Импортозамещение в сфере моды: проживем ли мы без Zara?
Что значит сделано в России?
После ухода ряда зарубежных брендов с российского рынка громче зазвучали призывы перейти на продукцию местных производителей. Существует как минимум три типа отечественных марок. Первый — это бренды, которые производят все полностью в России, используя отечественное сырье и привлекая отечественные кадры. Во вторую категорию попадают те, кто закупает материалы и фурнитуру за рубежом, но пошив изделий осуществляют в России. И, наконец, тройку замыкают компании, чье производство полностью расположено за рубежом, а в России находится их главный рынок сбыта.
Большая часть брендов относится ко второму типу. Отсюда следует высокая степень зависимости от импорта в легкой промышленности — более 50%. Ткани в основном импортируют из Турции, Италии и Китая. Некоторые материалы, например, хлопок, — из Узбекистана. Этим же объясняется рост цен у местных брендов: цены материалов, фурнитуры и расходы на транспортировку выражены в иностранной валюте,что и ведёт к колебанию цен как правило в сторону повышения. Из-за запрета поставок и нарушения логистических цепочек у некоторых брендов под угрозой даже запуск новых коллекций: если нужные материалы не были закуплены «про запас», шить будет буквально не из чего.
Почему же не получается шить полностью из отечественного сырья? Одна из причин — наша легкая промышленность просто не ориентирована на массовое производство сложных в пошиве вещей, которые можно найти в магазинах по типу Zara. Массово в России производится только ткань для спецодежды: халаты для врачей, форма для тех или иных организаций, — а также предметы, необходимые в быту: постельное белье, шторы, полотенца. Другие ткани закупаются преимущественно у иностранных компаний, а пошив более сложных вещей, например, обуви, изделий из кашемира или кожи, происходит на «аутсорсе» за границей.
Так, например, ситуацию комментирует основатель «Запорожец Heritage» и 21Shop Михаил Лабахуа: «Когда я работаю напрямую с Китаем, я могу красить ткань в нужные мне цвета и делать нужную фурнитуру "в одном окне", мне не нужно бегать, искать одного поставщика, второго, третьего. В Китае есть отлаженная система, большой опыт и чтобы получить хороший продукт, хотелось бы этим пользоваться».
Но дело не только в отсутствии этого принципа «одного окна». Главная проблема заключается в том, что в России не хватает инвестирования в этот сектор. «Для того, чтобы производить сложную одежду, в нее надо больше инвестировать: чтобы произвести простую кофточку или футболку, нужно 500 рублей, а чтобы произвести изделие, которое сложно построено, нужно совершенно другую себестоимость закладывать. Российские бренды начинают за счет собственных карманных инвестиций — это просто деньги, которые кто-то достал из своего кошелька» — рассказывает Лина Дембикова, стилист, основательница школы имиджеологии StyleHunter.
Инвестиций не хватает не только брендам, но и крупным фабрикам. Основные текстильные производства, расположенные в Ивановской области, работают по большей части на советском оборудовании. Хотя производители и пытаются осуществлять модернизацию с помощью собственных средств, обновление станков требует крупных вложений. Осуществить их можно с помощью заемных средств, но кредиты сейчас практически недоступны для бизнеса. Причина этого — высокие процентные ставки.
Расцвету легкой промышленности — быть!
Тем не менее в текущих условиях есть основания верить в расцвет российской легкой промышленности. У нас есть большое количество начинающих дизайнеров, которые уже зарекомендовали себя за рубежом, но об этом мало говорят в самой России. Например, про Неделю моды в Екатеринбурге, прошедшую в этом году уже в 15-й раз, практически нет никакой информации в крупных изданиях. А ведь Екатеринбург стал своеобразной кузницей успешных российских брендов. Самая яркая история — 12storeez.
Мало кто знает, что начинали ребята на собственные накопления и примерки проходили буквально дома в гостиной. Сейчас 12storeez — это более 30 магазинов по всей России и планы по покорению зарубежных рынков. Они уже подписали контракт с платформой Farfetch, где планируют продавать изделия, соседствуя с брендами уровня Prada и Gucci. Один из секретов успеха — идея, которая оказалась близкой для покупателей в кризисные 2014-2015 годы. Бренд предлагает девушкам с различным образом жизни формировать капсульный гардероб из базовых вещей пастельных и нейтральных оттенков, сочетающихся между собой. Такой гардероб в зависимости от сезона можно дополнять 2-3 новыми вещами. Бренд производит несколько крупных базовых коллекций за год, но каждый месяц дополняет их небольшим количеством сезонных новинок. Так и получаются те самые 12storeez — 12 «историй» за год.
История 12storeez далеко не исключение — веру в импортозамещение вселяют и другие молодые бренды. Например, YULIAWAVE, любящий эксперименты вплоть до внедрения материала из переработанной кожи винограда, Coshe, создающий качественную верхнюю одежду и модные вещи из льна, AKHMADULLINA DREAMS, который постоянно перерабатывает русский мотивы в коллекциях, стилизуя сказочные сюжеты.
Помимо нишевых брендов, развивается и массовый сегмент. Это уже давно закрепившиеся на рынке игроки. Среди них — LIME, созданный в Самаре в 2008 году и создающий коллекции не хуже Zara. Ключевые «коды» бренда — комфортная и доступная по цене одежда для девушек, соответствующая последним трендам. Более крупный представитель сегмента — Melon Fashion Group, куда входят Zarina, Love Republic, Befree и Sela. Zarina интересна тем, что они начали производство еще в 1993 году как ЗАО «Первомайская Заря». Благодаря работе с блогерами и стилистами, которые в социальных сетях публикуют варианты образов одежды из Zarina, бренд сейчас воспринимается как нечто в духе времени — далекое от изначального ЗАО «Первомайская Заря».
И наконец, про люкс. Тут российские дизайнеры тоже получают признание: Ульяна Сергеенко, Алена Ахмадуллина, Александр Терехов, Юлия Янина покоряют подиумы на Неделях моды в Париже и Милане и привлекают внимание на красных дорожках. Так, на последней церемонии Каннского фестиваля сразу несколько звезд «засветилось» в Yanina Couture. Даже Моника Беллуччи отдает предпочтение отечественным дизайнерам — платье от Yanina Couture она выбрала для фотосессии для издания Madame Figaro.
На уровне правительства
Но одного желания местных брендов недостаточно — нужна поддержка государства. Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности уже создал оперативный штаб по реагированию на изменение ситуации в отрасли. Он собирает проблемные вопросы от предпринимателей, передает их запросы и предложения вышестоящим органам, таким как Правительство, Торгово-промышленная палата, Министерство промышленности и торговли РФ.
По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, основными направлениями работы на ближайшее время станут масштабирование производств, повышение узнаваемости и качества продукции и развитие компетенций по международным стандартам. Обсуждается также запуск интегрированных программ, чтобы создать ту самую систему «одного окна» и связать между собой поставщиков сырья и производителей готовой продукции. В частности, идут переговоры с поставщиками из Московской, Ивановской и Тверской областей.
Потенциал импортозамещения в сфере моды большой. Если удастся сформировать более благоприятный климат для бизнеса, есть все шансы заполнить рынок произведёнными в России товарами и удовлетворить внутренний спрос. В краткосрочной перспективе мы уже скоро можем почувствовать нехватку привычных товаров и рост цен, поскольку налаживание производства и новых логистических цепочек — дело не пары месяцев. А вот в среднесрочном периоде можно надеяться на формирование сильного сегмента одежды, сделанной в России.