The Great Solar Road: как защитить рынок солнечной энергетики в Узбекистане
С 2019 года Узбекистан взял курс на «озеленение» экономики. Именно тогда правительство республики приняло закон о возобновляемых источниках энергии: их доля в общем объёме производства электрической энергии должна увеличиться до уровня не менее 20% к 2025 году и до 25% к 2030. В прошлом году страна подняла планку ещё выше – нулевой уровень выбросов углерода в энергетическом секторе к 2050 году.
Однако, по данным на 2019 год, более 85% выработки электроэнергии приходится на природный газ. Одновременно с этим растет и общий уровень энергопотребления в стране. Решить проблему энергетического обеспечения может разработка проектов по развитию возобновляемых источников энергии, в особенности солнечной.
Для того, чтобы разобраться в ней, нужно ввести два понятия: DNI и CSP. DNI – это прямое нормальное облучение, которое выступает метрикой для рассмотрения возможности использования CSP – технологий концентрирования солнечной энергии. На сегодняшний день основные рынки для CSP в мире – Испания и США, где медианные значения DNI составляют 5,34 кВтч/м2/день и 4,76 кВтч/м2/день соответственно. Однако эти показатели сопоставимы со значениями южных регионах Узбекистана. При этом медианное значение DNI в Узбекистане лишь на несколько показателей ниже американского и испанского и достигает 4,44 кВтч/м2/день.
Сам по себе валовый потенциал солнечной энергии (количество энергии, заключённое в этом энергоресурсе) – один из самых высоких по сравнению с другими. Это наглядно представлено в таблице. (рис. 1)
Последние нововведения в стране придают ещё больше актуальности развитию солнечной энергетики: 27 апреля в Узбекистане был издан указ о новых правилах майнинга криптовалют. Теперь он осуществляется исключительно юридическими лицами с использованием электроэнергии, произведенной солнечной фотоэлектрической станцией.
Несмотря на интерес к рынку солнечной энергетики, в Узбекистане он только начал формироваться и представлен лишь несколькими арабскими компаниями. Крупнейшая из них – Masdar, известная как Abu Dhabi Future Energy Company, – принадлежит правительству ОАЭ. В августе 2021 года компания запустила в Навоинской области первую в стране солнечную фотоэлектрическую станцию мощностью 100 МВт. Она способна снабдить электричеством 31 000 домов и снизить выброс углекислого газа на 150 000 тонн в год. Masdar также подписала дополнительные соглашения на разработку ещё двух фотоэлектрических проектов общей мощностью 440 МВт и выиграла тендер на строительство фотоэлектрического проекта мощностью 457 МВт.
Однако сохраняются существенные риски, связанные с монополизацией рынка солнечной энергии Узбекистана и появлением уязвимости в энергетической безопасности страны. По этой причине учащиеся МГИМО-Ташкент разработали проект The Great Solar Road. Он заключается в создании первой узбекской солнечной электростанции, а также разработке полноценной программы сотрудничества с Китаем, ОАЭ и другими потенциальными партнёрами. На текущий момент в Узбекистане недостаточно необходимых технологий и квалифицированных кадров в области энергетики. Поэтому опыт и технологии иностранных коллег позволили бы организовать производственные процессы наиболее эффективно.
Сотрудничество с несколькими государствами, по мнению студентов, позволит избежать полной зависимости рынка от какой-либо страны. Особое внимание планируется уделить подготовке собственных специалистов, которая поначалу будет осуществляться при поддержке извне. По задумке авторов проекта, The Great Solar Road можно построить на территории Бухарской области. На карте, представленной на этой странице, отмечены места возможного размещения узбекских компаний.
Таким образом, The Great Solar Road – это проект, способный решить сразу нескольких стратегических задач, стоящих перед Узбекистаном. Республика обладает значительным потенциалом солнечной электроэнергетики, который способен стимулировать рост как собственной экономики, так и экономики стран региона. И что самое главное – инициатива сочетает в себе главные ценности современного мира: стремление к устойчивому миру и всеобъемлющему международному сотрудничеству. А такой проект, как The Great Solar Road, делает нас немного ближе к ним.