Прыжок в будущее: российская экономика на пороге изменений

ТЕКСТ  Григорий ГолубАнастасия Голубева
Просмотров 465    / Июнь 2022 /
Уже не первый год идут разговоры о о необходимости структурной трансформации экономики России. В текущих экономических реалиях призывы к этому только усилились. Разберемся, как Россия меняется изнутри, как на это влияют санкции, и что нас ждёт в ближайшей перспективе.

Принято считать, что опорой экономики России является экспорт сырья. Однако это не так: вклад добычи полезных ископаемых в ВВП не так высок, как может показаться. По данным Росстата, за последние три года доля добычи полезных ископаемых в ВВП составила около 12,8%, в то время как доля обрабатывающих производств оказалась на уровне 16%, а торговли — 13%. При этом Россия, как и любая страна, не может полностью удовлетворять внутренний спрос на все группы товаров. В товарах нашей текстильной промышленности, фармацевтики, электрооборудовании, автомобилестроении и компьютерной технике доля импорта превышает 50%. В бумажной и химической продукции, а также металлопродукции она составляет от 30 до 50%.

Заместим?

Сегодня российская экономика переживает не лучшие времена. К санкционным запретам на поставки определенных товаров в Россию добавился добровольный уход многих иностранных компаний с российского рынка и трудности с логистикой. Возникает закономерный вопрос: «Сможем ли мы снизить эту зависимость и самостоятельно удовлетворить внутренний спрос?» Ответом на него может стать проводимая в России с 2014 года политика импортозамещения. Посмотрим, какие меры в связи с ней предпринимались в различных отраслях.

1. «Первым делом — самолёты» 

Одни из самых жестких санкций коснулись авиации: введён запрет на поставки самолетов и запчастей компании Airbus, которые составляют основу парка «Аэрофлота», S7, «Уральских авиалиний». Запрещено также оказание любых страховых услуг в отношении лизинговых самолётов, что затрудняет их ремонт и модификацию. Ограничения на поставку запчастей грозят невозможностью техобслуживания и поддержания самолетов в пригодном для полетов состоянии. Проблема усугубляется еще и тем, что даже у отечественных самолетов, таких как Superjet, европейские запчасти.

Ситуация может показаться патовой, но на деле она принесёт лишь временные трудности. На сегодняшний день есть как давно испытанный самолёт маркировки «Ту», так и несколько новых передовых разработок. Среди них — ЛМС-901 «Байкал», поставки которого запланированы уже на 2023 год, а также SSJ-100 и МС-21 («Магистральный самолёт XXI века»). Введение их в эксплуатацию должно было произойти в конце 2021 года, но теперь отложено на два года в связи с необходимостью использования только отечественных комплектующих и материалов. Ожидается, что уже к 2024 году Россия сможет получить полностью «импортозамещенные» самолеты, на 100% отвечающие лучшим мировым стандартам. 

С грузовыми самолетами дело обстоит немного сложнее: предполагается использование и строительство тех самолётов, которые ранее уже производились. Речь идёт об Ил-96 и Ил-86, которые производятся в нашей стране еще с 1980-х. Оба самолета будут достроены и допущены к полётам. 

2. IT-сектор и электроника

На фоне ухода из России западных поставщиков программного обеспечения растёт интерес к отечественным разработкам — спрос на российское ПО вырос на 300% за последние месяцы. На это российскому IT-сектору есть чем ответить: уже в 2016 году появился реестр отечественного программного обеспечения, который сегодня насчитывает более 13 000 позиций — от школьных пособий до средств управления складами. Кроме того, государство активно предпринимает все новые меры для того, чтобы предложение увеличивалось, а «утечка мозгов» за рубеж — сокращалась. В начале марта 2022 года президент подписал указ о предоставлении льгот для IT-компаний и их сотрудников: снижение налога на прибыль до 0%, снижение страховых взносов, отсрочка от армии для молодых людей до 27 лет. Анонсированы также возмещение уплаченного НДФЛ, льготная ипотека сотрудникам и льготные кредитные компаниям. 

Поощряется и использование произведённых продуктов и решений: бизнес имеет возможность приобретать российское ПО со скидкой в 50%. Несмотря на широкий ассортимент разработок «софта», в России все еще сложно обстоят дела с производством микросхем. Так, например, по данным РБК на 2019 года, Россия импортировала микросхем и других полупроводниковых элементов на сумму 643, 3 миллиона долларов из таких стран, как Китай, Малайзия, Вьетнам, Южная Корея. Тем не менее уже выпущены в массовое производство отечественные процессоры «Байкал» и «Эльбрус», что уже является сильным шагом вперёд для российской IT-индустрии.

3. Оборудование и комплектующие

Хоть IT-сектор и играет важнейшую роль в современной экономике, без промышленного производства она функционировать тоже не может. Данные Росстата показывают, что производство машин и оборудования в России растёт. Отрасль постепенно развивается на отечественной базе. Так, ГК «Ростех» является собственником неконтрольного пакета акций крупнейшего производителя станков в России — частного предприятия ООО «Стан», ставящего целью завоевание до 50% рынка российского промышленного оборудования. Станкостроение имеет длительный цикл производства продукции, поэтому в этой отрасли необходимо увеличение доли крупных государственных корпораций как имеющих более устойчивую финансовую базу. Здесь тренд к импортозамещению виден, но в долгосрочном периоде.

