Жизнь в платформенном измерении

ТЕКСТ  Артём ТятенкоАнастасия Степина
Просмотров 546    / Июнь 2022 /
Сегодня цифровые платформы стали частью нашей повседневной жизни: мы общаемся с друзьями во «ВКонтакте», выбираем еду в Delivery Club, заказываем такси через Uber, покупаем товары на Ozon. Но какова природа этих и других цифровых сервисов? Что их все объединяет? Один из ответов – формирование платформенного измерения, которое всё стремительнее охватывает современный мир.

Что вообще такое цифровая платформа? Если вам нужно найти мастера для ремонта дома, заказать пиццу или предложить свои услуги репетитора, вы, не думая ни секунды, открываете нужный сайт. Выходит, что цифровая платформа – это цифровая инфраструктура, позволяющая взаимодействовать двум и более группам людей. Чаще всего эти группы – продавцы и покупатели, а платформы – своего рода посредники между ними. Однако к платформам также относятся социальные сети, форумы и другие площадки для взаимодействия между людьми.

В последние годы «платформенное измерение» все активнее проникает в различные экономические ниши: от службы доставки и онлайн-магазинов до банкинга и интернета вещей. Особенно росту популярности платформ способствовала пандемия, которая ускорила темпы цифровизации в мире. С 2020 года стало появляться всё больше гибридных бизнес-моделей, соединяющих в себе черты офлайн- и онлайн-сервисов. Яркий пример такой трансформации – сфера образования, где сочетание различных форматов дало мощный импульс развитию образовательных цифровых платформ, как, например, Coursera или Stepik. 

Сфера искусств тоже не осталась в стороне от перехода в цифру. Теперь театральные постановки можно посмотреть в онлайн-формате на таких платформах, как «Культура.РФ», или на каналах театров на YouTube. Активно развиваются и онлайн-ритейлеры наподобие Ozon и «Яндекс.Маркет». Повышенный спрос на онлайн-шопинг привел к увеличению числа желающих продавать свои товары на маркетплейсах. Так, число пользователей Wildberries увеличилось более чем в два раза в 2020 году. 

Канадский экономист Ник Срничек выделяет пять форматов цифровых платформ: облачные (онлайн-аренда цифровых мощностей или продуктов), рекламные (социальные сети), продуктовые (сервисы «по требованию», как Netflix), бережливые (модель исключительного посредничества по типу сервисов по заказу такси), промышленные (интернет вещей на предприятиях). Современные сервисы могут комбинировать эти роли. YouTube, к примеру, –– уже не только рекламная, но и продуктовая платформа, которая развивает свои сервисы YouTube Premium и Music.

Другой особенностью современных платформ является возможность оцифровывать все операции, всю активность её участников: запросы потребителей, их динамику по времени суток или года, а также региону. Каждое действие, даже «просто посмотреть», формирует данные, ставшие ключевым ресурсом цифровых платформ. Наверняка вам случалось после поиска в Google содержания фильма натыкаться в дальнейшем на рекламу кинотеатров в социальных сетях. Благодаря анализу массивов данных пользователей сервисы предлагают индивидуальные рекомендации, таргетированную рекламу, информацию по рынку для фирм и многое другое. 

«Кто владеет информацией – владеет миром», – говорил немецкий банкир Натан Ротшильд ещё в XIX веке. В XXI веке такими властителями становятся платформы. До наших дней ни одна корпорация мира не обладала столь масштабными информационными ресурсами и инструментами для анализа. Возьмем, к примеру, Netflix. За 2020 год аудитория онлайн-кинотеатра увеличилась на рекордные 37 млн человек и преодолела отметку в 200 млн. Большая часть новых подписчиков пришлась на регионы за пределами США и Канады – преимущественно на страны Европы, Ближнего Востока и Африки.

Чем больше данных, тем больше у платформ возможностей и прибыли. Это позволяет расширяться и становиться «приложениями всего», вовлекая потребителя все глубже в свою систему. Появление супер-приложений по типу WeChat (мессенджер, заказ еды и такси, банкинг и многое другое в одном приложении) и таких экосистем, как «Яндекс» («Яндекс.Еда», «Яндекс.Такси», «Яндекс.Маркет», «Авто.ру» и прочие платформы, где действует «ЯндексID»), – это текущий тренд в развитии цифровых платформ. 

При этом на своем поле платформы выступают и в качестве фирм, демонстрируя потенциал к монополизации рынка. Сервисы знают своих конкурентов, могут вести эффективную ценовую политику и работать под своими же известными и привычными брендами. Примером служит Ozon Express. Не будет сюрпризом, если предложения именно этого «продавца» возникнут на первых строчках при поиске на Ozon.

Ещё один тренд – захват и удержание тех или иных сфер жизни людей, будь то заказ еды и такси, общение, банкинг или что-либо ещё. Как следствие, происходит и передел этих сфер влияния. Это можно наблюдать уже сейчас. 28 апреля этого года стало известно о подписании соглашения по приобретению VK платформы «Яндекс.Дзен» и «Яндекс. Новости». А в прошлом году «Сбербанк» купил коммуникационную платформу Jivo. Она принимает обращения из мессенджеров, приложений, соцсетей, СМС, электронной почты и других каналов, а также интегрируется с популярными системами аналитики, CRM (системой управления взаимоотношениями с клиентами) и CMS (системой управления содержимым). «Сбербанк» планирует интегрировать Jivo в свою экосистему и таким образом расширить число доступных каналов коммуникации с компаниями банка.

Цифровые платформы создают своеобразные плоскости, которые образуют новое измерение – платформенное. Сейчас мы можем наблюдать его рождение и влиять на него: изменять, принимать или отвергать те или иные детали. Пандемия COVID-19 во многом открыла людям глаза на эту новую реальность, современную систему координат, в которой теперь ориентируется человечество. Будущее наступило, и современный мир, совмещающий реальную и цифровую жизнь, перешёл в «платформенное измерение».

июнь 2022