«Аральского моря нет, а люди остались»: о трагедии и будущем Приаралья

ТЕКСТ  Малика Пулатова
Просмотров 296
Осушение Аральского моря – одна из главных экологических проблем Узбекистана. Природная катастрофа кардинально повлияла на облик Аральска – некогда процветающего города на берегу водоёма, от неё пострадали не только флора и фауна региона, но и местное население. Что сейчас предпринимается для развития Приаралья и как деятели искусства привлекают внимание к этой проблеме? Ответы на эти вопросы искала наш автор, студентка МГИМО-Ташкент Малика Пулатова.

До 70-х годов XX века Аральск был оживлённым портовым городом: с грузами прибывали корабли, туристы приезжали на море, жители были обеспечены стабильной работой. Но судьба Аральского моря оказалась несчастной: водные ресурсы стремительно истощились, площадь водоёма уменьшилась, а уровень солёности воды повысился. Иссушение моря не единственная проблема региона. Природная катастрофа сопровождалась исчезновением соседних пресноводных озер и ухудшением здоровья местных жителей.

Сегодня на проблемы региона обращают внимание крупнейшие международные организации. Так, в 2015 году в ходе Саммита по устойчивому развитию в Нью-Йорке был создан специальный Многопартнёрский трастовый фонд ООН по человеческой безопасности в регионе Приаралья. Организация помогает правительству Узбекистана координировать усилия международного донорского сообщества, проводить адресные программы и проекты, изучать и применять в регионе лучшие мировые практики.

За будущее Приаралья готовы бороться и неравнодушные жители Узбекистана: организаторы культурных мероприятий, общественные деятели и волонтры. Например, журналист и общественный деятель Никита Макаренко обратился с этой целью к современной массовой культуре. В рамках его проекта «Аральская Мечта» уже состоялась премьера клипа «Завтра», в создании которого приняли участие музыкальная группа Electrooko и народный артист Узбекистана Женисбек Пиязов.

В клипе проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим, поднимается тема неразрывности человека и природы. Основная идея социального ролика в том, что человек должен думать о будущих поколениях и завтрашнем дне. Клип представлен в двух версиях: в одной из них текст песни поётся на русском и узбекском:

Во второй – на русском и каракалпакском языках (Каракалпакстан – регион Узбекистана, где находится Аральское море, – прим.ред.). Такой симбиоз придает работе элементы национального колорита и делает её понятной для широкого круга зрителей.

«Я хотел создать диалог языков в нашем произведении – очень важно, чтобы наши языки говорили вместе. Когда мы задались вопросом, кто может исполнить песню на узбекском и каракалпакском языках, я подумал, что нам обязательно нужен представитель Каракалпакстана. Здесь действует принцип: ничего не делайте для общины без мнения самой общины. Я представляю Женисбека в этом проекте как голос Каракалпакстана – у него даже в титрах прописана роль сказителя», – рассказал Никита.

Несмотря на отраженную в клипе глобальность трагедии, видео даёт надежду на возрождение жизни – даже если не моря, то Приаральского региона.

«Моря больше нет, а люди остались», – говорится в клипе.

«Мне близка эта тема. В 2017 году я посетил западный берег Аральского моря, и с тех пор эта проблема меня никогда не отпускала, – поделился Никита. – Я пережил глубокое потрясение, которое вылилось в то, что я делаю сейчас. И клип – это всего лишь один из этапов, впереди – множество других проектов». По словам журналиста, в его ближайших работах найдут отражение театральное и оперное искусство Каракалпакстана.

К проблемам Арала привлекает внимание и ежегодный фестиваль электронной музыки, искусства и науки «Стихия». Обычно он проводится весной в Муйнаке. В день фестиваля город погружается в атмосферу электронной и джазовой музыки. Параллельно зрители узнают о масштабах экологической катастрофы Аральского моря. Многие участники впоследствии принимают участие в проведении фестиваля в качестве волонтёров. Добровольцами в большинстве случаев становились молодые люди, но к ним стали присоединяться и представители старшего поколения, потому что общая беда объединяет.

«Такие фестивали закаляют людей. Те, кто побывал в Муйнаке и увидел, в каких тяжелых условиях живут люди Приаралья, глубже проникаются проблемой и возвращаются совершенно с другим отношением к жизни. Это не фестиваль комфорта и веселья, это фестиваль выживания», – рассказал организатор проекта Джурабек Абдурахманов.

В планах у «Стихии» – инфраструктурные, образовательные и спортивные проекты, а также высадка деревьев, устойчивых к сухому климату.

Хочется верить, что, рассказывая о проблемах Приаралья, искусству действительно удастся сплотить людей для борьбы с новыми угрозами окружающей среде и в итоге привести к возрождению всей экосистемы региона.

декабрь 2021