А что рынок труда?

Трансформируется и он. Одни эксперты считают, что мы вернёмся в 90-е и уровень безработицы достигнет 10%, как  это было в 1996 году. По мнению других — рынок останется рынком соискателя, а в некоторых сферах спрос на работников, темпы найма и зарплаты даже увеличатся. Пока данные говорят о том, что рынок спокойно отреагировал на кризисные события: количество вакансий, размещённых на сервисе «Зарплата.ру», существенно не изменилось. По данным опроса SuperJob&, 81% компаний пока не сокращает персонал, 7% проводят небольшие сокращения, 6% только планируют их.

Однако часть экспертов все-таки наблюдают торможение деятельности по найму новых сотрудников: спрос со стороны работодателей на услуги по рекрутингу сократился, но не более чем на 25%. Руководитель отдела подбора и адаптации персонала СДЭК рассказывает, что примерно 15-20% компаний приостановили набор персонала полностью, но при этом набор на ключевые позиции продолжается.

Одни из крупных российских компаний, заморозивших найм, — «Магнит» и «Яндекс». Но ни одна из них не планирует сокращения. Но не во всех отраслях динамика одинаковая. Например, Константин Маркелов, вице-президент, директор по бизнес-технологиям «Тинькофф» отмечает: «Мы наращиваем темпы найма сотрудников в штат и на стажёрские программы. Планы по международной экспансии сохраняются. В связи с ухудшением экономической ситуации приняли решение внепланово пересмотреть зарплаты в большую сторону». Схожая ситуация и в продуктовом ритейле. Что касается предложения на рынке труда, оно также увеличилось: соискатели активизировались, растёт число опубликованных на портале hh.ru резюме.

В текущей обстановке ситуация усложняется уходом многих компаний с рынка и разрушением производственных цепочек — непонятно, что будет даже с российскими компаниями, продолжат ли они работу без иностранных комплектующих, найдут ли новых покупателей поставщики сырья. Но при этом будут создаваться и новые ниши с новыми рабочими местами, в частности в сферах, где есть перспективы импортозамещения.

В краткосрочной перспективе можно ожидать упрощение экономики. Как говорит директор Центра трудовых исследований  Владимир Гимпельсон, люди будут делать не автомобиль, укомплектованный электроникой, а карбюраторные «Жигули». Поэтому под угрозой находятся образованные, занятые сложным трудом кадры. В этом мы можем вернуться в 1990-е, когда кризис в большей степени затронул высококвалифицированных работников.

Исключение — антикризисные менеджеры и IT-специалисты. Точно возрастёт спрос на первых, особенно с учетом того, что бизнесу закрыт путь на международные рынки, на которые они часто выходят в поиске таких талантов. Отечественным IT-компаниям в свою очередь потребуется в срочном порядке внедрять технологии, развивать собственные разработки, а для этого нужны квалифицированные специалисты. По этой же причине сохранится и спрос на представителей STEM-профессий — физиков, химиков, математиков. Импортозамещение будет неизбежно развиваться, и в долгосрочной перспективе не обойтись без таких «фундаментальных» кадров.

Как создается наше богатство?

В территориальной структуре экономики РФ сложились существенные территориальные диспропорции: 12 субъектов из 85 сформировали более половины всего валового регионального продукта России (56,3%) — это Москва, Санкт-Петербург, Московская, Самарская, Ростовская, Свердловская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Красноярский и Краснодарский край, Республики Татарстан и Башкортостан. 

Наше богатство создаётся очень неравномерно, что ведёт к миграции населения и концентрации роста в крупных агломерациях страны, а также росту расходов федерального бюджета на дотации менее развитым регионам. По разным оценкам, на сегодняшний день в нашей стране дотационными являются до 17 регионов России.

Предпринимаются усилия решать эту долгосрочную проблему с помощью особых инвестиционных и налоговых режимов на территории России: ТОРы (территории опережающего развития), ОЭЗы (особые экономические зоны) и так далее. Госдума также рассматривает инициативу по созданию офшорных зон на территории страны, что будет способствовать выравниванию территориальных разрывов в экономике.

Всё это позволяет заключить, что уже около 10 лет Россия стоит перед масштабными вызовами в развитии. В текущей обстановке количество этих вызовов увеличилось, а значит, экономику ждёт еще более глубокая трансформация, о начале которой говорят уже имеющиеся на сегодняшний день данные. Текущий кризис станет катализатором полной трансформации структуры российской экономики. Но эти изменения не произойдут в одночасье: потребуется не год и даже не два, чтобы Россия перешагнула в качественно новую экономическую реальность с пониженной зависимостью от импорта технологий, оборудования, с высоким уровнем реальных заработных плат и устойчивой инфляцией. 

июнь 2022