалуй, пора преодолеть.

декабрь 2018